Андрей К. приехал работать учителем физкультуры в поселковую школу из города. Молодой человек отправился сюда сразу после окончания института, с новенькой, без единой записи, трудовой книжкой, с молодой самонадеянностью и безграничным желанием придумать в педагогике что-нибудь свое, новое, завоевать дружбу и уважение будущих учеников. В общем, начиналось все почти так, как он задумывал. Пусть новых путей в педагогике Андрей пока не изобрел, но искренне старался, чтобы все его ученики просто полюбили физкультуру.
Звали ребята своего преподавателя за глаза Андрюшей. Ласковое прозвище под характер подходило – не позволял себе, например, накричать на учеников, тем паче применить силу по отношению к ребенку.
Иногда, правда, детские шалости могли вывести из себя и уравновешенного Андрея. В школе учился вредный 15-летний пацан, который мог и грубостей наговорить любому учителю, и матерное словечко вслед педагогам пустить… На одном из уроков парень отказался выполнять гимнастические упражнения и уселся на скамеечку, нагло заявив, что ему сегодня делать ничего не хочется. Андрей объяснил, что сделать все равно придется, иначе не за что будет ставить отметку за четверть. Сказал, что переносит ему сдачу упражнений на следующий урок, пусть упрямец подумает. Этот диалог слышали стоявшие неподалеку ребята. Они предупредили учителя: «Вы лучше его не заставляйте! У него папа в тюрьме сидел. Папа в поселке делает что захочет, вот и сын тоже…»
На следующий день папа подростка действительно появился в школе и поступил максимально деликатно, как только смог. Чтобы никто не видел, он вызвал педагога в пустую раздевалку якобы для беседы. А уже там, не задавая сложных вопросов и не пускаясь в излишние объяснения, по-боксерски профессионально, сильно избил его. Андрей, ростом выше нападавшего на голову, шире его в плечах и, конечно, сильнее, за все время избиения не поднял в ответ даже руки. Он не ответил не потому, что струсил. Просто за три месяца своей работы в школе, в течение которых он пока еще не смог открыть новых путей в педагогике, молодой человек понял и почувствовал, что он – учитель. А учитель, по его твердым понятиям, о которых он не читал ни в одной методической книжке, ни при каких обстоятельствах не имеет права ввязаться в драку с отцом своего ученика.
Но перенести этот позор, пересуды в поселке и наглые каждодневные усмешки своего ученика Андрей не смог. Скоро молодой преподаватель уволился из поселковой школы и уехал.
Школа, в которой он проработал три месяца, маленькая и дружная. Преподаватели, директор, ученики пытались в этой истории всех помирить, все уладить, а главное – искренне старались защитить авторитет и достоинство своего учителя. Директор, например, сразу после избиения Андрея – поселок-то маленький – побежала на квартиру к участковому милиционеру. Вместе они уговаривали преподавателя зафиксировать побои и обратиться в суд. Школьники сами организовали «круглый стол» – беседу, на которой присутствовали только мальчики средних и старших классов и на которую вызвали вредного пацана. Тогда-то и выяснилось: чтобы не «сдавать» упражнения по физкультуре, парень сочинил для отца душераздирающую историю о моральных издевательствах педагога над собой. После того как все открылось, папа-боксер снова пришел в школу и, руководствуясь, очевидно, той же решительностью, которая бросила его в битву с Андреем, публично извинился перед учителем физкультуры. Но все эти события не повлияли на решение молодого педагога уволиться с работы. И в суд он обращаться не стал, несмотря на уговоры директора. Почему?
На этот вопрос мне ответила сама директор школы. От нее я услышала слова, которые меня настолько поразили, что именно благодаря им я решила написать эту статью. Директор, энергичная, «боевая» женщина, которая не раз отстаивала права своих педагогов на социальные льготы, воевала в различных инстанциях за улучшение условий их быта, рассказывая о происшествии с Андреем, произнесла следующую удивительную фразу: «Надо терпеть».
«Надо терпеть и переносить такие скандалы, мириться с обидчиками, потому что все равно ничего не докажешь, – говорила она уверенно. – Я такой позиции всегда учу своих учителей. Дело в том, что законодательство у нас в России еще так несовершенно, что в итоге на суде все равно будет виноват педагог. Это безысходное положение. Тебя обвинят в том, что ты подхода не нашел к ребенку или, еще хуже, что это действительно ты его обидел, а не он или его родители тебя. Сейчас у нас так считается, что ребенок всегда прав. Я педагог со стажем и, сравнивая нынешнюю ситуацию с советским временем, вижу там перегиб в другую сторону: тогда, при авторитарном режиме, прав всегда был тот, у кого власть, то есть учитель. И родители в конфликтных случаях всегда вставали на сторону учителя. Теперь же все с точностью до наоборот: прав ребенок, и он уверен, что он прав, и его родители бегут в суд, как только им покажется, что его обижают «плохие педагоги» в школе. Но ведь должно-то быть все по справедливости, и в суд должна иметь возможность обратиться любая сторона, задействованная в конфликте. Похоже, что в нашем обществе просто еще не сложились такие убеждения, мы юридически неграмотны и несмелы…»
Отвлечемся от этого случая и посмотрим телевизор. Даже люди, далекие от педагогики и никак не причастные к теме воспитания детей, могут заметить, как много в российских СМИ проходит критических материалов о нарушении прав ребенка учителем. В такой-то области суд приговорил педагога к штрафу за оскорбление ученицы, в другой воспитательница школы-интерната издевалась над умственно-отсталыми детьми… Детально смакуя эти, бесспорно, существующие конфликты, средства массовой информации почти не обращают внимания на обратные случаи – схожие с тем, о котором я рассказала.
СМИ выражают и формируют общественное мнение по этому вопросу. Мы смотрим телевизор и сочувствуем пострадавшим. А потом, покопавшись в своем счастливом детстве, кто-нибудь из нас вспоминает застаревшую, как сухой ломтик сыра, обиду на школьную учительницу за то, что однажды поставила в угол… В нынешнее время, которое объявили более свободным, обиды случаются посерьезнее – обиды, которые могут быть нанесены как ученику, так и учителю. Но в цивилизованном обществе любой конфликт может и должен быть безотносительно к социальному статусу обвиняемого рассмотрен в суде.
Это показывает пример разных стран мира. Так, во Франции с 2002 года действует закон, который наказывает учащихся за агрессивные выходки по отношению к преподавателям или за оскорбление педагогов лишением свободы до 6 месяцев тюремного заключения. До принятия этого закона в аналогичных случаях французские тинейджеры несли наказание в виде 40 часов общественных работ. Юридическая ответственность в этой стране, между прочим, наступает с 13 лет. В Сингапуре учеников отстраняют от занятий за оскорбление учителей. А в России директор школы отвечает мне на вопрос о суде в защиту прав педагога: «Если я на судебном заседании выступлю в защиту своего учителя, все будут уверены в том, что я просто его прикрываю и забочусь о репутации школы. Я не верю в справедливость суда и не верю в то, что можно добиться реальной защиты учителя. Между тем школа начинает превращаться для учителей в опасное место, и это тенденция…»
Кто-то заметит: «У нас не Франция. Во Франции в педагогов и одноклассников подростки стреляют, потому и закон суров»… А мы – ждем первого выстрела?
К сведению
В Каталонии, автономной области Испании, ужесточена уголовная ответственность за физическое или моральное давление на учителей. Лицам, которые проявили агрессию по отношению к ним, грозит до четырех лет лишения свободы. Согласно распоряжению местных властей отношение рядовых граждан к педагогам должно быть не менее уважительным, чем к служащим правопорядка, находящимся при исполнении своих обязанностей.
Данное решение областная прокуратура приняла после того, как в 2006 году 800 преподавателей приняли участие в манифестации в поддержку этичного отношения к своим коллегам. Поводом для акции стал случай, произошедший в одном из детских садов Барселоны. Разъяренный отец ребенка ударил учителя головой и нецензурно оскорбил всех сотрудников учреждения. Причиной агрессивного поведения мужчины стал отказ руководства детского сада принимать малыша на час раньше рабочего времени.
В защиту сотрудников государственных образовательных учреждений в Каталонии действует статья Уголовного кодекса Испании, предусматривающая от года до трех лет лишения свободы для лиц, «применявших силу, осуществлявших запугивание или чрезмерное давление на госслужащих». Четыре года тюрьмы предусмотрены в том случае, если инцидент расценят как «акцию, направленную против государственной власти».
В Великобритании одна из фирм начала производить школьную форму, защищающую от ножевых ранений. Форма пользуется большим спросом, а британские учителя между тем высказали пожелание, чтобы аналогичный вид одежды был разработан и для них.
Комментарии