search
main
0

Сказка и быль. Наша система образования дает мальчишкам и девчонкам знания, умения и развивает их таланты и способности

​Когда говорят о развитии системы оценки качества и востребованности образовательных услуг, под этим понимают работу по развитию системы поиска и поддержке талантливых детей, и прежде всего рост участников во всех этапах Всероссийской предметной олимпиады. Практически каждый второй ученик проявил интерес к олимпиаде и участвовал хотя бы в одном из этапов Всероссийской олимпиады школьников.

Как итог, количество победителей и призеров регионального этапа в этом году выросло на 20 человек (2010 год – 744 участника, 2011 год – 764), а число обладателей дипломов заключительного этапа олимпиад возросло до 70.Эффективность выступления команд Московской области на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам составила 42,7 процента (85 человек).Неоднократными победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады стали ученик 11-го класса Ярослав Головачев из кокошкинской школы №1 Наро-Фоминского района, одиннадцатиклассники Марина Калинина из дмитровской гимназии «Логос» и Иван Решетников из физматлицея Долгопрудного. Более 23 человек из разных муниципальных образований области по самым разным предметам крепко удерживают лидирующие позиции в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников уже в течение двух лет.В этом году особенно укрепились наши позиции по физике. Роман Асташкин, выпускник лицея научно-инженерного профиля Королева, завоевал бронзовую медаль на Международной олимпиаде по физике в Таиланде, Анастасия Дианова и Илья Склонин, девятиклассники физматлицея Сергиева Посада, и Давид Френклах, учащийся 10-го класса физматлицея №5 Долгопрудного, стали бронзовыми призерами олимпиады по физике на Международной олимпиаде школьников «Туймаада-2011».Одним из ключевых условий является системность в работе, что на уровне муниципального образования подразумевает наличие муниципальных программ поиска, поддержки и развития одаренных детей и их реализацию.Ярким примером можно назвать систему работы, выстроенную в Реутове, которая основана на реализации разработанной муниципальной программы «Одаренные дети. От детского сада до вуза». В настоящий момент в городе, где 10 общеобразовательных школ, 5 обладателей Премии Президента России, 62 стипендиата именной премии губернатора Московской области, 367 школьников и 9 учителей – обладатели ежегодной премии главы города.При этом хотелось бы обратить внимание, что на фоне показателей по Российской Федерации Московская область занимает одно из ведущих мест (4-е) по объему финансовых средств, целенаправленно выделяемых на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи из регионального бюджета. Однако нам есть куда продвигаться и в плане охвата детей школьным, муниципальным и региональным уровнем олимпиад, и в плане предоставления детям возможности получать доступные, качественные услуги дополнительного образования по выбору, и в части создания современных условий для занятий творчеством.Говоря о детях одаренных и талантливых, мы не должны забывать о главной задаче школы: не только предоставить всем детям без исключения качественное образование, но и, что крайне важно, уберечь их от социальных рисков, вторгающихся в их жизнь уродливыми отклонениями от нормы человеческого бытия.Речь идет о социальном сиротстве и жестоком обращении с детьми. Профилактика асоциальных явлений в виде социального сиротства осуществляется через выявление количества детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также фактов жестокого обращения с детьми, проводятся ежеквартальный мониторинг и ежемесячные плановые проверки деятельности территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству через детский телефон доверия в муниципальных образованиях области.В 2010 году выявлено 107 случаев жестокого обращения с детьми. По каждому факту было возбуждено уголовное дело, предусмотренное статьей 156 УК РФ, и назначено наказание. В связи с жестоким обращением с детьми 56 родителей лишены родительских прав. Все дети устроены в приемные семьи, переданы под опеку или в учреждения для детей (это на 25 процентов меньше, чем в 2009-м).Благодаря усилению межведомственного взаимодействия, организации работы по раннему выявлению неблагополучия в ряде муниципальных образований Московской области наметились позитивные пути решения проблемы социального сиротства: Дмитровский, Ступинский, Люберецкий, Одинцовский, Каширский, Клинский, Ногинский, Лосино-Петровский, Озерский, Рузский районы, городские округа Дубна, Ивантеевка. За 2010 год количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось на 8 процентов, количество детей, находящихся в социально опасном положении, снизилось на 849, а количество семей, находящихся в социально опасном положении, – на 706.Под особым контролем Министерства образования и муниципальных органов управления образованием находится вопрос всеобуча. Зачастую именно на основной ступени общего образования чаще всего проявляются проблемы, приводящие детей к асоциальным поступкам.В прошедшем учебном году произошло снижение количества обучающихся, не посещающих учебные занятия без уважительных причин.По итогам 2010 года на учете в органах внутренних дел по Московской области состоят 12787 несовершеннолетних группы риска. Это на 1,1 процента меньше, чем в 2009 году. Данное снижение является результатом плана совместных мероприятий ФСКН России по Московской области ГУ МВД России и Министерства образования Московской области по исполнению закона Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области». План уже начал давать положительные результаты: на 16 процентов снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними; на 12,3 процента – количество опасных деяний. В целом снижается удельный вес подростковой преступности, который на сегодня составляет 3 процента.Положительные результаты дает работа по формированию зон безопасности вокруг образовательных учреждений всех типов и видов в рамках межведомственного Плана совместных мероприятий Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Московской области, ГУВД по Московской области и Министерства образования Московской области. В результате по итогам 2010 года на 15,9 процента сократилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных подростками, на 62,5 процента – преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения.Активизация работы по созданию механизмов и условий для социализации, социальной адаптации и эффективной самореализации подростков – одна из важнейших задач дополнительного образования, в котором на сегодняшний день работает 310 учреждений с общим охватом около 286 тысяч воспитанников; это 47,3 процента от общего числа школьников, что выше общероссийского показателя на 8,6 процента.В 2011 году перед системой дополнительного образования стоит важная задача – перенести главный акцент на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций для решения вопросов социальной адаптации и эффективной самореализации детей и подростков. Опыт такой деятельности сформирован в Дубне.Важным направлением деятельности остается целенаправленная работа по патриотическому воспитанию через военно-патриотические клубы, центры патриотического воспитания, историко-краеведческие кружки, поисковые отряды. Охват обучающихся общественными объединениями патриотической направленности составляет свыше 25 тысяч человек.В нашей работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних важную роль играют отряды юных друзей милиции.На фоне проблем, возникающих у наших детей как следствие потери нравственных ориентиров либо из-за попадания в неблагоприятную социальную среду, либо в условия материального достатка при отсутствии должного внимания и любви, особое значение приобретает дальнейшее развитие системы духовно-нравственного воспитания.Совместно с Московской епархией Русской православной церкви разработана и внедрена программа «Основы православной культуры», которая преподается 86 тысячам учащихся всех возрастных категорий в 1070 школах Московской области, а в системе дополнительного образования в 109 учреждениях – для 24 тысяч воспитанников. Для этой работы подготовлено более 1900 педагогов.С 2010 года организовано преподавание предметов духовно-нравственной культуры в форме факультативных занятий в учреждениях СПО и НПО, куда направлен дополнительный тираж учебно-методического комплекта «Духовное краеведение Подмосковья»; также электронная версия учебника.В 2011-2012 учебном году намечен новый рубеж: введение занятий по духовно-нравственной культуре в дошкольных образовательных учреждениях, которые проводятся уже в 430 детских садах для 27 тысяч воспитанников. Подготовлен к изданию экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир. Православная культура для малышей», и уже в этом году пройдет курсовая подготовка для воспитателей детских садов.Буквально перед началом нашей конференции мы получили информацию об итогах окружного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» 2011 года по Центральному федеральному округу. Первое место заняла Лариса Александровна Захарова, директор воскресной школы «Ветроград» при Михаило-Архангельском храме Пущина. С удовлетворением хочу отметить, что это традиционные победы и успехи для наших педагогов, что мы оцениваем как результат совместной с епархией системной, целенаправленной работы в данном направлении.Приоритетом политики в сфере детства является формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, что особенно актуально в контексте организации занятости детей и подростков в свободное от учебы время, в том числе и для профилактики асоциального поведения.Здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса должен стать важной частью уклада новой школы. Хочу отметить команды – победители во Всероссийских президентских состязаниях:- ново-харитоновская школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов Раменского района (сельская школа);- лицей города Климовска (городская школа).Важным фактором сохранения здоровья детей, улучшения демографической ситуации служит совершенствование системы питания школьников в общеобразовательных учреждениях. В 2011 году на реализацию мероприятий по совершенствованию организации школьного питания в долгосрочной целевой программе «Развитие образования Московской области на период 2009-2012 годов» предусмотрены средства в объеме 150 млн рублей. Мероприятия программы направлены на обеспечение школьников горячим питанием, внедрение современных технологий, развитие материально-технической базы столовых.В 2011 году программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» позволит охватить этой новой формой образования 383 ребенка в 21 муниципальном образовании. В связи с этим главной задачей управленцев станет организация своевременного оснащения рабочих мест учителей и детей-инвалидов специальным учебным оборудованием. А специалисты Педагогической академии научат детей, их родителей и учителей его использовать.Статус региональной инновационной площадки на сегодняшний день у нас имеют 73 школы области – победители областного конкурса муниципальных образовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы. Сборник, отражающий их основные достижения, педагоги получили. Каждая из этих школ получает инновационное оборудование в соответствии с планами перспективного развития на сумму в 934,39 млн рублей.Однако перед нами стоит задача существенного расширения инновационного поля и вовлечения в творческую деятельность большего числа участников образования. Одной из составляющих этого механизма станет внедрение в систему планирования деятельности общеобразовательных учреждений методических рекомендаций по разработке проектов перспективного развития школ. Эти рекомендации должны стать ориентиром по выстраиванию каждой школой своего собственного проекта развития, так как это озвучено в послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.В 2011-2012 году особое внимание главам муниципальных образований следует обратить на оптимизацию сети образовательных учреждений, которая должна быть направлена на выравнивание школ с точки зрения их результативности. Это в первую очередь развитие ресурсных центров по сетевому взаимодействию на базе лучших школ, создание их филиалов, позволяющих предоставить качественное образование всем без исключения школьникам. Такие меры позволят снять многие вопросы социального напряжения, в том числе приема в первые классы.Большой опыт по развитию государственно-общественного управления в образовании через управляющие советы, которые на сегодня созданы в каждой школе, должен быть использован для повышения профессионализма общественных управляющих; решения школьных советов должны стать более действенными и весомыми. Это первая задача, которую необходимо решать.Вторая задача – это задача по разъяснению смысла и целей модернизации общего образования. Для ее решения должна быть создана система информационного сопровождения проектов, обеспечивающая открытый характер процесса и результатов, диалог с педагогическим сообществом и общественностью. Как на региональном, так и на муниципальном уровне она предусматривает широкий спектр каналов и форм коммуникации: это специализированные сайты, «горячие линии», публикации в СМИ, встречи с педагогами и населением, публичные отчеты школ.Конечно же, качественное, доступное образование для наших детей, их школьная подготовка не являются самоцелью. Это ступенька, которая ведет их к профессиональной подготовке в системе профессионального образования, которое на сегодня предоставляет возможность вариативного обучения в 380 образовательных учреждениях Московской области со значительным преобладанием федеральных и негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Именно эти учреждения являются основным источником обеспечения рынка труда квалифицированной рабочей силой и специалистами среднего звена.Ежегодный выпуск квалифицированных рабочих профучилищами составляет около 12 тысяч человек, а учреждениями СПО – более трех с половиной тысяч квалифицированных специалистов и рабочих.Вместе с тем сохраняется отрицательная тенденция трудоустройства выпускников по специальности, притом что спрос на квалифицированную рабочую силу и специалистов в течение 2010 года увеличился на 0,38 процента и составляет в настоящее время свыше 340 тысяч человек. Между тем планы приема в учреждения начального профессионального образования с 2002 года уменьшились в 2 раза (за последние 3 года – на 1,5 тысячи человек). Мы понимаем, что этот дефицит связан прежде всего с качественным изменением типа современной экономики и обострением демографической ситуации. И решение этой проблемы видится в децентрализации ответственности, дальнейшей регионализации системы среднего профессионального образования и оптимизации системы профессионального образования на основе межуровневой интеграции.Примером этого служит инновационная модель среднего профессионального образования на базе семи профучилищ в Орехове-Зуеве, Мытищах, Люберцах, Воскресенске, Ликине, Дулеве, Раменском, которая будет реализована в 2011 году.Видновский профессиональный колледж принимает участие в программе «Приток». Данная программа разработана с целью привлечения на работу в аэропорт Домодедово талантливых и целеустремленных студентов высших и средних специальных учебных заведений в качестве молодых специалистов. Администрация профучилища №64 активно работает по линии социального партнерства с администрацией городского округа Химки и научно-производственного объединения имени Семена Лавочкина. Большого внимания достоин опыт учреждения специальной стипендии главы г.о. Химки, которую уже в течение трех лет выплачивают обучающимся этого училища по востребованным в городе профессиям.Подтверждением роста качественной подготовки выпускников и повышения престижа профессиональной школы являются результаты участия в федеральных конкурсах в номинации «100 лучших образовательных учреждений России» и «100 лучших образовательных учреждений НПО России».Золотой медалью «Европейское качество» отмечены шесть учреждений среднего профессионального образования и четыре учреждения начального профессионального образования. Меняется сам образ выпускника системы начального и среднего профессионального образования: сегодня каждый 6-й выпускник получает диплом с отличием.Привлекательность начального и среднего профобразования обеспечивается сохранением всех форм социальной поддержки обучающихся, общий объем финансирования которой составляет 1,8 млрд рублей в год.Новый учебный год является годом перехода профессиональной школы на новое поколение стандартов, что расширит спектр специальностей и профессий, обеспечит получение повышенных разрядов.Главным индикатором эффективности работы профессиональной школы Подмосковья станет показатель трудоустройства выпускников по специальностям, востребованным на рынке труда региона, на сегодня он составляет 58 процентов.Мы живем в новом, удивительном мире! Вот одно из подтверждений этому. Может быть, вы слышали, что недавно голливудский актер и мастер боевых искусств Стивен Сигал написал открытое письмо премьер-министру РФ Владимиру Владимировичу Путину с предложением встретиться и обсудить возможное сотрудничество с общественным движением «Россия 2045», которое обещает с помощью высоких технологий значительно улучшить качество жизни людей и сделать их практически бессмертными к 2045 году. Актер верит, что именно российские ученые способны решить эту задачу – победить старение и смерть. Конечно, до 2045-го еще очень далеко. Но вдумайтесь: сегодняшним первоклассникам в 2045 году будет чуть более сорока лет – возраст расцвета для ученого. И если наша система образования даст этим мальчикам и девочкам то, чего они ждут, – знания, умения, развитие их талантов и способностей, – может быть, они действительно перевернут мир и реализуют мечты многих поколений людей. Сегодня это в наших руках – давайте же сделаем все, чтобы сказка стала былью.Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте