Заслуженный учитель России Леонид Аполлонович ВЫГОВСКИЙ встал у руля иркутского образования меньше двух лет назад. Область тогда сотрясали проблемы: долги по заработной плате, забастовки, акции протеста… Наверное, капитаны не очень-то любят вспоминать тяжелые времена. Но сегодня школьный корабль уверенно идет по курсу, штормы остались позади, на океанской глади вполне спокойно, палуба начищена, люди улыбаются, радостно носятся дети, с камбуза тянет аппетитным дымком. Не идиллия, нет, но другой тонус, другая температура.
С хорошим настроением иркутская школа встречает в октябре свое 275-летие. Почти три века назад на берегах Ангары было открыто первое учебное заведение. Случайно или нет, но иркутские учителя отметят это событие во время традиционных Дней русской духовности и культуры “Сияние России”. Ежегодный масштабный фестиваль идет всю первую декаду октября, в это же время соберутся на праздничную конференцию 800 учителей Приангарья.
– Недавно вы заявили, что “иркутская школа вышла в режим развития”. Что это означает?
– В предыдущие 7-8 лет учителя наблюдали только ухудшение состояния дел. Но в последние два года картина резко изменилась.
Во-первых, мы уже забыли про невыплату заработной платы, про задержку отпускных, спокойно и организованно начали учебный год. Внутреннее социально-психологическое напряжение у педагогов исчезло.
Губернатор Борис Говорин лично контролировал, как идет погашение задолженности, особенно в дотационных районах. Внимание к организации выплат, постоянный контроль со стороны губернатора, его заместителей, Главного финансового управления, конечно, сделали свое дело. Начиная с 15 марта нет ни единой копейки долга перед учителями.
Во-вторых, муниципальные образования все это время не могли дать школе какие-то материальные вливания, оказать существенную поддержку. Такая поддержка оказалась под силу областному бюджету – причем не спешное латание дыр, а принципиально иной подход.
В сельских школах области нынче уже установлены 100 компьютерных классов, приобретенных на средства из областной казны. Еще сто было до этого. Одна треть всех школ у нас сегодня уже компьютеризирована! Причем село не отстает от города. Давайте посмотрим, что это такое – компьютерные классы. Мы туда направили подготовленных учителей – это уже выход на другой уровень информационного обеспечения! На следующий год добавится еще сто классов, и уже половина школ получит возможность выходить в Интернет – это ведь качественно новое состояние.
На 12 миллионов бюджетных рублей “потянули” закупки спортивного инвентаря и оборудования. Еще больше, 20 миллионов, областная казна выделила на учебники, для сравнения приведу прошлогоднюю цифру – 7,6 миллиона.
В каждую школу мы направили обновленный комплект исторических и географических карт. В школьные библиотеки поступают учебники регионального компонента, первые посылки художественной литературы.
После нескольких лет “безнадеги” – это же другое настроение иркутского учителя! Он видит, что у нас в области образование стало действительным приоритетом.
Мы ставим вопрос об организации школьного питания, потому что необходимо поддержать социально не защищенных детей, организовать стабильное питание, и муниципалитеты не могут этого обеспечить. Договорились, что 17 процентов детей Приангарья (это каждый шестой ребенок) будут получать горячий завтрак за счет областного бюджета. Это 82, 8 миллиона рублей в бюджете 2001 года. При этом правила таковы, что и муниципальные органы не должны сокращать свои обязательства.
Практически всех руководителей образовательных учреждений (всех типов и видов) перевели на контрактную основу, и они теперь получают от 1,5 до 3 окладов. Укрепили положение директоров, и они теперь не думают о том, куда бы сбежать.
Мы сегодня по-другому ведем подготовку педагогических кадров. Первый путь: у нас 16 групп в педколледжах проходят сквозную подготовку – все эти ребята получат высшее образование. Второй путь – продолжается практика подписания многосторонних договоров со студентами. Мы уже четко знаем, что у нас 380 студентов собираются ехать в село.
– Ваше отношение к стратегическим разработкам команды Грефа?
– Мы пока не можем представить, что кроется за сжатыми формулами. Например, принять такие-то законодательные акты. Какие? У нас уже были законы, которые много декларировали, но не исполнялись.
Переход на 12-летку как бы остался за скобками программы Грефа, но тем не менее мы на 11-летку потихоньку переходим. В начальной школе вводим разгрузку за счет продления сроков обучения. В этом году по отдельным территориям области уже более 70 процентов детей учатся по программе “1-4”. Мы это сделали без всяких лозунгов.
Речь идет об изменении механизма финансирования. Если под этим понимаются привлечение, легализация и должное оформление тех родительских денег, которые поступают, то здесь надо наводить порядок и создавать финансовые механизмы, одними попечительскими советами не обойтись. Нужны правила, установленные законодательно, или решения правительства.
В программе есть и подводные камни, которые нас не очень устраивают. Например, кто-то признал, что нецелесообразно обучать рабочего, давая ему полное общее образование. Это откат назад! Говорим о современных технологиях, качественной подготовке рабочих, об интеграции всех процессов, а образование хотим оставить девятилетним. Безобидная, казалось бы, фраза, но профессионалам сразу видно, куда это приведет.
– Еще в начале прошлого года вы заявили, что отдаете приоритет здоровьесберегающим технологиям…
– У нас выросла целая школа педагогов, которые серьезно занимаются детским здоровьем. Прежде всего мы благодарны за это нашему отделению Российской академии медицинских наук, депутату Госдумы Сергею Ивановичу Колесникову. В институте повышения квалификации работников образования, в ряде школ разработаны методики по укреплению здоровья ребятишек. Но ведь на здоровье ребят влияет не только образование. Это только часть: неправильно организованный учебный процесс, сопровождаемый перегрузками, излишней нервозностью, стрессами и так далее. А экология, а социальная среда, а бедность и нищета?..
Сегодня очень заметно возросла социальная роль школы. Кто больше всех уделяет внимания социуму – родителям, ветеранам, детям в микрорайоне, а особенно в селе? Все эти совхозно-колхозные конструкции рухнули, и порой в селе теплится один-единственный огонек – это школа. И она притягивает к себе как магнит. Поезжайте в Каразейский комплекс – там рядышком со школой и клуб работает, и фельдшерский пункт, и детский сад, и музыкальная школа, и земли прихватили, ферму создали. Работают и зарабатывают и всех ребятишек кормят. Да за такой труд надо учителям в ноженьки поклониться, спасибо им сказать…
Мы сегодня определили на карте области 20 точек, где у нас есть такие школы с особенно ярко выраженной социальной ролью. В первую очередь дали тракторы в первые семь школ, на следующий год еще до семерых дойдет очередь. Без трактора деревенская школа не продержится. Потому и идет “на ура” такая программа, которая выполняется совместно с управлением сельского хозяйства.
Школы получили и десять автобусов. Много это или мало? В масштабах области вроде бы и не так много, но если вспомнить, что несколько лет вообще ничего не могли им дать, то это уже обнадеживающий, хороший первый шаг. Надо организовывать подвоз ребятишек к месту учебы. Нам говорят – “провести реструктуризацию деревенских школ”. Так и хочется спросить: а что вы, господа, под этим подразумеваете – закрыть маленькие школки? А какая бы ни была маленькая деревня, там ведь люди живут, им деваться некуда!
– В фестивале “Сияние России” образовательные учреждения – это и участники, и зрители…
– Каждый третий житель Иркутской области – это учащийся того или иного образовательного учреждения. Треть населения области! Итоговый концерт “Салют, Победа!” соберет ребят со всех территорий области как раз в дни фестиваля. В школах, техникумах, вузах пройдут встречи с литераторами, художниками, артистами. Книги наших писателей отправятся туда же. Все школьные библиотеки уже получили двухтомник Валентина Распутина.
Праздник русской духовности и культуры – это и… достижения наших предприятий. Вот, например, пройдут Дни города Братска. Посмотрите, как подготовились школы Братска к новому учебному году! Давно такого не было: более 15 миллионов получили на ремонт из местного бюджета. А как сияли школы Иркутска еще задолго до первого сентября!
– Мощный культурный импульс фестиваля поможет как-то снизить тот вал негатива, который накрывает молодых: преступность, наркоманию, болезни?..
– Не надо питать иллюзий, что мы проведем фестиваль, – и наркоманы все исчезнут. Это очень серьезная беда, с которой нам придется жить долгие годы. И, конечно, нужен мощный духовный, нравственный щит, целый комплекс мер. Разных. У нас большой ресурс – учреждения дополнительного образования, станции юных техников, туристов, Дома детского творчества – до них, честно сказать, еще пока руки не дошли. Ребенку надо дать дело.
– И напоследок: есть ли у вас, Леонид Аполлонович, цель, суперзадача?
– Да. Построить новый институт повышения квалификации учителей. Сегодняшнее здание не отвечает современным требованиям. Нужен добротный институт с хорошим техническим оснащением, аудиториями, гостиницей, где бы учителям было удобно, со спортивным залом, лечебно-оздоровительным комплексом – и не меньше!
А если говорить об образовании в целом, то я бы хотел сделать так, чтобы ребята не уходили из школы. Хотел бы забрать с улицы всех беспризорных, болтающихся без дела. Их, к сожалению, у нас все больше. Меня очень удивляет, что у нас все время говорят: “Давайте национальную идею!” Как выборная кампания, так сразу вдруг обнаруживаем, что у нас отсутствует национальная идея. А чего тут мудрствовать? Крепкая семья – крепкое государство! Вот оно, цементирующее начало. Крепкая семья, когда у всех есть работа, жилье, достаток в доме, достойный круг общения у ребенка, взаимное тепло и понимание.
Элеонора КЕЗ
Комментарии