search
main
0

Ситуация

Загадки кипения

С идеями и задумками на предстоящий урок я тороплюсь в кабинет. Ученики уже там.

До демонстрации опыта надо попробовать отодвинуть громкоговоритель подальше от микрофона, напоминаю себе, может быть, таким образом удастся избавиться от звукового фона, мешающего восприятию… Стоп! Какой урок? Какой класс?

“Болото”, а не класс. Сначала грешил на себя. Пытался и так и сяк их заинтересовать. Оказалось, не у меня одного подобные сложности. Предупреждал директора:

– Не смогут они усвоить программу образовательного минимума.

А он в приватной беседе давал ЦУ:

– Учите их хоть чему-нибудь, главное, чтобы на уроке сидели, а не по улицам шастали. Наша задача – быстрее выдать им аттестаты и проститься.

Все желали этого и как можно скорее. И я тоже.

Некоторые не знали таблицы умножения, читали, запинаясь, и не могли запомнить формулировок основных научных законов. Я был готов рассказывать им “сказки”. Слушайте только. Но никаких полезных устремлений. Похабные анекдотики, мат через слово и каверзы за спиной учителей – это в школе. А чем они занимаются после уроков, я изредка узнавал на школьных педсоветах. Из отделения милиции сообщали: такой-то попался на краже, такая-то занималась проституцией, тот задержан с наркотиками, а та – в нетрезвом виде. Несомненно, было в них и что-то хорошее. Но это хорошее в большей степени оставалось за “кадром”. После каждого урока в этом классе я чувствовал себя скверно.

Итак, я вошел в кабинет, где жил своей “отрицательной” жизнью класс. И сразу бросило в жар.

Закинув ноги на стол, лидер компании, второгодник Клюев смачно закончил речь: “Да пошел этот физик…” и, указав нецензурный адрес, плюнул в сторону кафедры.

– Га-га-га, – засмеялся кто-то.

Я остановился на пороге. Меня заметили.

– Урок, что ли? – опустил он ноги.

Много позже, оценивая ситуацию, я вижу два варианта своего поведения.

Первое, это сделать вид, что ничего не слышал. Бодренько этак поздороваться и начать рассказ о “загадках кипения”.

И случалось со мной такое, пропускал мелкие грешки, делая вид, что не замечаю.

Второе – предпринять что-либо.

Только что именно? Не изучали мы в педвузе теорию конфликтов. Не говорили о подобных ситуациях. Толковали нам о детях идеальных, способных максимум на невыученный урок.

В классе притихли. Ждут реакции учителя. А на меня волна злости и бессилия накатила. Тут еще взгляд на кафедру упал, на установку для предполагаемого эксперимента. И то, что увидел, последней каплей стало. А увидел утопленный в мерном цилиндре с водой микрофон, с помощью которого собирался слушать голос кипящей жидкости.

Помню, схватил опешившего “героя” за ворот и потащил его за дверь. Инертный бугай. А во мне все бурлило и клокотало.

– Отпусти! – заикнулся он было между третьим и вторым этажом. На лице у меня было написано: “Не отпущу!”

– К директору, что ли? – пытался угадать на первом.

Оказалось, что в подвальный спортзал. Втолкнул его. Дверь – на ключ. Бросил ему боксерские перчатки.

– Надевай! – и принялся затягивать шнуровку на своих.

Несколько ударов я тогда пропустил. В отличие от соперника, этим видом спорта я никогда не занимался.

Потом мы молчали о “душевном разговоре” в спортзале. Каждый по своей причине. Он, как это ни странно, потому, что понял: поступил плохо. Я потому, что добился понимания таким способом. Мне было стыдно.

– Потерял контроль… Педагог… Как после этого работать?..

Вернулись в кабинет. Там ожидание.

– Клюев, возьмите тряпку и протрите пол у кафедры.

Кивок согласия.

– А вы запишите тему урока: “Кипение”…

Сергей КУРИЛЛОВ

Комментирует психолог

Правильно ли поступил наш автор в сложившейся ситуации? Заочно, не зная всех обстоятельств дела, трудно давать советы. И все-таки попробуем разобраться. Учитель, как и любой человек, может не справиться со своими эмоциями, может выплеснуть гнев, показать неудовольствие. Как правило, на учеников это действует. Но надолго ли? Может, стоит внимательнее присмотреться к ребятам, чтобы хорошее в них не оставалось “за кадром”? И тогда “пропущенных ударов” будет меньше…

Надежда ЛИДОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте