search
main
0

Скальпелем по школе

То, что в течение прошлого учебного года переживала 45-я петрозаводская школа, иначе как травлей назвать не могу. Включились в нее руководители Комитета по образованию и, к сожалению, директора некоторых школ. Апофеозом стала июньская коллегия местного самоуправления с участием мэра…

Есть один нюанс, не учитывать который нельзя: вел коллегию, которая подводила итоги 10-летнего эксперимента по созданию на базе обычной школы культурно-образовательного комплекса, глава самоуправления Петрозаводска Андрей Демин, а решение об эксперименте принимал его предшественник – ныне председатель правительства республики Сергей Катанандов. Отношения между первыми лицами, и это ни для кого не секрет, весьма напряженные. Во всяком случае Демин отпустил несколько едких замечаний по поводу решения, принятого 10 лет назад Катанандовым.
Любопытно, что по одну сторону баррикады с Андреем Деминым оказался директор Департамента социального развития Сергей Свидский. 10 лет назад он возглавлял Управление народного образования, которое, собственно, и готовило решение об эксперименте. Ныне сам ход коллегии местного самоуправления, жесткий прессинг – в том числе и со стороны С.Свидского – в отношении директора 45-й школы Светланы Станиславовны Артемьевой, выступившей с отчетом о десятилетней работе, не оставил сомнений: цель – показать, что деньги на эксперимент были потрачены впустую.
Не сомневаюсь, что многие читатели “Учительской газеты” при упоминании фамилии директора 45-й школы встрепенутся: как, та самая Артемьева? В 80-е годы о ней и созданном ею клубе по месту жительства “Форпост” имени Макаренко много и восторженно писала центральная пресса. Автором одной из них – “За кем идут мальчишки” – был Валерий Хилтунен. Коллектив юных педагогов, многие из которых были еще школьниками и студентами, не по учебникам осваивал дворовую педагогику. В 1986 году Светлана Артемьева была награждена знаком Гайдара.
В отличие от многих коммунарских объединений “Форпост” выжил, и в 1990 году коллективу во главе с Артемьевой была доверена школа-новостройка в одном из “спальных” микрорайонов Петрозаводска. Вернее, школу чиновники были вынуждены дать: за форпостовцев решительно вступились Карельский педуниверситет, кандидат педагогических наук из Герценовского института Н.П. Царева и республиканская газета “Комсомолец”.
… Года полтора назад я готовила публикацию по наркомании, и в МВД республики мне посоветовали познакомиться с опытом 45-й школы. Согласно исследованиям кандидата медицинских наук С.В. Горанской, 17,5 % учащихся Петрозаводска знают вкус наркотиков, в то время как в 45-й школе – 2,7%. Все это результат системной работы по программе “Нет наркотикам!”. Так после многих лет я вновь встретилась с Артемьевой.
Школа, построенная на пустыре, утопала в зелени – ясень, клен, сирень… Оказалось, за эти годы на ее территории ребята высадили 3 тысячи деревьев и кустарников. Приобрели их на средства от реализации окрестным жителям выращенной в теплице рассады. У школы нет глухого забора, через шесть калиток люди свободно могут пройти к своим домам. Зато ничего не ломают.
– В школу мы пришли с идеей, что все образовывает ребенка: и урок, и кружок, и неформальное общение, – рассказывала Светлана Станиславовна. – Детей по конкурсу не отбираем, создаем нормальную среду, чтобы вместе учились бедный и богатый, сильный и слабый, больной и здоровый… Одновременно с моим назначением был избран новый мэр Сергей Катанандов, который в нас поверил и выделил 47 дополнительных ставок на 10 лет работы.
Со временем количество дополнительных ставок сократилось до 22. В штатное расписание школы были введены должности руководителей творческих объединений, социальные педагоги, педагоги-психологи, вспомогательный управленческий и обслуживающий персонал. Одна из проверяющих снисходительно бросила Артемьевой: “И что это за эксперимент? Сейчас все так делают!” Но, во-первых, далеко не все, а во-вторых, 45-я школа была первой, у нее накоплен уникальный опыт.
Как-то услышала впечатление мамы одного ученика 45-й школы после родительского собрания: “Представляете, обо всех детях говорили только хорошее! А после собрания с глазу на глаз поговорили со мной о сыне”. Здесь невозможна обычная практика многих школ, когда прилюдно муссируются недостатки нерадивых учеников. Может, потому и с явкой на собрания нет проблем. Первый учитель переходит с детьми в среднее звено в роли освобожденного классного воспитателя, помогает им адаптироваться, а через два года передает новому классному руководителю, которого успел присмотреть.
Из экспертной оценки деятельности образовательно-культурного комплекса на базе средней школы N 45 Петрозаводска проректора КГПУ Р.П. Калинина: “Программа школы-комплекса рассчитана на конкретную практическую деятельность. Именно этого всегда недоставало отечественной школе. Было много проектов, много идей, связанных со всесторонним развитием личности ребенка, но мало практических дел”.
Школа-комплекс сегодня состоит из трех центров – учебно-образовательного, культурно-образовательного и социально-образовательного. Все они тесно связаны друг с другом. Учебный план не перегружен дополнительными предметами, включает не более шести уроков ежедневно. Во второй половине дня, после отдыха, у ученика есть возможность более глубоко изучать интересующий предмет или выбрать дело по душе. Все 29 кружков, секций, клубов и 40 факультативов бесплатные.
Обо всем этом говорила С.С.Артемьева на коллегии местного самоуправления 19 июня. Она не скрывала и проблем: 16 учеников, несмотря на все усилия, пришлось оставить на второй год, случаются кражи. 10 учащихся стоят на учете в ИДН, 47 – на внутришкольном учете. “Мы не боимся ставить детей на учет”, – сказала она, потому что в социально ориентированной школе нужна реальная, а не приукрашенная картина жизни.
Что тут началось! Руководители комитета по образованию, приглашенные на коллегию директора школ, депутаты от образовательных учреждений буквально набросились на коллегу. Особо поразила своей агрессивностью директор 32-й школы, депутат Петросовета Л. Разинкова. Также депутат Петросовета, директор дошкольного учреждения Л. Алферова требовала объяснить, почему Артемьева не явилась весной на депутатскую комиссию. А причина в том, что после того как за 45-ю школу плотно “взялся” комитет по образованию во главе с Риммой Евгеньевной Ермоленко, Артемьева впервые вынуждена была взять больничный – болезнь сердца выбила ее из колеи на полтора месяца. В начале мая вопреки настоянию врачей на работу вышла – комитет по образованию требовал отчета по эксперименту.
Оппонентом Артемьевой на коллегии стала директор лицея N1, депутат Петросовета Э. Слабунова. Но о какой дискуссии можно говорить, если Эмилия Эдгардовна всего один раз побывала в соседней 45-й школе год назад и на коллегии говорила только о текстовом отчете?! Особо активна на коллегии была не раз просившая – и получавшая! – слово директор Университетского лицея Н. Пекарчик, тоже депутат Петросовета. По ее оценке, “результат эксперимента просто убивает”: нельзя иметь столько второгодников, в некоторые цифры она просто не поверила, другие пропустила мимо ушей. Ее резюме было откровенным: “Рекомендовать комитету по образованию распределить освободившиеся ставки между школами города”. На что С.Артемьева отреагировала горькой фразой: “Ради чего все и затевалось!”
Проректор КГПУ Рудольф Калинин попросил членов коллегии не делать поспешных выводов. По его убеждению, невозможно в ходе заседания оценить эксперимент, необходимо было провести двухдневный “круглый стол” в самой школе с участием представителей самых разных слоев общественности. “А что, в других школах нет дополнительных ставок?” – прямо спросил проректор присутствовавших директоров школ. И добавил: “Почему у этого директора в отличие от ее коллег нет претензий к другим школам?”
Депутат Законодательного собрания РК, в прошлом директор одной из школ Древлянки Ирина Петеляева прямо назвала вопрос Комитетом по образованию неподготовленным и выразила недоумение, как можно после благополучно пройденной 45-й школой аттестации в декабре 2000 года отрицательно оценивать результаты эксперимента.
Заместитель министра образования и по делам молодежи РК Анатолий Кармазин напомнил, что согласно положению об экспериментальных площадках решение о завершении эксперимента может принимать только экспертный совет. Кармазин считает принципиальным вопрос о системе начинаний в образовании. В Карелии 45-я школа и Коткозерская имели статус школы-комплекса, которого в новой номенклатуре образовательных учреждений нет. Выходом из этой ситуации могло бы стать постановление правительства Карелии о присвоении этим школам специального статуса, позволяющего сохранить им все наработки и штат сотрудников.
Прошло 10 дней после коллегии, и вот явилось миру постановление главы самоуправления Петрозаводска Андрея Демина. Первым пунктом значится не завершение эксперимента, как было в проекте, а обобщение опыта городской экспериментальной площадки МОУ “Средняя общеобразовательная школа-комплекс N 45” до 1 ноября этого года. Следующие два пункта делают очевидным суть “обобщения”: штатное расписание школы N 45 до того же срока “привести в соответствие с действующими нормативами”, а освободившиеся ставки распределить среди других школ с целью более эффективного их использования.
По сути, это означает не просто закрытие эксперимента, а отрицательную его оценку. Даже если школе оставят несколько ставок, действия властей перекрывают кислород уникальному педагогическому коллективу. Как же тогда быть с заверениями Риммы Ермоленко на коллегии, что Комитет по образованию не подойдет со скальпелем к решению вопроса по 45-й школе? Именно это, похоже, и намечается, и тогда 852 ученика 45-й школы более не смогут заниматься в кружках, студиях, секциях. 22 педагога – потенциальных кандидата на увольнение – намерены подать иски в суд, поскольку сокращение педагогов, уже получивших перед уходом в отпуск нагрузку на следующий учебный год, противозаконно.
До поры до времени Светлана Артемьева не посвящала учителей школы в то, что происходит вокруг нее. Но они видели: что-то неладно. Как планерка, так директор сообщает: “У нас на этой неделе проверка…”
– Коллектив издерган проверками, – сказал мне учитель труда, руководитель ракетомодельного кружка 45-й школы О.М. Гольдшер. – В мае вместо того, чтобы готовить ребят к экзаменам, все учителя писали отчеты.
Олег Михайлович – человек удивительной судьбы. Спустя долгие годы он вернулся в Петрозаводск из Апатит, где работал директором Клуба юных техников, УПК, вспомогательного интерната. Вернувшись на родину, он обошел несколько школ, выбрал 45-ю и не жалеет об этом: “Повезло и со школой, и с директором”.
Мне важно было знать его мнение о случившемся, тем более что он присутствовал на коллегии.
– Это было запланированное избиение директора вместе со школой, – возмущается Олег Михайлович. – Видно было, что расписаны роли, кто и что будет говорить.
Ни один из выступивших на коллегии директоров школ не знаком с содержанием работы 45-й школы, не участвовал в прошлогодних пяти семинарах по подведению итогов эксперимента перед общественностью города. Не видели там и Р.Е.Ермоленко, в то время заместителя председателя комитета по образованию. Не приняли директора школ и руководители комитета по образованию приглашение посетить школу перед коллегией, хотя коллектив ждал и готов был встретиться.
– В Апатитах мы, директора, ничего друг у друга не отнимали, – недоумевает О.М.Гольдшер. – Наоборот, вместе наваливались на гороно, чтобы что-то для своих школ получить. И в обиду друг друга не давали.
Я попыталась представить себе нечто подобное в Петрозаводске. Не получилось…

Наталья МЕШКОВА

Статфакт

В 1991 году в 45-й школе всего 10 процентов ребят занимались дополнительным образованием, в 1999 году – 60 процентов. 95 процентов выпускников 11-х классов продолжают образование, процент поступающих в вузы и ссузы вырос за годы эксперимента с 45,2 до 70,2 процента, в вузы – с 29 до 41 процента.

За 11 лет 7 учащихся награждены золотой и 19 – серебряной медалями. Самый высокий показатель в этом учебном году – 1 золотая и 10 серебряных медалей (лучший показатель в Петрозаводске наряду с элитарным державинским Лицеем). Серебряный и золотой дождь этого года имеет объяснение: школу окончили дети, учившиеся здесь с первого класса. Их первыми учителями были вчерашние форпостовцы.

Коллектив школы стабилен: из 54 учителей треть работает с ее открытия, 44 – шесть и более лет. Средний возраст – 34 года.

Несмотря на дополнительные ставки, ученик 45-й школы обходится бюджету города дешевле, чем в других школах: 3192 рубля ежегодно против 3378 рублей в среднем по городу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте