search
main
0

Сияние миллиона звезд. Шахматный всеобуч начинается с повышения квалификации

Ключевым событием шахматной жизни России 2009 года стала статья «Игра, наука или искусство? Что мешает развитию шахматного образования» («УГ» №36 от 08.09.2009 г.), написанная заместителем председателя Совета Федерации Михаилом Николаевым. Необычайно ценно, что Михаил Николаев ставит жирную точку в пустопорожнем диспуте на тему, кто должен вести уроки шахмат в школе: «На первый взгляд самый простой выход – привлечь к преподаванию в школах спортсменов-шахматистов, имеющих высокие разряды и звания. Но если так поступим, то мы сразу же погубим на корню замысел шахматного всеобуча. Необходимо дать шахматное образование учителям».

Именно таким путем пошли в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В рамках этого подхода были организованы курсы повышения квалификации «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования», которые мне доверили провести в Ханты-Мансийске с 3 по 12 ноября 2009 года.

Организаторами курсов стали сразу три ключевые структуры, определяющие лицо шахматного, да и не только шахматного, образования Югры: Институт развития образования (ректор Анатолий Ефремов, директор Центра дополнительного образования и воспитания Сергей Чистяков), интернет-центр шахматного мастерства (директор Галина Ковалева) и федерация шахмат Югры (президент федерации Василий Филипенко). И это очень важно и значимо, так как проблемы шахматного образования следует решать комплексно.

Я уже был наслышан о радушии и гостеприимстве жителей Югры, но действительность превзошла все ожидания – организаторы предоставили мне самые идеальные условия для работы, которые только можно представить. Впечатлил и сам интернет-центр шахматного мастерства, в котором протекал учебный процесс: вместительный, оборудованный по последнему слову компьютерной техники и технологии чудо-класс с прямым выходом в Интернет, компактный компьютерный зал, удобный холл, где располагалась массивная шахматная доска с огромными резными шахматными фигурами.

Особый разговор – о слушателях курсов, о тех, кто должен был не только освоить азы шахматной игры, но и перенять технологию работы по федеральному курсу «Шахматы – школе». Ведь именно от педагогов и зависит, будет ли реализован в Югре масштабный план шахматного всеобуча. Мне предстояло подготовить группу экспертов, которая в дальнейшем по «кустовой» системе должна передать опыт своим коллегам – учителям из различных городов и сел региона.

Проводя занятия, я поставил перед собой две ключевые задачи:

ознакомить слушателей с задачами, методикой и технологией работы по федеральному курсу «Шахматы – школе», рекомендованному Министерством образования и науки РФ (на это ориентирован материал практических занятий);

показать и доказать, почему курс именно такой и другим быть не может (на это нацелен лекционный материал).

И обе задачи были успешно решены благодаря тому, что аудитория педагогов была замечательная. Особенно меня тронуло то, что некоторые слушатели приехали на курсы за свой счет. Мог ли я не оправдать их надежд? Конечно, не мог, не имел права!

В первый же день я провел анкетирование, причем выяснилось, что среди слушателей

15 учителей начальных классов, 7 преподавателей физкультуры, а также учителя ОБЖ, математики, черчения, информатики, физики, химии, биологии и педагоги дополнительного образования. Причем четверо имели 1-й шахматный разряд, а остальные либо не умели играть в шахматы, либо знали только правила игры.

Моя задача была непростой – провести курсы так, чтобы они принесли пользу каждому из слушателей, имеющих различный опыт и различный уровень начальной подготовки. И все же невозможное стало возможным, и каждый из слушателей уехал с курсов с более чем достаточным багажом новых знаний и умений. А все почему? Потому что аудитория педагогов была очень творческой, слушатели все схватывали на лету! Какие же молодцы учителя Югры!

Один из наиболее значимых для меня вопросов анкеты звучал так: «Планируете ли вы в дальнейшем преподавать шахматы?» И практически все ответили: «Да».

Мне удалось объяснить слушателям курсов, что следует четко разграничивать три аспекта шахмат: 1) шахматы как вид спорта; 2) шахматы как явление культуры; 3) шахматы как учебный предмет (полноценная школьная и дошкольная дисциплина).

Когда речь идет о шахматах как виде спорта, то важна идея спортивного совершенствования. Когда речь идет о шахматах как явлении культуры, то на первый план выходит идея популяризации шахмат. Когда речь идет о шахматах как учебной дисциплине, то мы стремимся к достижению значимых для системы образования целей.

Шахматный всеобуч – это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей, и в первую очередь для поэтапного развития у детей способности действовать в уме.

Что такое спорт? Это сияние одной звезды.

Что такое грамотно проведенный урок шахмат в школе? Это сияние миллиона звезд.

Почему? Потому что каждый ученик при правильной организации учебного процесса по задачной технологии будет победителем – достигнет высшего этапа развития способности действовать в уме. Ведь он соревнуется не с партнером, а сам с собой (вчерашним): вчера не мог решить задачу – сегодня смог.

Все десять дней в Югре, и в будни, и в праздники, учеба велась в напряженном режиме, при этом временами я давал очень жесткий интенсив – мы прорешали все задания из учебника «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», я рассказал о своих последних разработках, показал специально подготовленные компьютерные презентации и видеофильмы, где запечатлено, как работаю с детьми, раскрыл свои технологические секреты. А также дал слушателям самостоятельные и контрольные работы. Работать так работать!

Из уст Президента РФ Дмитрия Медведева не так давно прозвучало, что к заявленной концепции четырех «и» (в которую включены институты, инвестиции, инфраструктура, инновации) следует добавить пятую составляющую – интеллект. А ведь шахматы в определенной степени и есть интеллект российской державы. Я обратил внимание слушателей и на тезис Президента РФ о том, что «мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно».

Поэтому я не открыл Америки, объединив в своем курсе игру и театр. Все десять дней я раскрывал слушателям особенности своего подхода к шахматным урокам в школе, детализируя следующий тезис – каждый урок должен одновременно представлять собой: 1) урок-сказку; 2) урок-театр; 3) урок-игру; 4) урок-смех; 5) урок-тайну; 6) урок-погружение в решение забавных и занимательных заданий; 7) урок без неуспевающих; 8) урок-мечту; 9) урок без проигравших; 10) урок здоровьесберегающий; 11) урок-радость.

Именно так я и сам стараюсь преподавать детям последние двадцать лет. Только такие уроки не отнимут у ребенка детство, а сделают его ярким и запоминающимся.

После десятидневного праздника творчества стоило ли удивляться, что и закрытие курсов удалось на славу – руководители региона вручили слушателям именные сертификаты о прохождении курсов, преподнесли массу подарков. В ответном слове я особое внимание обратил на наличие в Югре четко функционирующей трехзвенной структуры: 1) поддержка шахматного образования высшими властными структурами региона; 2) добротная работа организаций, непосредственно реализующих линию шахматного образования;

3) наличие достаточного количества творчески работающих педагогов – надежды шахматного всеобуча.

Я был растроган подарками слушателей: Лариса Стальмакова, Наталья Эйхвальд и Андрей Еремин преподнесли чудесные сибирские сувениры и дары природы, Владимир Полиехов прочитал целую поэму… Мы не расстались, благодаря Интернету я поддерживаю контакты с большинством слушателей, буду внимательно следить за их успехами, помогать советом, словом и делом.

Игорь СУХИН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте