search
main
0

Сказ про «обучалку». или Почему в России так мало хороших программ

Давно ли или недавно, и не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а в постперестроечной России, в нашем славном стольном городе Москве жил да был Иванов Иван Иванович – научный сотрудник одного очень уважаемого научно-исследовательского института. И была у него одна мечта: хотелось ему, чтобы школьники в устройстве компьютера с малолетства могли уметь разбираться, и не просто учиться этому делу достославному скучно и нудно по учебникам да инструкциям заморским, а играть могли весело в игру компьютерную все вместе, целым классом да через локальную сеть.

Думал-думал Иван Иванович три дня и три ночи думу тяжкую. И придумал-таки забаву молодецкую – чтобы и побегать в ней можно было за монстрами всякими – змеями-горынычами иностранными, и задачки решать всякие для развития ума, да заодно и с устройством ЭВМ познакомиться. Сел Иван Иванович да за верного персонального коня по прозванию Пентиум да кликнул свою верную мышь. Дважды на иконке Вордовской. И поскакал…

Долго ли, коротко ли скакал Иван Иванович пальцами по клавиатуре, нам неведомо. Но получилось у него целое техническое задание – и концепция там, и описание вида внешнего – «интерфейса» по-забугорному, и клавиши все расписаны – что нажимать надобно, дабы монстров побеждать да задачки решать правильно. Распечатал все это принтер лазерный, и задумался наш Иван Иванович, как бы этот проект заманчивый реализовать бы да на практике…

Многим показывал Иван Иванович друзьям-приятелям свой проект замечательный. Головами качали друзья-приятели. «Нет аналогов игре твоей», – баяли. Только вот не было среди них программистов опытных да художников умелых, чтобы игру ту в биты-байты воплотить. И пошел тогда Иван Иванович по фирмам отечественным искать, не возьмется ли кто игру ту изготовить да в свет выпустить, детишек порадовать да и уму-разуму их поучить ненавязчиво. Не желал он творение свое иностранным супостатам отдавать, хотел России-матушке отдать его в пользование.

Многим предлагал Иван Иванович программу свою. И большим фирмам, и маленьким. И по е-мейлу гонцов электронных посылал к менеджерам коммерческим, и лично спрашивал. Да все без толку: не хотят те менеджеры такой проект брать. «Мы, – говорят, – лучше заграничное да на русский язык переведем. Не хватит у нас денежек с супостатами тамошними конкурировать!»

На том и кончилась наша сказка. Лежит себе тот проект игры компьютерной в сундуке да на самом дне и полеживает. А Иван Иванович живет-поживает да добра наживает. Только программы с тех пор он зарекся придумывать…

* * *

Ну а нам все-таки стоит кое о чем подумать. Почему, например, в нашей стране так мало собственных хороших программ (и в том числе обучающих), несмотря на то что талантливыми программистами она отнюдь не обижена? (Это по результатам международных олимпиад хорошо видно, да и не секрет, что многие современнейшие технологии разрабатываются нашими согражданами, только «под крылом» иностранных фирм, например той же Intel.) Почему большинство продукции отечественных фирм – изготовителей и продавцов CD-дисков – представляет собой только лишь переведенные на русский язык (часто лишь частично и неряшливо) программы иностранной разработки? А ведь западные программы зачастую ориентированы на совершенно другие образовательные программы, на иную стратегию обучения и другую, как сейчас модно стало говорить, «ментальность» пользователей. Не говоря уже о главном – почему российские фирмы даже не пытаются начать зарабатывать деньги на разработке новой информационной продукции, по сути, предпочитая выступать лишь в качестве продавцов программного продукта?

Ответ на эти вопросы оказался довольно простым. Дело в том, что даже крупной фирме в России невыгодно вообще что-либо разрабатывать. Ведь создание хорошей компьютерной программы – удовольствие дорогое: нужно оплачивать не только труд программистов, художников, создателей сценария и прочих специалистов, но также платить и за любую мелочь, используемую в оформлении программы. Вот яркий тому пример, о котором рассказал один из представителей московской компьютерной фирмы: при создании симулятора «Автомобильные гонки» потребовалось неимоверное количество усилий и времени на получение разрешения… создать для игры «виртуальные образы» тех или иных марок автомобилей. Причем, как выяснилось, иностранные автозаводы шли навстречу гораздо более охотно, чем наши российские чиновники из заводских управлений и дирекций, с которыми согласование разрешения затягивалось на недели.

Окупить же затраты на создание программы в России очень сложно. Прежде всего мешает давно ставшее притчей во языцех компьютерное пиратство. Но самое главное – сама социально-экономическая ситуация в стране, граждане которой в большинстве своем практически нищи и просто не могут платить за программное обеспечение суммы на уровне общемировых цен. Особенно это касается тех, кто мог бы стать основным потребителем такой продукции, – работников науки и образования, поневоле вынужденных пользоваться пиратскими версиями чрезмерно дорогостоящих программ, требуемых им для работы.

Вот и приходится изготовителям CD-дисков принимать единственно возможные в такой ситуации меры – продавать свою продукцию по минимальной цене (сравнимой с пиратской), чуть ли не по себестоимости и соответственно стараться не брать на себя дорогостоящие проекты. Дешевле просто купить у западного разработчика права на «локализацию» программы (то есть ее перевод на русский язык, что для многих компьютерных игр и вовсе, похоже, делается при помощи компьютерных программ, полностью автоматически, если судить по весьма слабому качеству получаемых результатов).

Тем же, кто хотел бы разработать ту или иную программу по собственной идее либо сценарию, предлагается на выбор несколько вариантов:

делать это самостоятельно, на свой страх и риск, надеясь позже заинтересовать уже готовым результатом какую-либо из компьютерных фирм для получения возможности коммерческого распространения программы. Разумеется, это автоматически предполагает наличие у автора необходимых знаний, умений и навыков как в программировании, так и в компьютерной графике и прочих сферах деятельности, требуемых для реализации полноценного мультимедийного и сетевого программного продукта;

нанять программистов и прочих потребных специалистов со стороны, оплачивая их труд из собственного кармана (в надежде окупить затраты позже, когда продукт начнет продаваться), либо попытаться получить грант, для чего нужно представить на рассмотрение комиссии хотя бы частичный вариант уже сделанной программы или подробное техническое задание. А на это опять-таки нужны силы, время и умение. Либо деньги. Кроме того, не секрет, что во многих подобных случаях получатели грантов «известны заранее», а хорошей идеей могут воспользоваться и чужие дяди без всякого присуждения грантов или уведомления ее автора;

создать собственную фирму, для чего надо, опять же, либо иметь солидные средства, либо отыскать других энтузиастов-спонсоров, согласных войти в число соучредителей на условии, что ваш вклад будет чисто «идейным»;

наконец, обратиться к иностранным фирмачам – без гарантии, что ваша идея не будет ими попросту «заимствована», потому как в России еще только создается институт охраны интеллектуальной собственности, многие наши сограждане даже не знают, как к этому вопросу подступиться и к кому обращаться, да и получение патента тоже стоит очень недешево.

В любом случае в проигрыше остаются все. Автор за свое творение (может быть, очень неплохое и «революционное») не получает даже морального удовлетворения, не говоря уже о материальном вознаграждении, в результате чего вряд ли у него появится желание вновь создавать хоть что-то. Пользователи теряют возможность покупать нужные и удобные программы российского производства. Наше государство не получает доходы в казну в виде налогов с продажи дисков, в том числе – чем черт не шутит – и за рубеж. А на полках магазинов, как и прежде, продолжают особо не залеживаться зачастую не столь высококачественные программные продукты, покупаемые либо из-за отсутствия чего-то лучшего, либо потому, что они дешевле.

Можно ли решить эту проблему? Думается, сложно, но можно, при наличии соответствующих стремлений со стороны правительственных чиновников прежде всего. И решать ее надо с учетом нашей российской специфики, а не стремясь сначала ориентироваться на Запад.

Возможно, оптимальным решением сегодня было бы начать с защиты авторских прав на интеллектуальную собственность в общегосударственном масштабе, возродив старый советский институт авторских свидетельств. Необходимо создать особую государственную структуру, которая брала бы на себя все трудности (и организационные, и финансовые) по оформлению патента, по реализации идей и изобретений, по защите прав на них в России и за рубежом, выплачивая автору изобретения по договору с ним определенный процент от суммы доходов. Та же структура должна ведать разрешением на публикацию объектов интеллектуальной собственности, предоставляя значительные льготы, в частности, разработчикам образовательных программных продуктов. Заодно она может взять на себя организационные работы по собственно созданию программ (включая оплату труда коллективов разработчиков или заказов в сторонних фирмах по тендерному принципу), а затем – и по реализации, получая доходы, направляемые затем на оплату разработки других программ.

Одним словом, государство должно наконец стать одним из собственников, а не самоустраняться с арены рыночной экономики и только лишь стричь купоны в виде налогов с продажи. И это пожелание, кстати, относится отнюдь не только к сфере программного обеспечения.

Дмитрий УСЕНКОВ, старший научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте