Ирина КИРИЧЕНКО, учитель химии Нижнедевицкой школы: – Школа – мой второй дом. Так было в детстве, так осталось навсегда. После окончания химического факультета Воронежского государственного университета долго не размышляла, пришла работать в родную школу учителем химии. Здесь я когда-то училась, здесь стала работать педагогом и одновременно классным руководителем маленьких пятиклашек. С тех пор прошло пятнадцать лет.
В течение всего времени занимаюсь проблемой «Формирование мотивации в обучении химии». Современного школьника невозможно заставить учиться, его нужно увлечь, и обучение должно быть связано с практическими потребностями. Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании. Поэтому моя задача, готовя материал для уроков, показать учащимся, что дают им эти знания для жизни, общения со сверстниками, карьеры и успеха в жизни, престижа в обществе.
Заинтересованное отношение к учению, на мой взгляд, напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, если они не почувствуют роста своих возможностей, то они прекратят серьезные занятия химией. На своих уроках помимо традиционного объяснения использую современные информационно- коммуникационные технологии, включаю элементы игры, дифференцированные методы контроля качества знаний. Дети неодинаковы по уровню способностей, подготовки, и если они испытывают трудности, интерес к обучению падает. Предлагая ученикам одинаковый объем материала, я применяю разноуровневый контроль качества знаний. Это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. У учащихся после каждого выполненного задания возникает чувство удовлетворения.
Чудес в педагогике не бывает, есть большая, трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа, и очень хочется, чтобы мои дети встречались в школе с радостью. Ситуация успеха, созданная на каждом уроке, да притом на интересном, вот к чему я стремлюсь, обучая своих учеников химии. При таком подходе вижу только положительные моменты. На протяжении последних пяти лет, вплотную занявшись этой проблемой, я заметила, что исчез страх перед уроками химии, психологически комфортно чувствуют себя ученики, да и я, как учитель. Особенно приятно осознавать, что мои ребята просто любят химию, а ведь так непросто трудному предмету конкурировать с остальными школьными дисциплинами. Лично для меня этот факт очень важен, так как в этом вижу смысл своей педагогической деятельности.
Ежегодно мои ученики участвуют в олимпиадах, успешно сдают ЕГЭ, показывая хорошие результаты, становятся студентами престижных вузов с химической и медицинской специализацией.
В школе созданы все условия не только для детей, но и для творческого роста педагогов. Многие мои коллеги принимали участие в различных конкурсах, а в 2006 году я представляла свою школу на районном конкурсе «Учитель года» и, как победитель, на областном, где вошла в число финалистов. По предложению администрации школы решила принять участие в конкурсе лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование». Большую помощь в оформлении документов мне оказали директор школы Раиса Николаевна Пенькова и завуч Татьяна Сергеевна Кузнецова.
Успех укрепляет веру, в таком состоянии возникает желание продолжать начатые дела. В 2007 году наша школа участвовала в конкурсе лучших общеобразовательных учреждений и тоже стала победителем, получив один миллион рублей. Совсем недавно школе присвоен статус базовой, а я награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ».
Помимо учебной деятельности я являюсь социальным педагогом школы, помогаю ребятам адаптироваться в сложных современных условиях, находить выход в непростых жизненных ситуациях. Учащиеся школы успешно участвуют в различных конкурсах районного, областного уровней, были дипломантами Всероссийского конкурса «Юннат-2003», проходившего в Москве. Без творческого коллектива и мудрого руководства добиваться успехов нелегко, поэтому я очень благодарна своей школе и нашему директору Раисе Николаевне за тот заряд энергии, который она передает всем педагогам, зажигает всех искоркой творчества.
Хочется пожелать всем коллегам крепкого здоровья, работоспособности, исполнения намеченных планов и новых педагогических открытий.
Цифры и факты
В области принята целевая программа «Дети Воронежской области», в рамках которой действует подпрограмма «Одаренные дети». По итогам работы в 2007 г. доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста составила 46,6%.
В результате реализации подпрограммы в 2007 г. увеличилось количество школьников – участников и победителей всероссийских и областных олимпиад, конкурсов и соревнований: в 2006 г. – 4750 участников, из них 1720 победителей, в 2007 г. – 10000 участников, из них 1950 победителей.
В 2007 г. премии в размере 60 тыс. руб. присуждены 24 победителям всероссийских конкурсов и олимпиад. Премии в размере 30 тыс. руб. присуждены 36 призерам всероссийских и 22 победителям областных мероприятий.
100 одаренных детей получили стипендию администрации области.
Комментарии