search
main
0

Системе развивающего обучения 60 лет. Она устарела? Открытое письмо министру образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанову

​8-9 июня в Казани прошел Всероссийский форум педагогов развивающего обучения «Система Л.В.Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее». В работе форума приняли участие авторы учебно-методических комплектов системы Л.В.Занкова, методисты и заведующие кафедрами начального и дошкольного образования региональных ИПКРО и ИРО, учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, реализующие идеи развивающего обучения Л.В.Занкова. Всего присутствовало более 170 участников из 50 регионов: здесь были представители из таких городов, как Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Бишкек (Киргизская Республика), Великий Новгород, Воронеж, Ижевск, Казань, Калининград, Красногорск, Краснодар, Липецк, Мичуринск, Москва, Мурманск, Нижний Тагил, Новочебоксарск, Норильск, Орск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Смоленск, Таганрог, Тамбов, Тула, Углич, Уфа, Чебоксары, Щелково, Ярославль и др.

Цели форума: выявление и распространение передового педагогического опыта, инновационной практики обеспечения качества образования средствами системы Л.В.Занкова; повышение научного и профессионального уровня педагогов; привлечение внимания педагогической общественности к идеям системы развивающего обучения Л.В.Занкова и опыту ее реализации в условиях действующего ФГОС НОО, повышение престижа системы. Форум проводился сотрудниками ФНМЦ им. Л.В.Занкова, объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова, при поддержке АПКиППРО, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Центра социально-гуманитарного образования г. Казани и издательской группы АСТ. За два дня на форуме было проведено 72 мастер-класса, 8 стендовых докладов.Директор ФНМЦ им. Л.В.Занкова С.Г.Яковлева и автор курсов русского языка и обучения грамоте Н.В.Нечаева сообщили на форуме, что в целях сохранения системы развивающего обучения в России весь авторский коллектив и методисты центра приняли предложение о сотрудничестве с одним из крупнейших издательств федерального уровня – издательской группой АСТ. Они ознакомили участников форума с проектами, готовящимися в новом издательстве, рассказали о планах центра, о работе авторского коллектива системы Л.В.Занкова над созданием учебников нового поколения, о положении дел сегодня и перспективах на будущее. Педагогическая общественность озабочена ситуацией, сложившейся вокруг системы развивающего обучения Л.В.Занкова, в связи с этим участники форума приняли решение направить открытое письмо министру образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанову с просьбой о поддержке системы.  Уважаемый Дмитрий Викторович!Мы, участники Всероссийского форума педагогов развивающего обучения, состоявшегося 8-9 июня 2015 года в г. Казани, обращаемся к Вам с просьбой о поддержке системы Л.В.Занкова. Именно в России были созданы и впервые реализованы в практике системы развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, которые используются во многих странах мира. Наибольшее распространение в школах России получила система Л.В.Занкова. Это целостная педагогическая система, построенная на психолого-педагогических основах, на которых базируется и ФГОС начального общего образования. В системе разработан и проверен многолетней практикой методический инструментарий, позволяющий обеспечить успешное освоение обучающимися общеобразовательных программ начального общего образования. На форуме разработчики системы продемонстрировали реализацию в новом поколении учебников и учебных пособий (готовящихся в издательской группе «АСТ») инновационные подходы к структурированию содержания, к организации деятельностного подхода и изучению результативности образования. Следует отметить представленный материал как безусловное продвижение в индивидуализации обучения и формировании универсальных учебных действий. Авторы-разработчики в преддверии 60-летнего юбилея системы развивающего обучения Л.В.Занкова еще раз доказали ее высокую эффективность и способность развиваться в соответствии с вызовами нового времени. Обучающиеся этих классов показывают хорошие результаты в международных исследованиях оценки знаний учащихся. В настоящее время системой развивающего обучения Л.В.Занкова все шире интересуются за рубежом: – учебники математики на протяжении пяти лет апробируются в Норвегии по инициативе университета Ставангера (University of Stavanger), которым в 2014 г. была проведена конференция с привлечением педагогов Дании, также выразивших заинтересованность в использовании наработок системы Л.В.Занкова; – издательством Barentsforlag в Киркенесе выпущены в 2014 г. учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителей на норвежском языке;- по учебникам системы Л.В.Занкова работают несколько частных русских школ в Нью-Йорке (США), в Тель-Авиве (Израиль), в Брисбене (Австралия). Все учебники системы Занкова получили положительные отзывы экспертов РАО, РАН и педагогической общественности, что еще раз подтверждает высокое качество системы обучения. К сожалению, в настоящее время учебники, издававшиеся ИД «Федоров», исключены из утвержденного Федерального перечня учебников. Участники форума выразили глубокую признательность и благодарность в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации за предоставленную возможность осуществлять образовательную деятельность в занковских классах с использованием ранее приобретенных учебников на протяжении 5 лет (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253) и региональных руководителей органов управления образованием за поддержку этой инициативы. Однако в части регионов страны общеобразовательным организациям запретили использовать ранее приобретенные учебники, что привело к нарушению принципа преемственности основных образовательных программ. Запрещают открывать первые классы и продолжать обучение во втором, третьем и четвертом классах, переводя на другие учебники. Это, безусловно, не может не сказываться на качестве предоставления общедоступного бесплатного общего образования. Кроме того, сегодня во многих регионах вопрос обеспечения бесплатными учебниками всех обучающихся на возвратной основе в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ остается огромной проблемой; необходимы колоссальные средства. Вместе с тем большое количество учебников, приобретенных до утверждения действующего сегодня Федерального перечня учебников, пылятся на полках школьных книгохранилищ, а руководители образовательных организаций вынуждены вновь изыскивать средства на решение вопроса обеспечения учебниками каждого ребенка. В России по системе Л.В.Занкова занимается около полумиллиона обучающихся 1-4-х классов. Учителя, работающие по этому комплекту, достигли высокого профессионального уровня благодаря теоретической обоснованности и методической разработанности системы. Исключение из практики школ учебников, а вместе с ним и системы Л.В.Занкова недопустимо. Нашу тревогу разделяют тысячи учителей из всех регионов России и родителей (законных представителей), выбирающих для своих детей путь индивидуального оптимального развития личности. Участники форума убедительно просят Вас оказать содействие и поддержку системе развивающего обучения Л.В.Занкова и разрешить до 2017 г. использовать ранее приобретенные учебники, находящиеся в библиотечном фонде. Разрешение использовать ранее приобретенные учебники, в том числе по системе Л.В.Занкова, не только решит вопрос обеспечения всех школьников бесплатными учебниками, но и в первую очередь позволит достигнуть более высокого уровня образования, более качественного предоставления муниципальной услуги по общедоступному бесплатному общему образованию, и как следствие повысит степень удовлетворенности родителей (законных представителей) – получателей услуги и степень доверия как к учительству, так и к властям разного уровня. В связи с этим просим Вас направить в субъекты Российской Федерации в региональные и муниципальные органы управления образованием письмо, разъясняющее положение о возможности использовать учебники и учебные пособия по системе Занкова, находящиеся в Федеральном перечне (приказ №253 от 31.03.2014), которое позволит открывать первые занковские классы в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах и окончить обучение по системе Занкова на первой ступени, не переводя обучающихся на другие программы. Надеемся, что Вы поддержите систему развивающего обучения, с тем чтобы она получила новый импульс в развитии и продвижении как историко-культурный феномен нации. Ответ просим направить на адрес ФНМЦ им. Л.В.Занкова: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, к. 314, АПКиППРО 1КомментарийАндрей ВЛАСОВ, генеральный директор Издательского дома «Федоров»:- Известно, что из-за различного толкования положений приказа №1047 от 05.09.2013 г. (по совету принимающего документы сотрудника министерства издательством были представлены нотариально заверенные копии, а не оригиналы экспертных заключений) тридцать восемь учебников системы Л.В.Занкова, имеющих все положительные экспертные заключения и рассмотренные на Научно-методическом совете, не были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования. Это решение, принятое по формальным признакам, поставило в труднейшее положение саму государственную систему развивающего обучения и реализующих ее на практике учителей-занковцев.7 мая в этом деле Арбитражным судом Московского округа, мы считаем, поставлена точка: суд признал, что порядком формирования Федерального перечня учебников не установлено обязательное требование к конкретной форме представляемого  экспертного заключения (оригинал/копия). С полным текстом решения можно ознакомиться на сайте zankov.ru. Мы надеемся, что руководство Министерства образования и науки уже в ближайшем будущем восстановит справедливость и включит учебники, выпускаемые ИД «Федоров», в действующий Федеральный перечень. Это особенно важно в преддверии нового учебного года. Многие тысячи учителей-занковцев получат полное законное основание продолжить работать по любимой системе обучения и реализовывать ее на практике.Все прошедшее время издательство прилагало немалые усилия, для того чтобы, несмотря на все трудности, учителя-занковцы были снабжены соответствующей учебно-методической литературой, учебными пособиями, рабочими тетрадями. Издательство провело большую работу по созданию электронных форм учебников УМК системы Л.В.Занкова, которые готовились в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ. На них получены положительные заключения.Мы верим в будущее системы Л.В.Занкова в российском образовании и готовимся вместе с другими издательствами участвовать в формировании Федерального перечня учебников 2017 года!Наталья КАМЕНКОВА, учитель начальных классов, заместитель директора по учебной работе лицея №6 города Миасса Челябинской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008»:- Учителя, работавшие по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, испытывают невероятное разочарование (мягко сказано) от происходящего. Система, дающая стабильный качественный результат обучения  на протяжении многих лет, «спотыкается о бюрократические камни». В системе остаются лишь самые стойкие. Школы, вложившие государственные средства в приобретение учебников по системе Л.В.Занкова, оказываются заложниками ситуации. Учебники как будто есть, но полноценно работать по ним не получается.Количество детей в параллели из года в год может меняться, возникает потребность приобретения новых комплектов (недостающих или вместо тех, что вышли из строя) – вот и первое противоречие, ведь покупать учебники, не вошедшие в обязательный перечень, на средства субвенции нельзя. Покупка тетрадей с печатной основой ложится на плечи родителей по той же причине. Представители издательств, вошедших в Федеральный перечень, зачастую подливают масло в огонь, рисуя грустные перспективы возвращения учебников системы Л.В.Занкова в перечень. Родители, общающиеся на форумах, с недоверием относятся к словам учителя, что скоро все образуется. Вот и получается, что директор школы, стараясь избавиться от лишних возможных проблем, принимает решение перевести учителя, набирающего первоклассников, на другой методический комплекс. А это уже совсем иная проблема – необходимо приобретать новый комплект на класс на протяжении следующих четырех лет (опять же на средства субвенции) и обучать учителя, не работавшего по новому комплексу (опять деньги и время).В одной из частных бесед педагог, «изменивший» системе, перешедший на комплекс очень крупного издательства страны по настоянию руководителя и под нажимом родителей, описал собственное состояние в конце года: «И руки остались, и «крылья», а взлететь высоко не могу, не летается…» Жаль, что так вышло, потому что система Л.В.Занкова действительно многих ставила на крыло.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте