Скажу по секрету, проработав в школе 21 год, я совсем не мечтала в чем-то участвовать, потому что уже чувствовала себя вполне состоявшимся педагогом. Но так сложились жизненные обстоятельства… В общем, мне посоветовали сделать это, а заодно и поучаствовать в ПНПО. И мне не оставалось ничего другого, кроме как выиграть грант, а потом и победить в региональном конкурсе. А дальше было просто общение без какого-либо азарта. На финале, в Туле, я просто показывала то, что умела, совсем не стремясь кого-то чему-то научить или кому-то что-то доказать.
А вообще конкурсы я не люблю, ибо считаю, что они нужны только тому, кто в них участвует, и не более того. Остальному сообществу от них только головная боль. Вот лично мне он пошел на пользу, но только потому, что с его помощью я многое в своей жизни изменила. Что же касается обобщения опыта, проверки себя в стрессовой ситуации, отработки умений решать нестандартные педагогические задачи в незнакомой обстановке, то в обычной жизни рядовой преподаватель с этим, как правило, не сталкивается. Но для системы образования конкурс мало что дает, в этом я убеждена.
И я очень хочу, чтобы меня услышали. Я знаю, что конкурс одним помогает остаться в профессии, сделать карьеру, а другим, увы, намекает, что они тут лишние. Среди конкурсантов немало тех, кто потом уходит на повышение, становится депутатами, политиками и даже министрами. Но дело в том, что «Учитель года» с его замечательными результатами ничего не меняет в системе. Опыт конкурсантов крайне плохо тиражируется и почти не транслируется. Во многом потому, что отличные результаты конкретного педагога – это только его результаты, которые может дать только он благодаря его харизме. И мы можем лишь порадоваться за него, а вот как именно он достигает успеха в работе, остается за кадром, хотя именно это самое главное.
Это мне более чем понятно, ведь у меня есть второе образование – менеджерское, и я вижу здесь большой изъян: нет серьезной аналитики, направленной на переосмысление того, как опыт одного человека распространить на всех, дать алгоритмы успеха, которые можно было бы применять на практике в любом регионе.
Тем не менее мне самой конкурс позволил устроиться в очень хорошее училище, где я сейчас работаю. А требования к преподавателям здесь очень серьезные, абы кого не берут.
Эллина ГЕРМАН, учитель русского языка и литературы Ставропольского президентского кадетского училища Ставрополь
Комментарии