search
main
0

СкаЖИ и напиШИ. Использование игр на уроках в начальной школе

Педагогам уже давно известно, что воспитание и развитие, которое дети получают на ранней жизненной стадии, оказывает решающее воздействие на их интеллектуальный уровень. Впоследствии ребенку будет значительно сложнее приобрести столь важные для него качества. Поэтому чем раньше начнется его умственное развитие, тем успешнее будет развиваться интеллект. Если же время упущено и уже в начальной школе ребенок испытывает трудности в обучении, то необходимо как можно быстрее начать коррекционно-развивающую работу, учитывая причины, вызывающие затруднения.

В дошкольном и младшем школьном возрасте универсальной базовой методической единицей, включающей ребенка в учебную деятельность на основе интереса и эмоционального подъема, является игра, потому что именно она позволяет легко и безболезненно устранить многие личностные деформации. Только игра открывает «шлюзы» и направляет ресурсы детей в учебную сферу.

Официальная педагогика понятие «развивающе-обучающие игры» не использует. Однако предлагаемые издательством «Дрофа-Медиа» игры не только развивают мыслительную деятельность, но и одновременно обучают основам русского языка, литературы, математики, естествознания, иностранного языка и других школьных предметов. Развивающее направление игр способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей и их тренировке. Обучающее направление игр помогает лучше усваивать и закреплять знания, приобретенные на занятиях или на уроках, пробуждает у детей интерес к изучаемым предметам. Общее направление развивающе-обучающих игр позволяет воспитывать у детей наблюдательность, умение слушать и слышать других людей, культуру поведения и общения.

Все сказанное относится ко всей продукции «Дрофа-Медиа», независимо от возраста. Например, игра из серии «Дидактическое лото» «Прятки с буквами» рассчитана на детей 5-9 лет. Для дошколят предлагаются варианты игр на развитие и тренировку внимания, памяти, восприятия, мышления, без чтения слов. А школьникам предложены правила, позволяющие познакомиться с основными орфограммами русского языка и закрепить умение писать слова с данными орфограммами, при этом тренируя внимание, память, мышление, речь.

Давайте рассмотрим фрагмент урока русского языка в первом классе. Тема: «Орфограмма ЖИ – ШИ. Постановка учебной задачи».

Класс делится на 3-6 групп, каждая из которых получает сюжетную карточку. Учитель показывает маленькие карточки с предметами. Группа, у которой на сюжетном поле изображен данный предмет, называет его и пропущенную букву, после чего кладет карточку на соответствующую часть поля.

Когда все карточки заполнены, учитель предлагает детям выписать с карточек все слова, в которых встречаются буквы Ж и Ш, обращая внимание на буквы, стоящие рядом с этими предметами. И здесь возникает вопрос: если при написании слов рыжик и уши мы слышим звук Ы, то тогда почему на сюжетных карточках поставлена буква И? На этом этапе урока учитель пишет на доске большой знак вопроса и советуется с детьми – что здесь, ошибка или секрет русского письма, и так ли нам важно знать это. Ученики, настроенные на предыдущих уроках на то, что безграмотным человеком быть некультурно и что нужно учиться грамотно писать, конечно же, стремятся выяснить, в чем же суть проблемы и где ее решение.

Это и является продолжением следующих уроков по данной теме. Эта работа занимает не более 15 минут урока, но при этом дети успевают потренировать внимание, умение общаться и работать в группе на основе взаимного уважения, а также подходят к первой изучаемой орфограмме, приняв самостоятельное решение разобраться в этом вопросе.

Или вот другой вариант – игра «Собираем урожай» из серии «Мои первые игры», рассчитанная на младший дошкольный возраст. Действительно ли ее возрастной диапазон настолько ограничен или эта игра может найти свое применение и на уроках в начальной школе? Как показывает практика, может.

На уроке письма в первом классе многие учителя используют для тренировки мелкой моторики пальцев рук так называемый метод штриховки. Данная игра позволяет превратить эту работу в увлекательное занятие. Вначале учитель раздает детям вырубку растений, а рамки от них раскладываются по всему классному помещению. Ребятам предлагается «найти для своего плода подходящую корзинку». Выполнение этого задания развивает и тренирует внимание и глазомер. После этого каждому нужно обвести на листке в линейку контуры своего растения и «заштриховывать» его элементами, заданными учителем или элементами по собственному выбору.

На уроке рисования детям раздаются «корзинки», а вырубки растений раскладываются по всему классному помещению. После того как они соединят пары предметов, в альбомном листке им нужно обвести контуры растения, а затем раскрасить его по образцу, дорисовывая недостающие элементы целого растения и создавая фон.

На уроке трудового обучения можно предложить выполнить то же задание, но только растение нарисовать на ткани и вышить нитками.

Таким образом, игра позволяет одновременно развивать у ребенка моторику рук, память, внимание и творческие способности, воспитывать аккуратность в работе.

А в игру «Лесная школа» из серии «Запоминайка» дети любят играть как на переменах, так и в группе продленного дня, а особенно на уроках русского языка. Учитель разделяет парные карточки на два одинаковых набора. Одна карточка с лисенком находится в одном наборе, а другая – в другом. Один набор учитель оставляет у себя, а другие карточки раздает детям по 1-3 штуки (в зависимости от количества человек в классе и их особенностей развития) картинками вниз. По первому условному сигналу учителя дети открывают свои карточки и запоминают нарисованных на них животных. По второму сигналу карточки переворачиваются обратно картинками вниз. Затем учитель показывает по одной карточке, а дети, узнав свою пару, берут карточку и кладут рядом с предполагаемой парой. Когда все пары найдены, по условному сигналу учителя карточки переворачиваются картинками вверх и проверяется правильность выполнения задания.

После этого учитель предлагает детям записать название животного, нарисованного на своей карточке, карточке соседа по парте, карточках соседей по парте сзади и спереди; придумать и записать про него предложение или небольшую историю.

Думаю, что многие творчески работающие педагоги смогут предложить и свои варианты использования игр.

Все предлагаемые игры можно применять в условиях помещения и на природе, важно лишь найти для этого ровную и гладкую поверхность для игры. Они также будут полезны для диагностической и коррекционно-развивающей работы психологам, логопедам, дефектологам и другим специалистам в области образования.

Александр ТАРАСОВ, учитель начальных классов лицея №18, кандидат психологических наук, Калининград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте