Так уж случилось, что во всех подробностях мы изучаем египетских, греческих, римских богов, а своих даже не знаем, как звать. Познакомьтесь с языческим миром наших предков.
Мать Земля и Отец Небо. Языческие славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Другое имя Неба было Стрибог – в переводе на современный язык «отец-бог». Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине – одного мужа. Землю мы до сих пор называем Матерью, и это трудно оспорить. Только вот далеко не всегда обращаемся с ней, как положено почтительным детям. Зато предки относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. Десятого мая справлялись «именины» Земли: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью, а то и вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, делая, таким образом, ложь невозможной. Считалось, Земля не станет носить обманщика. И сейчас мы еще требуем иногда, когда нужно нерушимое обещание: «Ешь землю!» Как же звали славяне великую богиню Земли? Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь.
Даждьбог Сварожич. Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь – два небесных Пламени и одно земное – родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Бога Солнца называют Даждьбогом. Это не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, это значит – «дающий бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых золотогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки – утром и вечером – он пересекает Океан-море на ладье, запряженной гусями, утками, лебедями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (т.е. талисманам) в виде уточки с головой коня.
Утренняя и вечерняя зори считались сестрою и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния (православный Иванов день) торжественно праздновали их брак.
Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был… крест! Прищурьтесь, глядя на Солнце, – и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ, легко прижился на Руси.
Перун Сварожич. Перун – славянский бог Грозы, бог Грома и Молнии. Его представляли немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Славяне видели своего бога мчавшимся среди туч верхом на коне либо в повозке, запряженной крылатыми жеребцами – белыми и вороными.
Отчаянно гремят по неровностям туч колеса – вот откуда гром, вот почему кажется, что он «катится» в небесах. Еще говорили, что гром и молния – эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить богов и людей – похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А третьи говорили, что гром – это шум свадьбы Неба с Землей: известно же, как хорошо все растет после грозы. Топору – оружию Перуна – люди издревле приписывали чудесную силу. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна – так называемый громовой знак, похожий на колесо с шестью спицами. Когда у славян появились князья и дружины, Перуна стали считать покровителем воинов.
После крещения вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под другими именами. Вот и Перун «передал» многие свои свойства Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.
Огонь Сварожич. Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. В древние времена огонь был центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. В глубокой древности огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже собирал вокруг себя несколько поколений рода – большую семью, символизируя ее нераздельную общность. Нечистая сила не смела приблизиться к огню, зато огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда обычай прыгать парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь над пламенем, не расцепив рук, – их любви суждена долгая жизнь. Да и саму любовь мужчины и женщины считали подобной огню. Недаром мы до сих пор говорим: «Любовь вспыхнула в их сердцах…»
Как звали бога Огня? Ученые не имеют единого мнения по этому поводу. Вероятнее всего, его имя было настолько священно, что люди старались пореже произносить его вслух, заменяли иносказаниями. А со временем оно просто забылось. Зато не забылись приметы, связанные с огнем. В присутствии огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе… да печь в избе!» Русская сваха, явившаяся сватать невесту, в любое время года протягивала руки к печи: тем самым она призывала огонь в союзники. Новобрачную молодой муж торжественно трижды обводил вокруг очага. И, наконец, со словами: «Сколько кусочков, столько и сыночков», – разбивали перед новобрачными горшок, только что побывавший в огне.
Род и Рожаницы. У древних славян были боги, особо «ответственные» за процветание и размножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это Род и Рожаницы. Некоторые ученые утверждают, что Род – это мелкое «семейное» божество вроде Домового. Другие считают Рода одним из самых важных богов, принимавших участие в создании Вселенной: ведь согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети. Рожаниц было две: Мать и Дочь. Рожаницу-Мать славяне связывали с периодом летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада. От этого имени пошли слова и понятия, имеющие отношение к установлению порядка: «ладить», «наладить», «лада», «ладо» – ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене.
Леля – дочь Лады, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют люлькой, бережное отношение к ребенку передают словом «лелеять», а само дитя и сейчас часто называют лялечкой. Леля – богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, что именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае.
Олеся ПЕТРОВСКАЯ, учитель истории и общественных дисциплин Речицкой средней школы, Брянская область
Комментарии