На совещании в Москве обсудили формирование системы профессионального развития педагогов. По словам министра просвещения РФ Ольги Васильевой, дополнительное профессиональное образование учителей нуждается в модернизации, оно должно стать персонифицированным, с использованием современных форматов обучения и актуального содержания программ. В частности, министр заявила о необходимости создания единого федерального портала, посвященного дополнительному профессиональному педагогическому образованию, который будет включать программы, прошедшие профессионально-общественную экспертизу. «При наличии вариативности, различных подходов и моделей у нас должно прослеживаться единое пространство подготовки и повышения квалификации педагогических кадров», – считает Ольга Васильева. Мы решили узнать у наших экспертов и читателей, что их не устраивает в действующей системе повышения квалификации и какие изменения, по их мнению, необходимы.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Повышение квалификации играет особую роль в профессии учителя. Педагогу нужно успевать совершенствоваться, чтобы соответствовать требованиям образовательных стандартов, действовать в условиях цифровизации, инклюзивной образовательной среды. А еще нужно успевать актуализировать свои предметные знания, знания по смежным дисциплинам, совершенствовать методики.
Отвечают ли сегодняшние курсы повышения квалификации реальным потребностям учителей? Сами педагоги оценивают их довольно критично. Опрос более 3700 учителей из всех регионов России, проведенный фондом «Национальные ресурсы образования» в середине этого года, показал, что троих из десяти педагогов не устраивают возможности повышения квалификации. При этом полностью удовлетворены нынешней системой только 22%. Педагоги отмечают «недостаточное количество», «формализм» и «низкое качество» курсов. И эти проблемы характерны для всех программ повышения квалификации. Если учитель раз за разом проходит курсы повышения квалификации, которые он сам оценивает как неэффективные, результаты его работы со школьниками не улучшатся. Поэтому систему дополнительного образования педагогов нужно менять.
Нам важно заложить такие возможности в повышение квалификации, которые бы сделали его реальным инструментом развития учителей. Майский указ Президента России предусматривает внедрение национальной системы профессионального роста. К 2024 году она должна быть распространена не менее чем на половину учителей. А добровольную оценку квалификации пройдут не менее 10% педагогов. Возможно, у некоторых учителей появляется ощущение, что им не доверяют, пытаются изобрести дополнительный механизм подтверждения способности работать в школе. Но важно понимать, что, говоря об оценке квалификации, мы имеем в виду не оценку ради оценки, а инструмент, позволяющий реально повышать свой профессиональный уровень, расти как специалисту.
Для этого нам необходимо отталкиваться от индивидуальных потребностей каждого педагога. До Нового года в 11 регионах – Московской, Воронежской, Тульской, Новгородской, Вологодской, Астраханской, Тюменской, Нижегородской областях, в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Мордовии – заработают центры оценки квалификации педагогов. Это станет первым пунктом выстраивания новой системы, которая будет работать на обеспечение профессионального роста педагогов. На основе результатов независимой оценки педагог сможет обратиться в Центр педагогического мастерства, где должны работать лучшие представители профессии. Это специалисты, которые сами в совершенстве освоили педагогическое ремесло, имеют положительный опыт разработки и апробации методических и диагностических материалов. А в программы должно вкладываться инновационное и сверхактуальное содержание.
Елена МИХАЙЛОВА, учитель математики, Великий Новгород:
– Персонификация – пожалуй, главное слово для системы повышения квалификации учителей в настоящее время. Многие коллеги сетуют на то, что им приходится отрывать время на курсы повышения квалификации, совершенно им не нужные. При этом потерянные часы не наверстать, а заменяющий преподаватель, не зная особенностей класса, работает практически впустую. Особенно это опасно для девятых и одиннадцатых классов, которым предстоят экзамены. Актуальной я считаю накопительную систему учета форм повышения квалификации при персонифицированном подходе. Также важны, по моему мнению, в системе повышения квалификации дистанционное обучение, развитие сети стажировочных площадок, организация онлайн-консультаций по актуальным проблемам школьной практики.
Ирина ПОПОВА, учитель химии школы №2 пос. Рамонь, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017, Воронежская область:
– В действующей системе повышения квалификации больше всего меня не устраивает то, что все программы уже заранее разработаны. То есть приходится повышать квалификацию не в тех направлениях, которые я считаю для себя необходимыми, а в тех, которые мне предлагают разработчики со стороны. А хотелось бы иметь возможность самой выбирать и предлагать направления. Например, мне необходимо повысить квалификацию по проектной деятельности на уроках химии, я подаю запрос в начале года, мне назначают время и предлагают соответствующие моему запросу курсы. Так хотелось бы в идеале. Мы ведь сегодня идем навстречу старшеклассникам, они у нас выбирают и индивидуальные образовательные маршруты, и экзамены, почему не должно быть подобного отношения к учителю?
Евгений БАГЛИКОВ, учитель истории и обществознания Державинского лицея, Петрозаводск:
– Как правило, система повышения квалификации сейчас – это весьма интересный вариант честного ничегонеделания. На тех курсах, где я бывал, либо говорили прописные истины, либо отталкивались от идеальной модели образования – ФГОС везде и всюду, все их применяют, и никаких проблем ни дети, ни учителя не испытывают. Как мне кажется, чтобы повышение квалификации было максимально эффективным, надо честно признать, что ФГОС часто применяются только на открытых уроках. И станет проще жить. Но такое вряд ли произойдет, поэтому можно выбрать второй вариант – больше практико-ориентированных семинаров, больше личного опыта, чем теории, того, как якобы должно быть в идеале.
Татьяна Л., учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
– Я прохожу курсы повышения квалификации раз в пять лет, и мне они нравятся. Во всяком случае я считаю их полезными для себя. Каждый лектор непременно дает нам ценные сведения: это и определение подходов, и обозначение приоритетов в программе предмета, и знакомство с новыми технологиями. Курсы дают мне возможность что-то понять в происходящих сегодня изменениях. И общение с коллегами из других школ и районов – возможность сверить часы.
Я знаю, что многие недовольны сегодняшней системой повышения квалификации, но, по-моему, это чисто учительское – привычка критиковать и ворчать. А ведь если вдуматься, наше профессиональное самосовершенствование – дело нашей совести. Если ты не читаешь ни специальной литературы, ни художественной, не ходишь на концерты и ничего, кроме своей школы и дома, не видишь, то никакие курсы тебе не помогут. Прежде всего учитель должен всю жизнь повышать свой культурный уровень. Это базис, на котором потом строится профессионал. Все остальное вторично, так называемая надстройка.
Комментарии