Интенсивная компьютеризация российских школ идет уже несколько лет. По заказу государства закуплено огромное количество техники и учебных программ. Однако теперь почему-то выясняется, что в школах России из 670 тысяч компьютеров 480 тысяч не имеет лицензий Microsoft Windows. И это при том, что подавляющее большинство компьютеров закупалось на государственные средства с предустановленным ПО. Остается лишь догадываться, куда на самом деле пошли средства, выделенные на приобретение лицензионных программ. Кто во всем этом виноват, еще предстоит выяснить, но вполне понятно желание Мининформсвязи предложить срочные решения по легализации школьного ПО, необходимые в том числе для предотвращения возможной социальной напряженности. Вместе с тем важно принципиально изменить подход к системе закупок, чтобы нынешняя ситуация не повторилась.
Опыт наведения порядка с подключением школ к Интернету у Мининформсвязи уже есть. Причем он интересен тем, что, решая эту задачу, удалось стимулировать развитие всей инфраструктуры последней мили в России за счет массового перехода провайдеров с аналоговых технологий на цифровые. Таким же локомотивом отрасли ИТ могут стать разработка и поставка софта для школ. Похоже, власть это осознает, заявляя о «двуединой задаче»: с одной стороны, обеспечить легальность ПО в школе, а с другой – избавиться от монопольной зависимости и обеспечить развитие собственных отечественных разработок за счет использования свободных программ.
Действительно, в современном мире свободное ПО стало существенным фактором развития рынка ИКТ. Мировой опыт показывает, что использование таких программ позволяет снизить технологическую и юридическую зависимость государства от поставщиков, способствует уменьшению количества нарушений прав правообладателей при использовании ПО. Благодаря технологической открытости свободное ПО снижает барьер для вхождения на рынок информационных технологий новых участников и повышает конкуренцию.
Все это оказывает положительное влияние на развитие экономической и социальной сферы, позволяет повысить качество и фундаментальность образования. Расширение спроса на свободное ПО со стороны государства позволит перенаправить часть средств, используемых для закупки за рубежом «лицензий», на создание рабочих мест в России, что окажет стимулирующее воздействие на развитие отечественного рынка и человеческого капитала и повысит конкурентоспособность российских компаний, в том числе на мировом рынке.
Именно стремление обеспечить самостоятельную техническую политику заставило нас создать единственный в России полный цикл разработки дистрибутивов ОС Linux. Наша инфраструктура разработки «Сизиф» содержит около 6 000 пакетов свободных программ и является одним из крупнейших в мире банков пакетов свободного ПО с поддерживаемой целостностью. «Сизиф» – открытый проект, в котором принимает участие целый ряд отечественных фирм. Собственные разработки позволяют оказывать качественную и ответственную техническую поддержку. Эту инфраструктуру мы предлагаем положить в основу школьного дистрибутива.
Системе образования – свободные программы
Опыт использования свободного ПО в российских школах уже есть, причем немалый. Так, в рамках некоторых поставок ФЦП «Дети России» на новую технику была предустановлена ОС Linux, а в ряде школ Москвы установлены сразу две ОС – Linux и Windows. Разработаны и соответствующие методические материалы, например, выпущенный издательством «Бином» и рекомендованный Минобрнауки учебник «Информатика и ИКТ» профессора Н.Д.Угриновича, с пособием для учителей, в комплекте к которому идет CD с Linux.
Набор свободных программ полностью покрывает требования школьной программы по информатике. Кроме того, Linux отлично приспособлен для работы в сети Интернет, и именно на этой системе работает значительная часть российского сегмента Интернет. Связано это с высокой стабильностью системы и ее высокой устойчивостью к вирусным атакам. Таким образом, использование Linux отлично сочетается с программой массового подключения школ к Интернету.
В то же время немедленный тотальный и принудительный перевод всех школ на Linux был бы серьезной ошибкой, дискредитирующей само начинание. Проводя предварительные переговоры с потенциальными поставщиками, Мининформсвязи разделило стратегическую задачу перехода на свободное ПО и тактическую задачу срочной легализации уже установленных на школьных компьютерах программ. При этом была анонсирована готовность немедленно приступить к решению стратегической задачи, запуская подготовку адаптированного для нужд школ дистрибутива Linux и организовав его внедрение в пилотном регионе.
Для этого необходим 2 – 3- летний переходный период, в течение которого нужно без потрясений перейти к широкому использованию свободных программ, решить такие проблемы, как подготовка учителей, разворачивание системы техподдержки, переход на многоплатформенные прикладные программы. Если этого не сделать, школы столкнутся с невозможностью получить квалифицированную поддержку по новой для преподавателей системе и с невозможностью запускать привычные обучающие программы, которые работают только под Windows.
В школе и дома
При этом очень важно понять: школьное ПО должно стать легально доступным не только в школах, но и на домашних компьютерах преподавателей и учеников. Игнорирование этого требования фактически провоцирует школьников на нарушение закона. Конечно, поставщики программ могут не пойти на «кампусную» лицензию или же потребуют значительного увеличения лицензионных отчислений. Но дома ведь вовсе не обязательно использовать дорогостоящее ПО, достаточно программ с аналогичной функциональностью – свободных, не требующих отчислений за каждую установку. Поэтому надо организовать массовое распространение тех программ, которые работали бы как под Linux, так и под Windows.
К сожалению, в результате непродуманных закупок российские школы превратились в вотчины международных софтверных монополий, обучающие и приучающие за счет госбюджета новые поколения к их продуктам. Но для нормального развития школы и школьников должна быть обеспечена свобода выбора. Важно избегать монокультуры, основанной на использовании одной ОС, одного текстового процессора, одного веб-браузера. Нужно обеспечить разнообразие, сохраняя при этом совместимость, для чего важно, чтобы все школьные программы использовали открытые стандарты на данные (такие, как формат документов ODF, ставший недавно международным стандартом).
Также важно, чтобы все прикладные программы, закупаемые для школ, были многоплатформенными, то есть могли работать под разными ОС, включая Linux и Windows. Только в этом случае будет ликвидирована монопольная зависимость и появится реальная возможность выбирать ОС и прикладные программы – свободные или несвободные.
На три года вперед
Учитывая всю сложность ситуации, мы предлагаем трехлетний план перехода школ на свободное ПО.
На первом этапе необходимо выпустить специализированный «школьный» дистрибутив, который должен быть рассчитан на рабочее место ученика и содержать все необходимые для школьного курса программы. Также он должен включать многопользовательскую, многозадачную ОС с оконным интерфейсом пользователя, близким по «устройству» с интерфейсом MS «Windows», офисные приложения: текстовый процессор, электронные таблицы, систему презентаций, совместимые с форматом ODF и имеющие возможность импорта/экспорта документов в распространенные не специфицированные форматы doc, xls, ppt, с поддержкой русского правописания и переносов.
На следующем этапе следует сосредоточиться на решении задачи запуска имеющихся в школах обучающих и медиаматериалов, рассчитанных на ОС «Windows» из-под Linux, разработке средств простой подготовки образов загрузочных CD (LiveCD) с заданным набором прикладных программ, работающих без установки системы. Кроме того, необходимо включить программы, требуемые для организации учебного процесса: средства для обеспечения административной деятельности школы, для организации дистанционного обучения, для проведения тестирования, обучающие программы по предметам школьного курса.
На третьем этапе необходимо сконцентрировать усилия по созданию инфраструктуры школы и класса, которая включала бы в себя легко настраиваемый сервер с рядом функций – web-сервера, сервера баз данных, домена, коротких сообщений, почтового сервера, а также шлюза в Интернет с антиспамом и антивирусом. Организация школьного класса должна обеспечивать работу ученика на любом компьютере класса с сохранением индивидуальных данных и настроек. При этом устаревшие компьютеры можно использовать в качестве терминалов.
Вместо заключения
Широкое использование многоплатформенных прикладных программ ликвидирует зависимость от поставщика какой-либо одной ОС. Мы уверены, что использование в школах двух ОС – Linux и Windows – принесет несомненную пользу: учитель получит свободу выбора используемой на уроке ОС, а школьники расширят кругозор. Не дело школьного учителя считать лицензии – он должен иметь возможность дать ученику нужную программу, не штудируя для этого сайты корпораций и Уголовный кодекс и не выбирая между моралью и законом.
Алексей СМИРНОВ, генеральный директор компании ALT Linux
Комментарии