search
main
0

Сказка «из топора». Режиссер Владимир Наумов решил «воскресить» Пушкина

6 декабря легендарный кинорежиссер, сценарист, продюсер, педагог, народный артист СССР Владимир Наумов отмечает день рождения. Ему 88, но он и не думает оставлять режиссерское кресло. Сейчас Владимир Наумович продолжает работу над фильмом «Сказки Пушкина».

Первая сказка

В павильонах «Мосфильма» художники-декораторы создали волшебный мир сказки. Над картиной работают два режиссера – Владимир Наумович Наумов и его дочь Наталья. Это уже вторая их совместная работа: в 2009 году на экраны вышел дебют отца и дочери Наумовых – трагикомедия «В России идет снег».

Примечательно, что Наумов, на счету которого такие знаменитые картины, как «Павел Корчагин», «Бег», «Тегеран-43», «Берег», «Выбор», «Джоконда на асфальте» за всю свою долгую режиссерскую карьеру никогда не снимал сказок. Его жанры – драма и трагедия. Но сейчас Владимир Наумович взялся за экранизацию известной пушкинской «Сказки о царе Салтане».

В фильме занято много молодых актеров. Царевича Гвидона играет Владимир Гореславец, его мать – Алиса Сапегина, актриса Ленкома, исполнившая главную роль в сериале «Институт благородных девиц» и его продолжении. А царевной Лебедью стала Елена Никитина, актриса Театра имени Маяковского, сыгравшая в фильмах «Андерсен. Жизнь без любви», «След», «Доктор Тырса».

Семейное кино

Одну из главных ролей в «Сказках Пушкина» исполняет актриса Наталия Белохвостикова – супруга Владимира Наумова.

– Я второй раз занята в экранизации Пушкина, – рассказывает нам Наталия Николаевна. – Когда-то мне довелось играть Донну Анну в «Каменном госте». Соприкоснуться с этим классиком – настоящее счастье для актера! Когда я была маленькая и читала «Сказку о царе Салтане», думала, что так долго, как Бабариха, люди просто не живут. Мне она казалась очень старой и сварливой. Сейчас же я вижу ее совсем иначе: это еще достаточно молодая женщина. Да, она хитрая и коварная, но не такая уж и злая, а скорее, несчастная… И доля-то у нее нелегкая, и, наверняка, влюблена она в Салтана, да не достался он ей — вот и ревнует его… Мне очень интересен ее характер — я хочу сыграть Бабариху именно такой, какой ее представлял Пушкин. Но в то же время понимаю, что образ должен быть понятен детям… А вообще, «Сказка о царе Салтане» – история философская, в ней многое сказано между строк. И обращаться к ней нужно в разном возрасте.

Создатели «Сказок Пушкина» планируют подготовить три версии фильма – для кинотеатров, для телеканалов и для российских школ. Кинокомпания уже провела предварительные переговоры с Министерством образования и науки России о том, чтобы этот фильм показывали школьникам на уроках литературы.

А еще в картине занят Кирилл Белохвостиков, приемный сын Владимира Наумовича и Наталии Николаевны.

– Наш сын Кирюша играет юнгу, – говорит Наталия Николаевна. – Ему досталась достаточно серьезная и ответственная роль. И всеми своими пока еще маленькими силенками он старается исполнять режиссерские указания. Он знает много произведений Пушкина наизусть. И я счастлива, что он снимается в этой сказке, что всем своим нутром Кирюша тянется к слову, к стиху, к ауре великого поэта. Надеюсь, все это станет для него добрым напутствием на жизненном пути. Ведь мы с Владимиром Наумовичем в воспитании Кирилла проходим через такие же сложности, что и миллионы мам и пап: когда ребенка невозможно оторвать от компьютера и вытащить из Интернета. И мне очень хочется, чтобы эту сказку дети смотрели вместе со своими родителями, потому что сегодня в отношениях между родителем и ребенком, к сожалению, нет той теплой магии общения, которая была раньше, когда, например, вместе читали книжку перед сном. От этого разобщения и утрачивается связь между поколениями, а отсюда – все наши беды…

Великое пушкинское слово

Отец и дочь Наумовы выбрали для своего нового фильма произведение Александра Сергеевича по нескольким причинам.

– Наш современный разговорный русский язык пошел именно от Пушкина, – поясняет Владимир Наумович. – Так что эта экранизация должна стать достаточно актуальной, особенно для подрастающего поколения, которое знания и лексику черпает не из книг, а из Интернета. В этой сказке мы полностью сохраняем авторский текст…

Однако то, что Наумов ни на йоту не изменил пушкинский текст, не означает, что в фильме нет режиссерских находок. Главная из них – неизвестный герой. Но зритель сразу же узнает в нем самого Александра Сергеевича Пушкина.

Возвращение в детство

Юрий Стоянов, ни секунды не раздумывая, согласился сниматься в картине Наумова.

– «Сказка о царе Салтане» – любимая сказка моей дочери. Когда Катюша была маленькая, я читал ей про царя Салтана перед сном, а когда она стала ходить в школу, мы вместе учили эту сказку наизусть, – рассказал актер. – Поэтому я с радостью согласился на роль царя Салтана. Но тут же пресек все «мемориальные» мысли: мол, Пушкин – это классика, это нужно играть серьезно… Чтобы персонаж, особенно сказочный, получился — «плясать» нужно от баловства, от легкого хулиганства. Только тогда можно самому вернуться в детство и вернуть в него зрителя. Оказалось, что с Наумовым «хулиганить» очень просто: я и не подозревал, что человек, которому хорошо за 80, может в проказах дать фору любому мальчишке! С Владимиром Наумовичем я работаю впервые, и он удивил меня умением выдумывать что-то на ходу. Именно благодаря ему мой Салтан получается непосредственным, открытым, очень эмоциональным, немного хитрым и слегка дурашливым…

От Наумова до Феллини – рукой подать!

Финансовую поддержку съемкам «Сказок Пушкина» оказывает одна из государственных структур России – Федеральный фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии. Правда, он смог выделить для масштабной экранизации лишь небольшую сумму. Недостающие средства вкладывает кинокомпания «Союз Навона». Бюджет получился скромный, но создатели картины умудряются делать все на высшем уровне, проявляя чудеса изобретательности. И, похоже, что эта «сказка из топора» удается на славу…

– В середине 60-х годов прошлого столетия, когда режиссер Александр Птушко снимал свою «Сказку о царе Салтане», бюджет картины по тем временам был шикарный, – замечает исполнительный продюсер фильма Евгений Зорин. – В современном же российском кинематографе все по-другому. И уж совсем печалит сегодняшняя система финансирования детского кино. Культура в России и так дотируется по остаточному принципу, а детям достается то, что осталось после того, как уже «подмели» и «пропылесосили» те, кто работает для взрослых. И соглашаясь играть в детском кино, профессионалы понимают, что от них потребуется не только большой талант, но и готовность работать за символическую плату. Но ведь не все меряется деньгами! Есть поколение режиссеров, с которыми актерам за счастье даже просто побыть рядом. Наумов – один из них. Как же можно отказать такому замечательному человеку?! И уж совершенно невозможно этим отказом обокрасть себя. Стаж режиссерской работы Владимира Наумовича – больше 60 лет, он начинал еще при Сталине. Как говорится, от Наумова до Феллини – рукой подать!

Фото кинокомпании «Союз Навона»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте