search
main
0

Система развивающего обучения как ресурс внедрения новых образовательных стандартов

​В разговоре об образовании тема новых образовательных стандартов неизбежна.

Обратившись к этой теме, мы должны отчетливо понимать, какие новые ценностные ориентиры современного образования зафиксированы в новых стандартах:    целевые приоритеты образования перенесены с суммы знаний и умений, накапливаемых учащимися в ходе обучения, на развивающие эффекты образования (метапредметные результаты образования, которые хоть и строятся только на солидной предметной основе, но не сводятся к ней);    самостоятельность, независимость, инициативность и ответственность в мышлении и действии поняты как центральный развивающий эффект образования, которое воспитывает поколение, способное встретить вызовы современного мира и созидать достойное будущее для себя и общества;     способность и склонность к постоянному самообразованию (умение и желание учиться) поняты как центральный развивающий эффект образования, которое делает человека успешным и продуктивным на современном рынке труда.Во всех учебниках по педагогике записано, что развивающие эффекты обучения не появляются сами собой по мере пребывания школьника в образовательном учреждении,  они результат особым образом организованной совместной деятельности учеников и учителей. Одна из главных угроз для построения системы образования, отвечающего новым целям и ценностям, – энергичное топтание на месте: когда активность направлена лишь на периферические моменты образования и отсутствуют ответы на ключевые вопросы модернизации:    Как должна (может) быть организована совместная учебная деятельность учеников и учителей, развивающая в учащихся самостоятельность, независимость, инициативность и ответственность мышления и поведения, а также умение и желание учиться?     Каковы предметное содержание учебной деятельности, ее строение и формы на всех этапах образования? Как связать между собой эти этапы образования в единый, целостный процесс образования человека, способного не только осваивать средства и способы действий, накопленные в человеческой культуре, но и преобразовывать их в орудия собственного действия, в средства решения собственных задач?    Что представляет собой развивающая среда школы, не сводимая к учебной деятельности? Как эволюционирует развивающая среда школы от начальной к основной школе?    В чем состоит и как формируется профессионализм педагогов, способных организовать совместную деятельность с учениками так, чтобы растить людей, обладающих независимостью, инициативностью и ответственностью и склонных к постоянному самообразованию на протяжении всей жизни?Психологи, занимающиеся образованием, могут написать массу умных текстов, отвечающих на эти вопросы. Но психологи Психологического института замахнулись на большее: они намерены построить действующую модель (образец) новой школы, решающей новые образовательные задачи. Без такой образцовой школы, в которой деятельностная педагогика практикуется на каждом уроке, невозможен переход к деятельностному обучению учителей,  то есть именно профессиональное образование становится самым узким местом образовательных реформ. Над созданием действительно новой школы начали работать три лаборатории Психологического института: лаборатория психологии младшего школьника (под руководством доктора психологических наук Б.Эльконина), лаборатория психологических проблем художественного развития (под руководством доктора психологических наук А.Мелик-Пашаева) и лаборатория психологических основ новых образовательных технологий (под руководством действительного члена РАО В.Рубцова).Основанием и гигантским заделом для решения ключевых задач реформы отечественного образования стала для них теория учебной деятельности (развивающего обучения), разработанная Б.Элькониным, В.Давыдовым и их сотрудниками в 1960-1980-х годах. Эта теория прошла проверку практикой построения учебной деятельности в  московской школе №91, где система Эльконина – Давыдова была воплощена и развивалась в постоянном сотрудничестве педагогов школы и психологов Психологического института РАО. Там были разработаны дидактические принципы построения учебной деятельности, а на их основе – учебно-методические комплекты практически ко всем учебным курсам начальной и основной школы. Конечно, система Эльконина – Давыдова не единственный путь достижения новых образовательных целей. Однако психологи и педагоги, разрабатывающие и практикующие обучение по данной системе, собрали множество доказательств того, что это надежный и результативный путь развития умения учиться, мыслить и действовать разумно, рефлексивно, с учетом позиций других людей.В последние годы осуществлялся проект «Подростковая школа в образовательной системе Эльконина – Давыдова». Школа №91 стала одной из основных экспериментальных площадок, на которых апробировали новые учебные курсы и новые учебники по литературе, математике, биологии, географии, физике и химии для 5-9-х классов. Одновременно оформляли и теоретические представления о специфике и развивающих возможностях учебной деятельности подростков, не прекращалась и исследовательская работа.  1995-2005 годы стали десятилетием исследования по становлению учебной самостоятельности школьников средствами учебной деятельности: 10 лет ученые и педагоги  наблюдали учеников двух классов, с первого до последнего года в школе обучавшихся по системе Эльконина – Давыдова.Что показало это исследование? Последовательное и систематическое построение учебной деятельности на уроках в начальной и основной школе существенно повышает способность школьников к рефлексии в интеллектуальной сфере (они понимают основания собственных действий и могут действовать в ситуации противоречий и неопределенности), в социальной (понимают точки зрения, отличные от их собственных, и могут их координировать) и личностной (понимают свои психологические «дефициты» и знают, как их восполнить). Иными словами, за несколько лет до появления новых образовательных стандартов и новых – метапредметных – целей образования в Психологическом институте было уже выработано представление о путях их достижения. Новая образовательная парадигма – деятельностная педагогика –  выросла из системы Эльконина – Давыдова. Московская школа №91 неразрывно связана с рождением, ростом и развитием этой системы. Четыре десятилетия совместной работы психологов и педагогов создали тот уникальный педагогический организм, который порождал и все еще способен порождать принципиально новые педагогические практики. Однако для того чтобы такая школа могла состояться как образец, как действующая модель школы нового типа, способная решать образовательные задачи сегодняшнего, а главное, завтрашнего дня, необходимо, по мнению одного из авторитетнейших специалистов в области развивающего обучения доктора психологических наук Галины Цукерман, ответить на следующие вопросы:     Чем система Эльконина – Давыдова должна быть дополнена, для того чтобы она могла служить образцом и ориентиром для широкой педагогической общественности, переходящей на деятельностную практику?    Что должно быть преобразовано в работе школы №91, чтобы она могла стать ресурсным центром по подготовке кадров, способных реализовать принципы деятельностной педагогики?Ответом на эти вопросы будет разработка целостной модели школы на основе деятельностного подхода, дидактических принципов концепции Эльконина – Давыдова и требований современных ФГОС. Это огромная и социально невероятно важная задача.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте