Сегодня Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» – это многопрофильное образовательное пространство с историей более чем в полвека. Во дворце реализуется большое количество дополнительных общеразвивающих программ разных направленностей для детей и взрослых, в том числе адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С 2019 года Дворец «Восточный» в рамках сетевого взаимодействия начал сотрудничать с Центром социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов имени Григория Ивановича Россолимо. Идея такого сетевого взаимодействия возникла не случайно, так как в нашей стране зафиксирован рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, коллектив дворца не мог остаться в стороне. И вот дети центра посещают занятия на базе дворца.
Для занятий педагоги дополнительного образования и методисты разработали адаптированные программы художественной направленности, которые включили в себя два модуля: изобразительное творчество и ритмику. Задачи этой программы – помочь детям адаптироваться, социализироваться в новом для них образовательном пространстве посредством рисования и музыки. Для многих ребят это одна из возможностей выхода из стен центра, так как есть дети без попечительства родителей, постоянно там проживающие.
Почему именно изобразительное творчество и ритмика? Ребенок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что также важно для успешной социализации в будущем. Развитие творческих способностей для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала. Развивая творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, мы создаем условия для позитивной адаптации в социуме, равные возможности для их успешного будущего в нем.
Изобразительное творчество – это огромный потенциал для развития детского интеллекта. Занятия изобразительным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в освоении других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания, развитием фантазии.
В процессе усвоения материала детьми происходит совершенствование мелкой моторики рук, развиваются речь и чувство ритма.
Занятия ритмикой направлены на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через активное включение их в танцевальную деятельность. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, психоэмоциональной разгрузки, помогает координировать движения, а также восстанавливает жизненную энергию ребенка и его самоощущение, осознание собственной индивидуальности. Танец способствует более успешной адаптации и коммуникации детей в среде сверстников.
Кроме программ адаптивного обучения с ребятами педагоги совместно с обучающимися дворца организуют концерты и мастер-классы в центре. В процессе концертной деятельности и занятий происходит формирование широкого кругозора, художественного мировоззрения и доброго отношения детей друг к другу.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ограниченными возможностями здоровья своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему ситуацию успеха, когда полученные в системе дополнительного образования знания и умения могут не только стать досугом, но и дать старт выбора будущей профессии.
Анна ГУРЧЕНКОВА, директор Дворца творчества детей и молодежи «Восточный»
Комментарии