В то время как по России победным маршем шагает сразу несколько проектов информатизации и компьютеризации системы образования, за рубежом не один год работают над иными проблемами, которые нам только предстоит решать. Немудрено, ведь там этим всерьез начали заниматься задолго до нас. Поэтому интересно послушать мнение тех, кто непосредственно занимается вопросами трансформации образования в других странах. Один из таких людей – директор Центра разработки образовательных программ, известный педагог, декан педагогического факультета, профессор Гавайского университета Дональд ЯНГ. Он много лет работал учителем, разрабатывал инновационные учебно-методические комплексы, в частности курс естествознания FAST, который был признан Министерством образования США в качестве одного из лучших инновационных курсов.
Центр разработки образовательных программ, директором которого является профессор Янг, – это, по сути, научно-исследовательский педагогический институт со штатом в 150 научных сотрудников. В состав центра входит школа-лаборатория, где разработки центра проверяют на практике и доводят до широкого распространения.
Дональд Янг впервые посетил Россию 15 лет назад в рамках совместного российско-американского проекта «Мир вокруг нас», который был посвящен разработке инновационных учебных материалов. Созданный в рамках этого проекта курс естествознания для учеников 5-х классов оказался удачным и прижился в российских школах. Например, его уже пятнадцать лет изучают ученики московской гимназии №1567. Однако широкого распространения он не получил. Освоить современные методические подходы и технологические средства, которые использует этот курс, для многих учителей оказалось не очень просто.
В конце декабря 2007 года профессор Янг приехал в Москву по приглашению Национального фонда подготовки кадров (НФПК) для оказания консультационной поддержки авторскому коллективу в работе по подготовке комплекта учебно-методического обеспечения по ИУМК «Естественно-научное образование, 5-6 классы» к распространению и внедрению в школах РФ. Работа была организована в форме семинара и рабочих встреч с членами авторского коллектива ИУМК, экспертами НФПК и разработчиками программных средств.
В последний день своего визита в Москву профессор Янг встретился с нами.
– Впервые учителя начали использовать ИКТ в своей практике с конца 70-х годов прошлого века, – рассказывает профессор Дональд Янг. – Но тогда это были в основном отдельные эксперименты отдельных педагогов-энтузиастов. Что же касается федерального уровня, то более-менее широко новые технологии у нас стали внедряться с начала 90-х. Этот процесс продолжается, и на сегодня одна из главных задач, которую мы пытаемся решить, состоит в разработке новых учебно-методических материалов, повышении квалификации и подготовке учителей.
Основная проблема – как помочь педагогам шире и полнее использовать возможности ИКТ на уроках. Молодые учителя, которые только приходят в школу, никаких проблем с использованием новых технологий, как правило, не имеют. Трудности возникают у преподавателей со стажем – именно им труднее всех даются изменения.
– Как обычно поступают с такими людьми – заставляют, побуждают, убеждают?
– Мы стараемся стимулировать учителей самыми разными способами. У нас есть масса всевозможных курсов, где они осваивают новые технологии. Бытует мнение, что не следует заставлять педагогов делать то, в чем они не очень сильны. Поэтому пожилым учителям, которые не владеют ИКТ и не особо стремятся ими овладеть, нужно дать возможность доработать до пенсии. А на их место придет уже знающая молодежь. Конечно, это очень продолжительный процесс, и, возможно, придется ждать гораздо дольше.
Как вы, наверное, слышали, существует понятие «цифровые аборигены и цифровые иммигранты». Так вот, большинство из нас, педагогов с опытом, – это цифровые иммигранты, а аборигены – те, кто сейчас заканчивает школу. Они выросли в иной среде и их не нужно специально учить каким-либо элементам, которые они органично воспринимают, как говорится, с пеленок. И только когда эти люди сами станут учителями, они смогут и работать на совершенно ином уровне, и учить по-новому. Потому что друг с другом и со своими учениками они смогут разговаривать на одном языке и понимать с полуслова.
– Какие проблемы, на ваш взгляд, сейчас наиболее актуальны в плане информатизации системы образования?
– Главная проблема – не в компьютерах и не в ИКТ, а в том, как внедрить новые педагогические технологии, используя информационные. Научиться работать на компьютере несложно, гораздо труднее начать преподавать по-новому, с использованием современных технологий.
– Каким образом в США осуществляется передача положительного опыта использования ИКТ в образовании?
– Именно этот вопрос мы и изучаем в нашем центре последние 30 лет. Правда, признаюсь, что по-настоящему глубоко эта проблема была осознана лишь в последнее десятилетие. И сегодня вопрос можно сформулировать так: если вы имеете успешную педагогическую практику и начинаете поддерживать ее с помощью ИКТ, то каким образом вы можете передать ее максимально эффективно?
Раньше мы считали, что стоит разработать прекрасную образовательную программу, методики, опубликовать, описать их, дать опытным учителям, как они сразу начнут работать по-новому. Оказалось, что этот подход не работает. На практике ничего не происходит.
Приведу красноречивый пример. Еще в
60-е годы, когда СССР запустил первый спутник, в США осознали важность естественно-научного образования, и порядка миллиарда долларов было потрачено на разработку качественно новых методик, материалов. Это стало приоритетной национальной программой. Все новейшие материалы были доступны для учителей, которые, как предполагалось, должны тут же с энтузиазмом приняться внедрять их в преподавание. Но оказалось, что реально все это добро почти никто не использует на практике. Тогда и возникло осознание необходимости внедрения новых разработок, а не только создания новых методик. С тех пор этому вопросу было посвящено огромное количество исследований.
– И к чему же пришли в итоге?
– Первое решение из предложенных можно сформулировать следующим образом: недостаточно разработать программы и материалы, надо подготовить учителей, работать с ними. Предполагалось, что если хорошо провести эту работу, то, скорее всего, учителя после этого начнут широко применять разработки в деле. Эта модель получила в массах издевательское название «Проводи курсы повышения квалификации учителей и моли Бога, чтобы они это использовали».
Конечно, лучше готовить педагогов специально, чем пускать все на самотек, однако, как оказалось, это абсолютно не гарантирует успеха. Поэтому в течение ряда лет проводились исследования тех направлений работы с учителями, которые были бы максимально эффективны. И постепенно сложилось то, что мы называем системой внедрения или системой управления изменениями в школе.
Конечно, это вовсе не какой-то один подход или методика, это целая система работы, которая включает в себя ряд компонентов. Она предполагает, конечно же, наличие качественно подготовленных материалов, опыта их использования в ряде школ, а также большого количества разработок для учителей и учеников. Однако главная проблема – как все это использовать.
– Действительно, как?
– Первое, что нужно сделать, – это заинтересовать учителей на местах, проинформировать о том, что такие материалы вообще существуют. Необходимо провести работу по формированию заинтересованности целевой аудитории. Это включает в себя все техники маркетинга и рекламы, ведь необходимо не только доставить информацию, но и возбудить интерес, предпринять такие действия, чтобы другим захотелось ознакомиться с новыми материалами и использовать их. Здесь, кстати, не обойтись без СМИ – как профильных, педагогических, так и центральных.
Коль скоро есть несколько целевых групп (учителя, ученики, родители, администраторы и так далее), а также есть школы, где заинтересовались предложенными материалами, начинается следующий этап – разработка программ внедрения, что само по себе очень непросто.
– Наверное, успешно готовить учителей в массовом порядке к внедрению каких-либо технологий можно только при наличии ограниченного количества программ, по которым работает большинство школ. Но как быть в условиях, когда программ очень много?
– Образовательная программа – довольно крупная единица, их не может быть очень много. К тому же у учителей всегда должен быть выбор. Но система внедрения может разрабатываться как для отдельного курса, так и для целого пакета программ. Речь идет о том, что в школе должны произойти существенные изменения.
Если же говорить о самой системе внедрения, то она на самом деле везде одна и та же. И мы используем ее для совершенно разных программ – естественно-научных, гуманитарных, технических и так далее. Можно сказать, что эта система представляет собой некую матрицу, наполнение которой – уже другое дело.
Так вот, третий этап заключается в подготовке школы и учителей к внедрению, а четвертый представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости этой программы уже после начала ее использования в школе. Ведь мало привнести в систему образования что-либо новое, нужно еще и сделать так, чтобы эти изменения носили устойчивый характер и школа продолжала работать в этом направлении сама, без посторонней помощи.
– Какие глобальные выводы были сделаны в ходе этих исследований?
– Основной вывод заключается в следующем: если мы хотим, чтобы в школе произошли какие-либо положительные изменения, необходимо выполнить все условия системных изменений. Это уже общепризнанный факт, с которым согласны все ведущие педагоги мира.
Наш многолетний опыт и проведенные наблюдения позволяют с высокой долей вероятности утверждать: если соблюсти все перечисленные условия, то можно распространить инновационный подход в образовании на очень большое количество школ, гарантируя при этом качество работы учителей и прочное освоение этих подходов в педагогической среде. То есть они гарантируют необратимость изменений.
Хочу сказать, что этот подход управления системными изменениями в школе – один из наиболее новых и передовых в современной педагогике. И сегодня мы умеем создавать такие системы, которые позволяют утверждать, что те результаты, на которые вы рассчитываете, внедряя конкретные программы, действительно будут достигнуты абсолютным большинством школьников в большинстве школ.
– Но ведь любые гарантии истекают из конкретных условий, а условия в свою очередь истекают из особенностей тех или иных образовательных систем. В каких странах эти подходы уже были апробированы и подходят ли они для России?
– Не так давно было опубликовано обобщающее исследование по управлению изменениями в образовании, здравоохранении, системе государственного обслуживания и в бизнесе. Кроме этого, системы управления изменениями сравнивались на примере нескольких стран – Великобритании, Германии, США, Канады и других. И те элементы, из которых состоит эта система, оказались действительно универсальными.
Правда, это вовсе не означает, что все проблемы решены. Ведь это сравнительно новое направление, и интенсивные исследования в этой области продолжаются.
В конце 2007 года совместно со специалистами НФПК мы изучали, как можно построить систему внедрения инновационных учебно-методических материалов в школах России. Было разработано множество вариантов, идей, решений. Теперь мы должны попробовать все это на практике и посмотреть, в каком виде это будет работать и где возникнут трудности.
– Вы наверняка знакомы с особенностями нашей системы образования. Какие проблемы, на ваш взгляд, ожидают нас в связи с внедрением вашей системы управления изменениями?
– Будучи в Москве, мы обсуждали очень много идей. И я могу сказать, что главные трудности связаны прежде всего с разработкой методик по оценке результативности образовательных программ. Кроме того, есть вполне определенные сложности с законодательством, что делает весьма сложным приобретение школами оборудования, учебников и программного обеспечения. Наконец, очень много вопросов касается системы методического контроля за работой педагогов. Ведь если вводить какую-либо инновационную программу, то новые представления о том, как должна выглядеть учебная комната, что и как должны делать дети и учителя, порой очень сильно отличаются от традиционного видения работы учителя, которое за многие годы сложилось у самих преподавателей, директора, родителей и учеников.
Но прежде чем начать что-либо делать, всем нам нужно совершенно четко осознать, чего же мы хотим, необходимо правильное видение тех работы и результатов, ради которых мы все это делаем. Это одна из труднейших проблем и, кстати, не только в России, но и у нас в США.
– На какие сроки вы обычно планируете изменения в системе образования?
– По нашему опыту, требуется не менее 3-5 лет интенсивной работы со школами и учителями, чтобы они действительно освоили новые технологии, внедрили их в свою практику, чтобы в школе произошли кардинальные изменения.
Одна из проблем, которая существует в большинстве стран в связи с внедрением ИКТ, состоит в том, что идеи сделать что-то новое приходят слишком часто. И возникает ситуация, когда учителям сверху спускают все новые и новые идеи, ни одну не доводя до конца, не дожидаясь положительных результатов. В итоге педагоги вынуждены бросать начатое, переключаются на другое, и никто не получает положительного эффекта.
– Что можно сказать о результативности нововведений? Насколько оправданы затраты на внедрение инновационных образовательных программ?
– Одно дело – разработать систему внедрения, и другое – реально внедрить что-либо. Масштаб затрат несопоставимый. Но несмотря ни на что, двигаться в этом направлении необходимо. Потому что в конечном итоге вложенные средства все равно окупятся с лихвой. Но это правило работает в том случае, когда речь идет о тысячах школ и сотнях тысяч учеников. А вот несистемный подход, когда вы что-либо интересное успешно внедряете в одном образовательном учреждении, а потом пытаетесь перенести в другое, к сожалению, неэффективен и убыточен. И массового внедрения здесь вы не дождетесь никогда.
Замечу, к инновационным образовательным программам в данном случае относятся те, которые в корне меняют способы работы учителей, учеников, способы коммуникации и отношения между педагогами, родителями и детьми. То есть речь идет вовсе не о частичных улучшениях педагогической работы или уточнении содержания учебников, а о действительно качественных преобразованиях.
– Как по-вашему, профессор Янг, нужно ли параллельно менять систему преподавания сразу на всех уровнях – в школах, детских садах, колледжах, университетах и так далее или лучше все-таки пока ограничиться чем-то одним?
– Честно говоря, я почти ничего не знаю о дошкольном образовании в России. Но если говорить об Америке, то скажу совершенно четко: подобные изменения необходимо проводить везде. Лично я работаю в университете и занимаюсь внедрением изменений в школах. Сейчас мы разрабатываем систему изменений в дошкольных образовательных учреждениях – в Соединенных Штатах это проблема номер один, и на нее выделяются огромные деньги. Но по собственному опыту скажу: изменить что-либо в высшем образовании во много раз сложнее, чем в школе или детском саду. Наверное, поэтому мы пока что ограничиваемся дошкольным и школьным образованием, не затрагивая вузы, ибо и без этого проблем хватит на всю жизнь.
Вадим МЕЛЕШКО, перевод Александра УВАРОВА, главного научного консультанта проекта ИСО НФПК
Комментарии