Под звон колоколов открылись в Москве в Кремлевском дворце ХVI Международные Рождественские чтения. В этом году они проходили под девизом «Православные ценности и современное образование». На форум съехались педагоги, духовенство, представители творческой интеллигенции и различных общественных организаций – всего более десяти тысяч человек. В зале Кремлевского дворца собрались делегации из разных регионов России, Украины, Белоруссии, Сербии, Греции, Чехии, Германии. Столь внушительный форум Московская патриархия организовала при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, РАО, МГУ имени М.В.Ломоносова и других вузов и учреждений.
Высокий форум обозначил и насущные проблемы. Одна из них заключается в том, что сегодня учитель не занимает в обществе высокого статуса. И причин тому немало. Изменились ценностные ориентиры общества. Современный уклад жизни более ориентирован на ценности и нормы потребительского общества. В его центре находится человек – потребитель. Меняется привычная связка «учитель – ученик». Современный школьник все больше ощущает себя покупателем в каком-либо супермаркете. Он приходит в школу покупать то, что ему нравится, то, что его может развлечь. Раньше было учение с увлечением, а теперь – учение . А какое место отводится сегодня учителю?
Границы дозволенного
Целую неделю с 28 января по 2 февраля столица жила под флагом Рождественских чтений. Первые два дня шли пленарные заседания. В Александровском саду с раннего утра выстраивалась очередь из желающих попасть в Кремль. Впечатлял список докладчиков, опубликованный в программе Чтений. А сама программа – это внушительный сборник в добрых триста страниц. Работа форума в последующие дни шла по семи направлениям. В рамках форума прошли также II Молодежные Рождественские чтения.
В своем приветствии Дмитрий Медведев, первый заместитель председателя Правительства России, выразил уверенность, что работа столь авторитетного форума вызовет широкий общественный резонанс и послужит успешному решению важнейших проблем гуманитарной сферы.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II пожелал, чтобы в наступившем году были сделаны серьезные шаги по преодолению искусственных препятствий, воздвигнутых на пути сотрудничества РПЦ и Российского государства в деле воспитания подрастающего поколения.
Многие постоянные участники Чтений отмечали, что о позиции РПЦ в этот раз Святейшим Патриархом было заявлено более решительно. И дело касалось не только вопросов преподавания основ православной культуры.
«Кроме школы, важнейшую роль в духовном и нравственном воспитании играют средства массовой информации, – заявил патриарх, – и мы не можем быть безразличными к тому, что многие из них просто растлевают детские души. Мы неоднократно заявляли о своей позиции… Предлагаем обсудить перспективы создания общественного совета по вопросам нравственности, который взял бы на себя функции определения моральных критериев и границ дозволенного в сфере деятельности средств массовой информации.
Это предложение всеми участниками форума было встречено громкими аплодисментами. Но как примет это предложение общество? Ведь разговоры о растлевающем влиянии СМИ на молодежь идут не один год. Но пока никаких четких предложений и внятных мер не последовало. Все дискуссии, слушания, споры заканчиваются, как правило, пожеланиями: «А вы не смотрите, не читайте, не разрешайте детям…» Разбирайтесь, мол, сами, что смотреть, что читать… Активная позиция РПЦ в этом вопросе, естественно, вызовет неоднозначную реакцию.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в своем выступлении на Чтениях старался продемонстрировать, что его ведомство готово к сотрудничеству с православной церковью.
Но, как заметил министр, «знакомство с историей и культурой православия и других религий не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной системы обучения. Огромные возможности предоставляет система дополнительного образования…» Так что вопрос о предмете «Основы православной культуры» в расписании занятий пока остается открытым. «Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного предмета «Православная культура», разработанная РПЦ, направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов». Так закончил свою часть доклада, посвященную этому острому вопросу, министр образования. А далее он плавно перевел стрелки на семью. «Именно она, – заявил министр, – способна научить своих членов поддерживать благоприятный духовно-нравственный климат».
С этим постулатом, конечно, не поспоришь. Но способна ли современная семья выполнять эту миссию? Одно из семи направлений в работе Чтений называлось «Семья в век глобализации». Священники, ученые, социологи, писатели, медики, педагоги в один голос заявляли, что институт семьи находится в тяжелом кризисе. «Произошло разложение традиционных форм семьи, идет распространение девиантных форм», – заявила в своем выступлении Наталья Маркова, директор Центра коммуникативных исследований, кандидат социологических наук.
Потому не случайно председатель ХVI Рождественских чтений митрополит Калужский и Боровский Климент, ничуть не умаляя роли семьи в воспитании детей, четко обозначил роль школы. «Предстоит создать такую систему образования, – заявил владыка Климент, – чтобы школы были центрами и интеллектуального развития ребенка, и его воспитания, где он бы познавал науки, укреплялся в нравственности, обогащался духовно и его сознание укоренялось бы в нашей отечественной культуре… Система образования должна, развивая общеобразовательные и профессиональные ориентации у ребенка, соединить в себе культурную и духовную составляющие, чтобы выпускник школы имел навык восприятия как научных, так и духовных знаний, имел нравственные ориентиры, умел в реальной жизни добро противопоставлять злу, разрушительно действующему на жизнь всего общества».
Выступления участников форума на пленарных заседаниях были прологом для дальнейшего обсуждения вопросов, проблем на «круглых столах», конференциях, диспутах.
«Нам всем следует глубже осознать, – призвал участников форума митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, – что никакие политические реформы, никакой технический прогресс не в состоянии остановить деградацию общества, отказавшегося от своих духовно-нравственных корней. Мы приходим к пониманию, что нужна система защиты добра, которая обеспечивала бы не только свободу выбора, но и свободу от зла».
Нравственный подвиг учителя
Что такое «система защиты от зла», сидящим в зале объяснять не нужно. С каждым годом, в этом сходились все выступающие, становится все больше «делателей на ниве духовного просвещения». Доброй традицией Рождественских чтений стало награждение отличившихся педагогов грамотами, дипломами, премиями. Второй год на форуме подводятся итоги конкурса в области педагогики, и на сцену поднимаются те, чей труд отмечен дипломом «За нравственный подвиг учителя».
Это представители разных регионов России.
– За что вас наградили? – интересуюсь в перерыве у соседки, счастливой обладательницы диплома в красивой рамке.
– За успешную духовно-просветительскую работу с детьми, – зачитывает слова из диплома в рамке Ольга Владимировна Шуб, учитель музыки Каменской школы Дмитровского района Московской области.
– Пойду покажу диплом своим, – радостно улыбается она.
Надежда Ивановна Савченко, заведующая детским садом №2 города Муравленко, что в Ямало-Ненецком автономном округе, принимала поздравления в зале Кремлевского дворца, одна за всех своих сотрудников. Наградой отмечена созданная коллективом программа «Возрождение», которая помогает воспитывать юных северян в русле важных традиционных ценностей.
Хорошо, конечно, что учительский труд на таком влиятельном форуме отмечен различными наградами. Медаль РПЦ «Преподобный Сергий Радонежский» получила москвичка, директор негосударственной школы «Знак» Елена Юрьевна Проценко. Педагогу Балашихинского лицея Виктору Германовичу Филиппову вручена «Патриаршая грамота». Так высоко отмечен труд преподавателя предмета «Духовное краеведение Подмосковья»
Служение детству
«Учитель – высокая духовная ценность», – так обозначил тему своего выступления на форуме Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда. И, как всегда, эмоционально, ярко, вдохновенно Альберт Анатольевич убедил и слушателей в верности этого постулата.
– Я не буду говорить обо всех учителях, – заявил писатель, – я просто расскажу об Апполинарии Николаевне Тепляшиной. 70 лет своей жизни она отдала школе. Вся ее жизнь – это служение детству. Для нее это было Божьим поручением. Окончила церковно-приходскую школу в Вятке, педагогические курсы. Когда учительница шла домой после уроков, то ее останавливали родители, дети. Благодарили, спрашивали совета…
В годы войны учительница покупала на свои деньги витамины, кормила, поила хвойным отваром – спасала детей от цинги. Дважды за свой труд была награждена орденом Ленина. Прожила долгую жизнь и успела увидеть своего ученика знаменитым писателем. А благодарный ученик приложил все силы, чтобы нравственный подвиг Апполинарии Тепляшиной остался в памяти людей. В Кировской области для учителей начальных классов учреждена премия имени Тепляшиной. И портрет учительницы обязательно висит в классе, где преподает обладательница этой почетной награды.
– Такие награды нужно учредить в каждом регионе, – такими словами закончил свой рассказ о первой учительнице Альберт Лиханов.
Зал взорвался аплодисментами.
Учение
с развлечением
Высокий форум обозначил и насущные проблемы. Одна из них заключается в том, что сегодня учитель не занимает в обществе высокого статуса. И причин тому немало. Изменились ценностные ориентиры общества. Современный уклад жизни более ориентирован на ценности и нормы потребительского общества. В его центре находится человек – потребитель. Меняется привычная связка «учитель – ученик». Современный школьник все больше ощущает себя покупателем в каком-либо супермаркете. Он приходит в школу покупать то, что ему нравится, то, что его может развлечь. Раньше было учение с увлечением, а теперь – учение с развлечением. А какое место отводится сегодня учителю?
– Личность учителя всегда была важна для построения мировоззрения ученика, – заявил в своем выступлении Владимир Легойда, заместитель декана факультета Международной журналистики МГИМО. (Владимир Романович, кроме этого, возглавляет Комиссию по образованию, созданную при Центральном федеральном округе РФ). Мы переходим в инновационную сферу множественных технологий, заметил докладчик. Взамен знаний ученикам предлагается информация. А она не мировоззренческая категория, и ее можно передавать с помощью различных технологий. Кардинально меняется связка «учитель – ученик». Ведь условие передачи знаний – доверие и уважение ученика к учителю. В связке продавец – покупатель этого не требуется. Если на место знаниям придет информация, то произойдет кризис учителя.
Действительно, общество потребления превращает образование не в способ обретения мировоззрения как системы взглядов на мир, а лишь в способ получения диплома. Но образование и диплом – это не одно и то же. Образованием традиционно считается приобретение школьником системы ценностей, мировоззрения. А мировоззрение не может быть нейтральным.
Почему церковь не устраивает предложение о преподавании в школе основ всех религий?
– Энциклопедия о российских религиях не может воспитывать, – подвел черту под выступлениями председатель Рождественских чтений митрополит Калужский и Боровский Климент. – Нас, православных, это предложение не устраивает. И не надо говорить, что преподавание Основ православной культуры будет разделять школьников. Многовековой опыт говорит о другом.
Владыку поддержал архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк.
– Шестнадцать лет на Чтениях идет разговор об одном и том же, – удивился он. – У нас не только протестанты, католики изучают Закон Божий, но и православные, которых незначительное число. Это обязательный предмет в Германии во всех общеобразовательных школах с первого по последний класс.
На форуме представители зарубежной церкви делились своим опытом. В Чехии, к примеру, Закон Божий преподается не только в церковных воскресных школах, но также в государственных, – по желанию родителей. В Словакии преподавание религии закреплено законодательно. В государственных учебных заведениях оно осуществляется в факультативной форме за счет бюджетного финансирования.
Столица – регионам
Многие столичные вузы и школы в дни Рождественских чтений радушно встречали гостей. В 979-й школе столицы состоялась научно-практическая конференция «Основы православной культуры в системе образования». Директор Любовь Яковлевна Носкова выступила с докладом «Условия развития религиозно-познавательного образования».
В школе №1148 имени Ф.М.Достоевского прошли с успехом открытые уроки в начальных, средних и старших классах.
Участники конференции «Русский язык – хранитель духовных ценностей» сумели воочию убедиться в том, что наш «великий, могучий» дарит радость познания детям.
Слушателей семинара «Краеведение как связующее звено культуры и образования» коллектив Центра образования №1861 порадовал и открытыми уроками, и экскурсиями по музеям.
В Центре образования №1420 накоплен богатейший опыт в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников. В школе №838 за долгие годы сложилась четкая система работы в сфере этнокультурного образования.
Конёк 868-й школы – программа «Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности в образовательном процессе».
В Центре образования №293 сумели гармонично включить изучение русской культуры в образовательную область «Технология».
Все эти образовательные учреждения вплели свои звонкие голоса в стройное многоголосье праздника, которым стало для участников форума посещение московских школ. А завершился он в храме Христа Спасителя концертом-приветствием «Молись, ликуй и пой, Святая Русь».
Юных артистов музыкально-хоровой школы «Радость» сменила прославленная житомирская хоровая капелла «Орея». Виртуозов – барабанщиков из Московского военно-музыкального училища – семейный дуэт Жданкиных из Почаевской Лавры, заключительным вдохновенным аккордом концерта стал выход на сцену Зала Церковных соборов Праздничного хора Данилова мужского монастыря.
«Многая лета» подхватил дружно весь зал.
Комментарии