Одним из средств повышения эффективности процесса овладения иностранным языком является игра. Учебная игра – это способ достижения всех задач обучения, и, следовательно, для нее характерны определенные требования:
наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического результата;
установка на необходимость мысленного усилия;
строгая дозировка игровых моментов;
возможность выбора конкретных действий каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.
Используя игровые формы, методы и приемы на своих уроках, я стремлюсь решить следующие задачи:
– повысить интерес школьников к изучению предмета иностранного языка, создать положительную мотивацию в обучении;
– активизировать речемыслительную деятельность;
– повысить коммуникативную направленность уроков иностранного языка и вовлечь учеников в активную деятельность;
– предоставить возможность для самореализации каждому школьнику;
– создать условия для его развития и самосовершенствования.
Игровая форма занятий предполагает игровые приемы и ситуации, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Вот некоторые приемы введения в сюжет урока игровых моментов:
К нам прибывает делегация зарубежных гостей. Они будут знакомиться с системой школьного образования в нашем городе. Что мы можем рассказать им о нашей школе?
Майк приглашает нас совершить экскурсию по его родному городу. Что бы вы хотели посмотреть?
Сегодня день рождения Алисы. Надо ей помочь приготовить праздничный ужин.
При этом хорошими помощниками выступают герои, маски, куклы. Широкое использование предметов, наглядности, игрушек способствует развитию ассоциативной и образной памяти.
Но если ученик начальной школы, пятиклассник и даже шестиклассник ценят внешнюю занимательность, то в подростковом возрасте наблюдается стремление к взрослости. Старшеклассникам же интересно то, что требует самостоятельного обдумывания, для них характерны тяга к обобщениям, поиск общих признаков и законов. Особенностью игры в старшем школьном возрасте является ориентация на речевую деятельность. Предметные сюжетные игры уступают место ролевым, сюжетно-ролевым, деловым играм, имитирующим деятельность какого-либо конкретного лица, группы, организации.
Можно предлагать такие задания.
Вы сотрудник фирмы и занимаетесь вопросами найма работников. В данный момент вашей фирме требуется рекламный агент. Несколько человек обратились с просьбой принять их на работу. Все они специалисты высокой квалификации, один из них ваш друг. Вы приглашаете их на собеседование, чтобы полнее оценить их профессиональные и человеческие качества. Кого вы предпочтете?
Городская администрация обсуждает вопрос строительства нового транспортного пути, который должен пройти через зеленую зону города. Данное строительство имеет важное экономическое значение для города, способствует разрешению многих хозяйственных проблем. Общественность города выступает против, ссылаясь на проблемы экологии. От вашего решения зависит, будет ли проект строительства одобрен.
Такие игры требуют мобилизации всех сил, умений и опыта школьников, позволяют приобрести навык социального общения. При этом ученик учится оценивать ситуацию, ориентироваться в различных обстоятельствах, отстаивать свою точку зрения.
Не следует забывать и об играх обучающего характера. Этот вид игры способствует созданию психологической готовности детей к речевому общению, обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, тренировке учеников в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи. Обучающие игры включают в себя такие, которые развивают речевой навык и умения.
К первым относятся грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры. Известно, что тренировка грамматических структур требует многопробного повторения, утомляет своим однообразием. Игры помогают сделать однообразную деятельность более интересной. Лексические игры способствуют расширению словарного запаса учеников, закладывая “фундамент” речи. Фонетические игры корректируют произношение и, наконец, орфографические – способствуют овладению правописанием.
Вторая группа игр представляет ребятам возможность проявить реакцию в общении, самостоятельность в решении речевых задач, мобилизует внутренние резервы. Эти игры тренируют учеников в творческом использовании речевых навыков.
Таким образом, использование игры при соблюдении определенных к ней требований позволяет влиять на потребностно-мотивационную сферу личности школьника. Пробуждающийся устойчивый интерес ведет к повышению познавательной активности, речемыслительной деятельности, а это в свою очередь влияет на процессы самовыражения и самореализации личности ребенка, способствуя созданию положительной Я-концепции.
Марина КАВИЕВА,
учитель английского языка средней школы N 26
Хабаровск
Комментарии