Духовно-нравственное воспитание помогает формировать у ребенка правильное видение основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, милосердия, патриотизма, вводит в мир отечественной истории и культуры. Осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание можно как через учебную, так и через внеклассную деятельность.
В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья: нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и задержкой психического развития. Данные заболевания проявляются в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Характерные особенности детей с данными заболеваниями – нарушения в эмоциональной сфере, в формировании познавательных интересов. У большинства ребят неустойчивое внимание, слабая память, повышенная утомляемость.Данная воспитательная система учитывает психофизические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и способствует коррекции этих нарушений.Цель работы: способствовать социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через духовно-нравственное и патриотическое воспитание.Задачи Воспитательные:- способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся на основе исторических и православных традиций;- развивать интерес к истории и культуре Отечества и родного края;- ознакомить со святынями родного края.Коррекционные:- способствовать развитию познавательной деятельности воспитанников; – создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.Учебные:- расширять кругозор детей через знакомство с историей и культурой Урала;- развивать технику чтения, устную речь детей.Основные принципы работы- доступность содержания и изложения материала;- разнообразие форм и методов воспитательной работы;- системность в работе. Содержание работы определяется следующими системообразующими факторами:1. Краеведение.2. Преодоление изолированности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, получение ими социальных навыков.3. Создание условий для непосредственного участия каждого ученика во внеурочной жизни класса и школы в соответствии с его возрастом и психофизическими возможностями.4. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов. Основной системообразующий фактор в данной работе, по моему мнению, – краеведение. Я создала школьный краеведческий музей, в котором несколько разделов: исторический, природоведческий, литературный, православный и раздел «Великая Отечественная война». В музее проводятся экскурсии для детей. Экспонаты музея используются как наглядный материал и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Проводятся занятия «Юный экскурсовод». На интегрированных занятиях (краеведение + изо, краеведение + труд) дети изготавливают разнообразные поделки для школьных и областных выставок, а затем поделки становятся экспонатами школьного музея.Музейные экспонаты (подлинные и сделанные руками детей) интересны, понятны, визуально притягательны и дают возможность детям получать новые знания в эмоциональной форме.Создание музея предполагает и поисковую работу, посильную для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.В 2010 году была разработана авторская краеведческая программа «С чего начинается Родина». Эта программа предназначена для детей 3-4-х классов с ограниченными возможностями здоровья. Данный курс охватывает все воспитательное пространство школы:- урочную деятельность;- внеурочную деятельность в школе;- внешкольную деятельность;- семейное воспитание;- изучение культурологических основ православия.Большое внимание в программе уделяется вопросам православия: знакомство с житиями святых, православными святынями Урала, организация православных экскурсий, посещение храмов города.В программе уделяется серьезное внимание изучению темы «Великая Отечественная война». Вопрос изучения данной темы в начальной школе можно назвать больным. Это подтверждает проведенный мною анализ учебников по чтению для 1-4-х классов. За 4 года обучения по данным учебникам дети знакомятся всего с тремя рассказами и одним стихотворением о Великой Отечественной войне.В связи с этим в авторской программе предусмотрено изучение таких тем, как «Решающие битвы войны», «Вклад Урала в дело Победы», «Герои Советского Союза» (в том числе герои-уральцы), «Пионеры-герои». На внеклассных занятиях дети знакомятся с песнями и поэзией военных лет.2009-2010 учебный год был посвящен 65-летию Победы. Я разработала и осуществила общешкольный педагогический проект «Страницы Великой Победы». В начале 1-й четверти каждому классу на весь учебный год был выдан пакет заданий по проекту. По графику в классах были проведены все запланированные конкурсы, далее победители были представлены на общешкольный уровень.В каждом классе была проведена большая поисковая работа «Война в истории моей семьи». На классных часах дети вместе с родителями, с бабушками рассказывали одноклассникам о своих родственниках, переживших войну. Совместными усилиями детей, родителей и педагогов был собран уникальный материал «Живые строки войны». Материал оформлен и передан в школьный краеведческий музей в виде Книги Памяти.Проект завершился в мае большим общешкольным праздником «Живые строки войны» (по материалам школьной Книги Памяти). Преодоление изолированности детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, получение ими социальных навыковСерьезное внимание уделяется участию воспитанников в различных выставках, конкурсах, фестивалях (как светских, так и православных) городского и областного уровней.В 2009-2010 учебном году наши воспитанники впервые стали участниками всероссийского конкурса и международного фестиваля. Ученик 3-го класса Кирилл Тамакулов представил на Всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!» сочинение «Мои родные в годы войны», написанное по результатам посильной для него поисковой работы (мальчик – инвалид, самостоятельно не передвигается, диагноз – детский церебральный паралич). Я руководила этой поисковой работой.Жизнь детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в основном проходит в рамках дом – школа. Поэтому я в своей работе уделяю серьезное внимание организации различных экскурсий (в музеи, по городу). На экскурсиях дети не только расширяют свой кругозор, но и получают коммуникативные и социальные навыки. На все экскурсии приглашаются и родители учащихся. Создание условий для непосредственного участия каждого ребенка в жизни класса и школыПри подготовке всех внеклассных мероприятий обязательно продумывается вопрос о том, чтобы каждый ребенок был их непосредственным участником в соответствии с его психофизическими возможностями.Так, например, при подготовке рождественской композиции ученику, который не может самостоятельно передвигаться, но имеет хорошую память и дикцию, предлагается роль ведущего. Детям с проблемами речи подбираем роли без слов. При подготовке к конкурсу «Стихи о Великой Отечественной войне» каждому ребенку подбираются стихи в соответствии с его возможностями: памятью, дикцией.Совместная деятельность детей, родителей, педагоговПри подготовке внеклассных мероприятий обязательно планирую участие родителей. За последнее время значительно увеличилось количество родителей (в том числе пап и бабушек), которые участвуют в подготовке и проведении классных часов, конкурсов, праздников, превращаясь из пассивных зрителей в непосредственных участников.Так, в поисковой работе «Мои родные в годы войны» участвовал каждый ребенок вместе с родителями. Многие молодые родители сами почти ничего не знали о судьбе своих родственников в военные годы, поэтому с интересом расспрашивали бабушек, записывали их воспоминания. Каждая семья подготовила материалы о своих родных. Были проведены классные часы, в которых участвовали и родители, и дети. Они принесли фотографии, семейные реликвии, награды своих прадедушек и прабабушек, рассказали о них. Эти рассказы все дети слушали затаив дыхание. Многие материалы и экспонаты пополнили школьный краеведческий музей (например, компас и фляжка фронтовика).Прим. ред. Полностью материал с приложениями опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».
Комментарии