Когда-то давно я прочитала утверждение одного учителя, что «школа – это сказка без конца». Мне оно очень понравилось, я захотела «сочинить» свою сказку в школе. Удалось мне это в постановке музыкально-театрализованных представлений с детьми. На мой взгляд, это одна из самых интересных форм работы во внеурочное время.
Все мы знаем, что внеурочная деятельность и дополнительное образование осуществляются после всех уроков, во второй половине рабочего дня. И одна из проблем – заинтересовать учащихся таким занятием, чтобы оно им понравилось, доставило бы удовольствие, способствовало бы развитию их творческих способностей. Малышей легче было заинтересовать, попросить что-то выучить, нарисовать, спеть, обыграть. Ведь в этом возрасте из них можно что-то «слепить», они поддаются. Репетиции всегда проходили на высокой эмоциональной ноте: мы шутили, пели, танцевали. Слова песен дети выучивали быстро, с желанием. Танцы придумывали сами, помогали родители. Очень важно включить самых главных твоих союзников – родителей, активную группу. Мой опыт показывает, что родители, дети и учитель – знаменитый треугольник в образовании – главный помощник в успешной постановке представлений. В начальной школе я никогда не задумывалась о костюмах, этим занимались родители и дети. Лишь только изредка проверяла, «как там у нас дела». Декорации мы готовили сами. Конечно, первоклассникам в этом помогали родители, но вот выучить песню, станцевать или выйти на сцену – все нам было нипочем. Мне кажется, что у малышей боязнь сцены вообще отсутствует. Мы не боялись (по крайней мере, никому не признавались в этом) первый класс, и второй, и третий, и четвертый, держались всегда вместе и поддерживали друг друга до конца. Потом, когда выступление проходило, мы «выпускали дух» и делились своими эмоциями. Вот сейчас я только поняла, почему у нас в начальной школе все получалось – я сама очень сильно этого хотела. Если учитель не захочет – дети тоже не захотят. Я все понимаю: сложная работа, семья, нехватка времени, усталость, перенапряжение, отсюда и нежелание. Никогда не бралась за то дело, которое не хотела бы сделать. Никогда этим раньше не занималась, не проходила специальные курсы, сама училась: брала готовые сценарии, а по ходу репетиции переделывала, как чувствовала, как видела. И получался тогда только мой сценарий. Роли раздавала всем. Никогда и никого не оставляла без участия в спектакле. Самый маленький мой класс – 20 человек, а самый большой – 32 человека. Для самого большого класса выбрала сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Эту сказку мы показывали три раза: для родителей, детского сада и начальной школы. Мы «жили» этой сказкой, проживали ее каждый день. Я ползала с ними по сцене, показывала, как надо пищать, мурлыкать, плакать, хохотать, свистеть, просила у них совета. Вместе с ребятами играла на сцене, исполняла все отрицательные роли. Им это особенно нравилось. Поставили спектакль за три месяца. Никогда не заменяла никого другим, ждали, когда поправится, и снова репетировали. Каждый из ребят знал, что он особенный и без него спектакля не будет.Какой я хотела результат? Хотела, чтобы получилось, хотя бывали моменты, когда сомневалась, что получится. Но не унывала, просила у детей поддержки. Вы не представляете, какие они оптимисты! Желание у меня никогда не пропадало, а вот силы, бывало, «улетучивались». Я никогда не делала это для себя, только для них, для моих малышей, хотела видеть их радостные лица, гордость в глазах, что они это смогли сделать. Вот он мой результат, вот чего я хотела всегда добиться. Их надо постоянно заряжать своими эмоциями, своим желанием.Вот с таким «зарядом» я оказалась в средней школе, переполненная эмоциями и желаниями поставить что-то интересное с детишками постарше. Оказалось, что моего «заряда» не хватает. Ко мне пришли ребята разного возраста, кто-то уже выступал на сцене, кто-то только в первый раз. Но всех их объединяло одно: они «боялись сцены». Среди них были и мои малыши. Где бесстрашие? Эмоциональность? Куда они делись? Понятно, что теперь нельзя кукарекать, ползать, мяукать – засмеют старшие. Пришлось подыскивать такой сценарий, чтобы никого не поставить в тупик. Это сложно. Всем надо угодить. В группу приходят разные ребята: низенькие, толстенькие, очень высокие, с плохой дикцией, с тихим голосом. Я никогда не «отбирала» детей и работала со всеми, кто ко мне приходил, никому не отказывала. С маленькими учениками было проще, они воспринимали это все как игру, забаву, веселье. А с ребятами постарше все по-другому, тут важно и увлечь, и раскрыть, и научить, а главное – не обидеть. Теперь роли распределяем вместе, если есть конкуренция, даем шанс каждому, вместе решаем, у кого лучше. Родители, к сожалению, в средней школе менее активны, чем в начальной, поэтому костюмами занимаемся сами. Ребята перегружены во второй половине дня, кто-то отпрашивается, кто-то заболел, у кого-то другие дела, и он сегодня не сможет. Набираемся терпения и всех ждем. В основной школе сказки я ставлю только первый год. Проблем много: плохо учат, «лентяйничают», собрать всех трудно, «вредничают», когда их роль не устраивает, а самое важное – трудно сплотить новую «разную» команду. Нужен не один год, не одно выступление. Терпение и желание – вот что самое главное.Какой я хочу результат получить сейчас? В начале года ко мне в группу пришел мальчик, который очень плохо читал и не мог выучить несколько строк, а еще боялся сцены. Начинали с малого – с роли старика в «Сказке о рыбаке и рыбке», закончили ролью Северного оленя в сказке «Снежная королева». Сцены мы теперь не боимся. Другой артист перед вторым выступлением сказал мне, что больше не придет в группу, так как боится сцены. Но на следующей неделе после выступления он пришел снова, улыбнулся и гордо произнес: «Я не боюсь! Хочу играть дальше!» Теперь мне стало важно не только, чтобы получилось, а чтобы мои юные артисты смогли преодолеть свои внутренние страхи самостоятельно. У меня желание есть, и оно огромное, надеюсь, что оно поможет моим юным артистам.Екатерина АНДРЕЕВА, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования школы №1269
Комментарии