search
main
0

Ситуация успеха – скуке помеха

Достойный выбор для успешной подготовки к ВПР

Математика – это тот предмет, качество изучения которого всегда остается на особом контроле. Оценить уровень математической подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС дает возможность самая массовая оценочная процедура нашей системы образования – Всероссийская проверочная работа.

Надежда ПЕТРУНИНА

Залогом успешного прохождения ВПР обучающимися является грамотное и полное повторение пройденного материала, основанное на правильно подобранной литературе. Печатная индустрия предлагает самые разнообразные сборники заданий, которые можно применять для обобщающего повторения. Учителя математики чаще останавливают свой выбор на учебных пособиях издательства «Экзамен» серии «ВПР. Типовые задания»: «Всероссийская проверочная работа. Математика : 5 класс : Типовые задания. ФГОС/Г.И.Вольфсон, Д.А.Мануйлов; под ред. И.В. Ященко», «Всероссийская проверочная работа. Математика : 6 класс : Типовые задания. ФГОС/О.А.Виноградова, Г.И.Вольфсон; под ред. И.В.Ященко». Пред­поч­тение этой серии учебных пособий объясняется многими факторами.

Прежде всего следует отметить влияние на выбор способов подготовки к ВПР текущей ситуации, глубоко затронувшей все сферы жизни, образования в том числе. Пандемия COVID-19 вносит серьезные коррективы в процесс обучения. Прошлый учебный год мы заканчивали в дистанционном формате. Педагогам в срочном порядке пришлось осваивать новые формы обучения. Много проблем возникло у учеников, их родителей.

Большой объем материала дети были вынуждены изучать самостоятельно. Этот год оказался не менее сложным. Эпидемиологическая ситуация в нашем регионе позволила организовать очный режим работы. Однако многие дети либо болели, либо были вынуждены оставаться дома на карантине. Поэтому «дистанционка» осталась в действии.

В сложившейся ситуации просто необходимы такие дидактические материалы, с которыми каждому ученику было бы доступно работать самостоятельно. Данная серия отвечает этому требованию. Каждое пособие представляет собой рабочую тетрадь, в которой ребенок записывает решение в отведенном для этого месте, на широких полях отмечает непонятые задания, возникающие вопросы, чтобы затем обсудить их с учителем. Такая организация страниц книги позволяет легко ориентироваться в материале и ученику, и учителю, проверяющему работу. Экономится время педагога, что является очень значимым плюсом в пользу данного выбора.

В конце сборников размещены ответы к заданиям и решения раз­вернутой части работы. Благодаря этому ученику будет легче разобраться самостоятельно в проблемных местах, а родителям проще помочь своему ребенку в учебе. Решив задания варианта, ученик может не только проверить правильность выполнения, но и оценить свою работу.

Перед ответами к вариантам размещена система оценивания проверочной работы. Здесь приводятся указания к оцениванию и баллы по заданиям. Порадует учеников 5-6-х классов и возможность самостоятельно перевести набранные баллы в пятибалльную систему с помощью таблицы перевода. Одновременно идет формирование умения пользоваться такими таблицами. Было бы замечательно, если бы авторы добавили еще одну страницу, на которой ученик мог записывать свои результаты и наблюдать их динамику.

Сборники выпущены в нескольких форматах: 10, 15 и 25 вариантов, что обеспечивает дифференцированный подход в обучении. Одному пятикласснику или шестикласснику для повторения достаточно решить 10 различных вариантов, охватывающих весь спектр заданий ВПР, и заняться, например, олимпиадными задачами, а другому ученику, испытывающему трудности в изучении математики, для успешной подготовки необходимо выполнить гораздо больше однотипных заданий. Каждый ребенок имеет возможность выбрать удобный для него формат. Многовариантность удобна и для учителя, она позволяет использовать содержание пособий в качестве самостоятельных работ, карточек для индивидуальной практики.

Следующим фактором, на который ориентируются педагоги при выборе учебных пособий, является соответствие тренировочных упраж­нений специфике заданий ВПР. Не секрет, что задания Всероссийских проверочных работ часто существенно отличаются от задач, с которыми школьники привыкли работать по учебнику.

Чтобы необычные формулировки не стали неприятной неожиданностью на аттестации, учеников необходимо заранее знакомить с ними, учить понимать по-другому составленные вопросы. Для этого нужны специальные учебные пособия. Лучше, если они созданы разработчиками ВПР и прошли специальную экспертизу Федерального института оценки качества образования (ФИОКО). Перечень таких пособий можно увидеть на сайте ФИОКО. Среди рекомендованных сборников и вышеназванные книги.

Сравнив тренировочные варианты пособий, предлагаемых изда­тельством «Экзамен», с образцами и описаниями проверочных работ для проведения ВПР, размещенными на сайте ФИОКО, можно убедиться, что их структуры идентичны. Авторы придерживаются того же стиля оформления, который предлагает ФИОКО.

Соответствует образцам и тематика заданий. Значит, школьники, готовившиеся по этим сборникам, не окажутся в стрессовой ситуации на ВПР, столкнувшись с чем-то неизвестным, а будут быстрее и лучше ориентироваться в тексте работы со знакомым форматом.

Кроме прочего, привлекают внимание и сами задания тренировочных работ. Тематика вопросов охватывает программу всего курса и соответствует требованиям ФГОС. Работа над упражнениями сборников способствует формированию навыков устных и письменных вычислений с натуральными и рациональными числами, умений применять изученные понятия и методы для решения задач практического характера.

Уделяется внимание работе с геометрическими понятиями. Задачи с геометрическим содержанием сопровождаются рисунками и чертежами. Присутствуют упражнения, которые учат понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. Задачи повышенной сложности помогут детям с высокой мотивацией развивать умение проводить логические обоснования математических утверждений.

Задания располагаются так, чтобы школьник двигался от простого к сложному. Упражнения на вычисление чередуются с текстовыми задачами. Многие задания сопровождаются иллюстрациями. Тексты задач основаны на сюжетах, понятных и интересных ученикам 5-х и 6-х классов.

Практико-ориентированные задачи демонстрируют учащимся применение математики в жизни. Ситуация успеха, разнообразие упражнений, практическая значимость полученных знаний не позволят ребенку скучать на математике и будут способствовать формированию интереса к предмету.

Представленный в сборниках материал можно с успехом применять не только на уроках повторения и обобщения знаний, но и при изучении нового. Например, к теме «Решение задач на дроби» можно подобрать в качестве примера прямую, обратную и косвенную задачи (задание №4):

1. Протяженность автомобильной дороги между Москвой и Орлом равна 400 км. Автомобилист проехал три восьмых всей дороги. Сколько километров осталось проехать автомобилисту? (С. 5.)

Кот Матроскин два часа ловил рыбу. За первый час он поймал 8 рыб, за второй – еще ровно половину улова. Сколько всего рыб поймал Матроскин? (С. 90.)

В магазине было 32 упаковки крупы. За день продали 8 упаковок. Какая часть всей крупы осталась нераспроданной? (С. 30.)

Рассмотрев примеры, можно отработать алгоритмы решения всех трех видов на однотипных упражнениях из других вариантов.

Следующую тему – «Проценты» – также изучаем на примере задачи из сборника (задание №8):

Призерами городской олимпиады по математике стали 60 учеников, что составило 15% числа его участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде? (С. 16.)

Из 25 кг свежих яблок получили 5 кг сушеных. На сколько процентов уменьшилась масса яблок в результате сушки? (С. 31.)

И вновь у учителя в арсенале несколько похожих примеров для закрепления навыков находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины.

Тема имеет свое продолжение в книгах для шестого класса. Работа над подобными задачами способствует развитию умений применять полученные знания для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин (задание №11):

Агрохолдинг за год сократил площадь под посев картофеля на 14%, а урожайность картофеля за это время повысилась на 15%. Больше или меньше стали собирать картофеля в агрохолдинге по сравнению с прошлым годом? На сколько процентов? (С. 67.)

Аналогичное развитие учебных компетенций школьника может быть продемонстрировано на любой другой теме, предложенной авторами сборников. В вариантах представлен полный спектр текстовых задач. Здесь учитель всегда может подобрать для урока задачи, связывающие три величины (на работу, на движение), задачи на покупки, на проценты, сюжетные задачи на все арифметические действия, логические задачи. В материалах для 6-го класса добавляются задания, тренирующие умение находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.

Следует обратить внимание еще на один сложный момент, связанный с ВПР. Обучение математике в школах идет по различным программам и учебникам. Например, в учебнике «Математика. 5 класс» авторов Н.Я.Виленкина и др. не изучается основное свойство дроби, знакомство с действиями над обыкновенными дробями заканчивается сложением и вычитанием дробей с одинаковыми знаменателями.

С правилами умножения и деления ребята встречаются только в шестом классе. Признаки делимости натуральных чисел также проходятся в шестом классе. Столкнувшись впервые на ВПР с заданиями по данным темам, пятиклассник, не попадавший в такую ситуацию, может растеряться и запаниковать. Работая по сборникам под редакцией И.В.Ященко, ученики заранее готовы к тому, что на ВПР могут встретиться задания, которые они еще не умеют решать. На тренировке, как и затем на аттестации, у ученика есть выбор: кто-то спокойно пропускает неизвестный материал, а кто-то работает на опережение.

Перечисленные аргументы убеждают нас в том, что учебные пособия издательства «Экзамен» серии «ВПР. Типовые задания» – достойный выбор для успешной подготовки к ВПР и другим аттестационным работам, так как помогают качественно и быстро привести знания школьников в систему, способствуют развитию учебно-познавательных компетенций обучающихся согласно требованиям ФГОС.

Надежда ПЕТРУНИНА, учитель математики репетиторского центра «Максимум», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, г. Заречный, Пензенская область

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте