search
main
0

Сказка – друг

Формирование творческого воображения

Воображение – наиважнейший умственный процесс, он присущ только человеку. Человек может изменять окружающий мир с помощью воображения, создавать произведения искусства и делать всевозможные научные открытия. Силе воображения человека первоначально обязано все: и первые сказки, услышанные нами в детстве, и самые величайшие открытия.

Одной из задач воспитательного формирования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО (федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) представляется улучшение общей культуры детей, а также их интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств, самостоятельности, инициативности и ответственности.

Инклюзивное образование предусматривает объединенное обучение и досягаемость качественного образования для каждого ребенка на базе организации общеобразовательного пространства, отвечающего требованиям и разного рода потребностям всех детей.

Одним из важнейших направлений в работе педагогов дошкольных образовательных организаций также является расширение воображения воспитанников. Необходимо создавать условия, в которых дошкольники могли бы проявлять творчество и самостоятельность, приобщаться к художественной литературе и искусству, которые в большей степени способствуют развитию творческого воображения. Воображение у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, посещающих инклюзивную группу, имеет в основном показатели среднего и низкого уровней.

Наибогатейшим ресурсом формирования творческого воображения ребенка значится сказка, говорил П.И.Яничев. Сказка – это художественное прозаическое произведение волшебного, бытового или авантюрного характера, в котором имеют место фантазия, чудесные превращения, вымысел, отмечал он.
Психологи все чаще прибегают к анализу сказок, объясняя, что сказки способны действовать на поведение и совершенствование личности.

Исследователи доказали, что для развития и формирования мышления у малышей необходимы чтение и знакомство со сказками. Сказка учит маленького ребенка размышлять, оценивать поступки сказочных персонажей, оказывает влияние на развитие речи, участвует в тренировке внимания и памяти. Сказка – это своего рода тренировка жизненных навыков для ребенка, исследующего окружающий мир.

Работая в комбинированной группе, которую посещают дети с ОНР, мы разработали и апробировали программу «Волшебники», которая предусматривает работу воспитателей и детей с волшебной сказкой.
Программа включает непосредственно образовательную деятельность, различные методы, формы и средства работы с детьми с помощью волшебной сказки. Все виды деятельности проводились в игровой форме со всеми детьми инклюзивной группы.

Для реализации программы были подобраны волшебные сказки, на наш взгляд, способствующие развитию воображения детей старшего дошкольного возраста и использующие их творческие способности: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Старик-годовик» В.Даля, «Конек-Горбунок» П.Ершова, «Кот в сапогах» Ш.Перро, народные сказки «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна». Работа по программе «Волшебники» проводилась в течение 6 месяцев, по истечении которых был проведен сравнительный анализ уровня развития воображения детей.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов продемонстрировали положительную динамику развития творческого воображения у детей. Проведенная нами работа с использованием составленной программы занятий на основе волшебных сказок стала эффективным условием развития творческого воображения детей инклюзивной группы старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Программа работы с волшебной сказкой может использоваться педагогами дошкольного образования, а также применяться самостоятельно родителями для занятий с дошкольниками в домашних условиях как инструмент развития творческого воображения детей.

Жанна ВОРОБЬЕВА, воспитатель школы №853

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте