В жизни каждого человека независимо от его возраста, социального статуса и профессии проблема личной свободы, выбора и ответственности за этот выбор занимает важное место. Перечисленные онтологические и в какой-то мере аксиологические категории издавна являются предметом споров и философских рассуждений. Знакомый всем с детства ветхозаветный сюжет про изгнание Адама и Евы из Эдема – это, пожалуй, одна из первых попыток осмыслить, что же такое свобода – добро или зло и какую цену должен заплатить за нее человек. Профессия учителя сложна и важна именно потому, что понятия свободы, выбора и ответственности составляют ее базис.
В чем заключается свобода современного педагога? В первую очередь это свобода творчества. Учитель вправе выбирать, какой педагогической теории следовать, какой технологии обучения отдать предпочтение. Педагог самостоятельно планирует учебную деятельность: подобно искусному художнику он тщательно прорисовывает мельчайшие детали, из которых в дальнейшем сложится грандиозное полотно. Свобода учителя – это не только свобода профессиональная, но и личностная, нравственная. Какую модель поведения выбрать, как вести себя в непростой жизненной ситуации, учитель решает сам. И здесь мы сталкиваемся с понятием ответственности. Остановимся на нем более подробно. Ответственность педагога, как и его свобода, может быть профессиональной и нравственной. Профессиональная ответственность связана с достижением учащимися планируемых результатов обучения, с пресловутым качеством образования, количеством положительных оценок по предмету. Всем известна прописная истина: на уроке учитель ставит оценку прежде всего себе. Ученические неудачи, как правило, – следствие профессиональных промахов педагога. Мы должны не просто выдавать на-гора определенное количество правил, формул и теорем, мы обязаны прививать любовь и интерес к самому процессу получения знаний. Мне очень нравится высказывание французского писателя и литературного критика Анатоля Франса: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Мастерство настоящего педагога заключается в пробуждении у школьников того самого «аппетита».Нравственная ответственность учителя понятие более сложное. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования главной целью обучения в школе является «становление личностных характеристик выпускника», воспитание гражданина, патриота, человека высоконравственного и интеллектуально развитого. Нравственные качества школьника можно развить только в том случае, если учитель станет примером для подражания. И доля нашей ответственности здесь очень высока. Педагог становится эталоном, на который равняются ученики. Равняются не только на уроке, в школе, но и за ее пределами. Нельзя закрыть двери кабинета и, сняв маску благонравия, спокойно пойти домой. Как говорил древнеримский политик и писатель Марк Катон, «тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом». Выбирая профессию учителя, мы даем своего рода обет жить в согласии с совестью, жить с чистым сердцем и помыслами, ибо от наших поступков, от нашего выбора в малом или великом зависит судьба поколения, страны, да и человечества в целом.Датский философ Серен Кьеркегор некогда писал: «Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом». Думается, это высказывание применимо в отношении учительства. Наша педагогическая свобода заключается в том, чтобы среди невзгод современного мира нести ученикам добро и свет, всегда делать выбор, не противоречащий нормам нравственности и морали, не страшиться в один день все изменить и последовать по новому пути, осознавать важность нашей миссии и не бояться нести ответственность за каждый сделанный шаг.Людмила ВАХИТОВА, учитель информатики гимназии №1409
Комментарии