К основным принципам проведения в Российской Федерации выборов, установленным ст.3 рамочного Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», относится то, что выборы организуют и проводят избирательные комиссии, работающие открыто и гласно. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В систему избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, входят:
Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК России)
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКС РФ)
Избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО)
Окружные избирательные комиссии (ОИК), территориальные, районные, городские комиссии.
Участковые комиссии (УИК)
ЦИК России, ИКС РФ, ТИК и ИКМО действуют на постоянной основе и представляют собой профессиональную компоненту системы избирательных комиссий.
ОИК и УИК создаются только для проведения конкретных выборов, что не исключает, однако, необходимость определенного профессионализма и в их деятельности по применению положений избирательного законодательства.
Избирательные комиссии не образуют централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в РФ. Структура и полномочия избирательных комиссий предопределяются уровнем и видом выборов и устанавливаются соответствующим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти.
Таким образом, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента РФ.
Понятие «статус» определяет правовое положение избирательных комиссий как участников избирательного процесса по отношению к государству и его органам, а также другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведения выборов. Статус комиссий по отношению к государству определяет их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования государственных органов.
Полномочия комиссий по обеспечению реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ вытекают из конституционной нормы о том, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина (статья 72 Конституции РФ), к которым относятся и права гражданина РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32 Конституции РФ).
Объем избирательных прав, подлежащих защите, установлен в подпункте 28 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК России и ИКС РФ являются государственными органами:
ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, а также федеральными конституционными законами.
ЦИК России действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Срок полномочий – 4 года.
ЦИК России состоит из 15 членов: 5 членов назначаются ГД ФС РФ, 5 членов – Советом Федерации, 5 – Президентом РФ. Все члены ЦИК должны иметь высшее профессиональное образование.
Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ и субъекте.
Действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается Конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14.
Формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии предыдущего состава, ЦИК России, политических партий.
Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Полномочия данной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ могут возлагаться на территориальную комиссию.
Состав: 5-11 членов с правом решающего голоса.
Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании (референдума) в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума. УИК составляют организационный фундамент системы избирательных комиссий в РФ. Действуют только на непостоянной основе.
Срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов (референдума), если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы на действия (бездействие) данной комиссии.
Число членов УИК зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию голосования и выдачу бюллетеней в помещении для голосования, обеспечение учета заявлений и голосования вне помещения для голосования.
Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом и, как правило, составляет от 3 до 16 человек.
Формирование УИК осуществляется вышестоящими комиссиями в зависимости от вида проводимых выборов: ТИК, ИКМО, ОИК.
В новой редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кроме вышестоящих комиссий, правом формирования участковых комиссий обладают определенные должностные лица: капитаны судов – при образовании участковой комиссии на судне, находящемся в плавании, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и миссий – при образовании участковых комиссий за пределами территории РФ.
Организация деятельности избирательных комиссий основана на принципе коллегиальности. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования.
Комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. От этого зависит легитимность всех последующих действий и решений комиссий.
Установленный рамочным Федеральным законом порядок финансирования деятельности ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, территориальных комиссий, действующих на постоянной основе, делает их независимыми в финансовом отношении от органов исполнительной власти и должностных лиц. Расходы комиссий по подготовке и проведению выборов, обеспечению их полномочий производятся за счет средств бюджета – федерального, регионального или местного.
Комиссии представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подчеркивает, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ.
Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании (кампании по проведению референдума) обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в 15-дневный срок. Комиссии компетентны рассматривать обращения о нарушении законов, которые регулируют избирательные права граждан.
Комиссии вправе (в том числе в связи с обращениями) обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о политических партиях, участвующих в выборах, и кандидатах (списках кандидатов).
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, организации всех форм собственности (в том числе организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также их должностные лица обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.
Комментарии