search
main
0

Система образования проходит контроль. Финансовый

​Весной 2011 года в Москве была создана Служба финансового контроля как самостоятельное структурное подразделение Департамента образования. Возглавила службу Алена ШАХОВА. Сегодня Алена Анатольевна рассказывает о том, как работает это важное подразделение.

Еще недавно в каждом округе было свое контрольно-ревизионное управление, а в департаменте – свое, объединение КРУ в единую службу позволило обеспечить единый подход к организации проверок, а также проведение проверок по единой методологии для всего города. Кроме того, ротация ревизоров между округами позволила повысить эффективность и непредвзятость проверок. Ведь ранее, когда ревизоры находились в своих округах, после проверок в течение нескольких лет одними и теми же ревизорами одних и тех же учреждений проверки теряли свой смысл.Служба финансового контроля операционно не зависит от окружных управлений образования и профильных управлений Департамента образования, что обеспечивает независимость, непредвзятость и объективность проверок.Почему мы принимаем решение о проведении проверки? Во-первых, у нас есть план, утверждаемый руководителем Департамента образования, во-вторых, поручения руководителя, в-третьих, запросы из правоохранительных и контролирующих органов, включая Контрольно-счетную палату Москвы, Рособрнадзор, Роспотребнадзор, в-четвертых, проверки проводятся по поручениям руководителя МДО в связи с обращениями как от педагогов, так и от родителей, в том числе поступающими на сайт Департамента образования.Проверки мы проводим не ради проверок, а для защиты интересов детей и работников образовательных учреждений. Наша задача – добиться, чтобы выделяемые бюджетом средства направляли по целевому назначению – на образовательную деятельность и материальное обеспечение работников образовательных учреждений, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств. Например, Департамент образования финансирует централизованные поставки оборудования и компьютерной техники для подведомственных учреждений, сегодня все школы Москвы полностью обеспечены техникой, однако нынче возникла другая проблема – ее эффективное использование. При проверке полноты, своевременности и эффективности централизованных поставок имущества в 34 образовательных учреждения Зеленограда на сумму более чем 18 млн рублей мы установили, что оборудование, полученное в 2011-2012 учебном году, в основной массе не используется и находится в коробках и заводской упаковке. За время работы службы мы провели 1316 контрольных мероприятий, рассмотрели 113 обращений граждан (из них 41 подтвердилось, 35 не подтвердились, остальные подтвердились частично), проверили финансово-хозяйственную деятельность в 188 учреждениях образования, осуществили 1005 различных тематических проверок, по результатам некоторых проверок материалы передали в правоохранительные органы. Общая сумма выявленных нарушений составила более 680 млн рублей.В последние два года система образования столицы получает значительные бюджетные средства, но нам приходится бороться со стереотипами 90-х годов о недостаточности финансирования школ и детских садов, которые все еще живы. Борьба эта необходима, так эти стереотипы приводят к восприятию родительских поборов как к чему-то неизбежному, а ведь это совсем не так. Сегодня школы и детские сады не нуждаются в деньгах родителей на свое содержание, город выделяет значительные средства на ремонты, поэтому потребности в дополнительных средствах родителей на эти цели нет. Однако, несмотря на приказы Департамента образования о запрете сбора денежных средств с родителей, некоторые руководители образовательных учреждений продолжают решать проблемы своих учреждений по старинке: вместо того чтобы воспользоваться правом подачи заявок на проведение ремонтов, они предпочитают собирать деньги с родителей. Например, в детском саду №1775 ЮЗАО при поступлении детей в учреждение родители были вынуждены вносить вступительные взносы в размере 30 тысяч рублей наличными и ежемесячные платежи на счет благотворительного фонда, незаконный сбор денег с родителей воспитанников на различные нужды учреждений шел в детских садах №1808, 2032, 2639 ЦАО. Сплошь и рядом в детских садах собирают деньги на моющие и гигиенические средства, например, в детском саду «Теремок» с родителей брали деньги на хозяйственные нужды учреждения, в том числе на приобретение туалетной бумаги и салфеток. Заведующая ДОУ объясняла это недостаточным финансированием детского сада, при этом в конце года часть бюджетных средств на материальные расходы детский сад возвратил как невостребованные. Документально подтверждены постоянные и систематические принудительные поборы с родителей воспитанников на содержание кадетской школы-интерната №7 «Московский кадетский казачий корпус» имени Михаила Шолохова на ремонт различных помещений, приобретение спальных принадлежностей, камуфляжной формы, мебели, штор, карнизов, сантехники, хозтоваров, инвентаря, питьевой воды. В ходе опроса установлено, что родители учащихся, поступивших в корпус в 2009 году, сдавали по 15000 рублей, в 2010 году – по 40000 рублей, в 2011-м – по 20000 рублей.Серьезное внимание СФК уделяет проверке организации питания в образовательных учреждениях. В своей работе ревизоры тесно сотрудничают с родительской общественностью. При проведении тематических проверок по организации питания в образовательных учреждениях, которые СФК проводит постоянно на внезапной основе, в состав комиссии мы включаем родителей, которые могут участвовать в таких проверках квалифицированно. Еженедельно мы проверяем 12-15 учреждений по вопросам питания, снимаем остатки в кладовых и пищеблоках, проверяем соответствие фактического рациона заявленному меню, правильность закладки продуктов, соблюдение веса порций. К сожалению, выявляемых нарушений много. Если в школах, куда поставляют готовое питание, ответственность за нарушения несет организация-поставщик и ей незамедлительно выставляем штрафные санкции, но в детских садах ситуация сложнее – нарушения допускают работники ДОУ. Например, в детском саду №461 ВАО при снятии остатков питания единовременно были установлены нарушения на общую сумму 14 тысяч рублей. В излишках проверяющие обнаружили 4 кг абрикосов, 6 кг апельсинов, 7 литров молока, 7 кг кабачковой икры, сливочное масло, говяжий язык, кальмары, печень – всего более 40 наименований продуктов. Возникает вопрос: чем же вообще кормили детей?! Во время споров родителей по поводу нового меню я советовала им встречать поваров после работы у входа в ДОУ: каким бы ни было меню, если в кашу не положить молоко, масло и сахар, ребенок останется голодным. В практике работы службы есть случаи, когда ревизоры, выявляя нарушения, защищают здоровье детей. Например, руководство школы-интерната санаторного типа №32 закупило биологически активные пищевые добавки производства КНР, не зарегистрированные в РФ, на сумму 9,1 млн рублей. Эти препараты, по мнению специалистов, могут привести к нежелательным последствиям для здоровья детей.При проверках, проводимых СФК, выявляются такие основные нарушения, как денежные поборы с родителей и сотрудников учреждений, зачисление в штат ОУ «мертвых душ» (неработающих сотрудников) с последующим присвоением денежных средств, трудоустройство родственников с выплатой им повышенных премиальных, фиктивное завышение контингента обучающихся для получения увеличенного бюджетного финансирования, незаконное предоставление площадей образовательных учреждений в аренду, неэффективное использование бюджетных средств. Практически все эти нарушения, выявляемые сегодня, имеют старые корни, просто при новой системе финансирования эти проблемы стали более заметными.При переходе на новую систему оплаты труда руководителям и трудовым коллективам учреждений предоставлено больше самостоятельности в использовании бюджетных средств на формирование штатного расписания и определении размеров заработной платы. Однако предоставленное право некоторые руководители ОУ используют как средство личного обогащения. Значительное количество выявленных нарушений приходится на незаконное расходование средств, предназначенных для оплаты труда работников. При проверках установлены акты зачисления в штат фактически не работающих сотрудников. Например, при проверке финансово-хозяйственной деятельности детского оздоровительно-образовательного центра городского подчинения «Команда» были выявлены акты выплаты заработной платы 37 лицам, фактически не работавшим, на сумму более 11 млн рублей. В детском саду №738 ЮАО проводили незаконные выплаты заработной платы лицам, фактически не выполнявшим какую-либо работу, в детском саду №50 ЗАО по распоряжению руководителя работники писали заявления о предоставлении им отпуска без сохранения заработной платы, при этом в табелях учета рабочего времени дни отпуска были указаны как рабочие, а начисленную зарплату присваивал руководитель. В учреждениях образования очень распространена семейственность, когда в штат зачисляют многочисленных родственников. Несмотря на то что это не нарушение трудового законодательства, тем не менее это приводит к тому, что родственники оформляются сразу на несколько ставок, не выполняя должностные обязанности в полном объеме, при этом премиальные им выплачивают в завышенных размерах. Например, руководитель детского сада №1713 СЗАО зачислила в штат мужа, дочь, зятя, которые фактически не работали, а денежные средства оставались в распоряжении руководителя. Как правило, коллектив работников, наблюдая происходящее, не остается безучастным, поскольку в этом случае ущемляются права конкретных людей, которых заставляют бесплатно выполнять чужую работу и не платят премии.Мы выявляем многочисленные нарушения интересов работников школ и детских садов. Например, в школе №80 СЗАО администрация школы принудительно собирала с сотрудников денежные средства на нужды учреждения (замена окон и приобретение различного оборудования), ранее выплаченные им в качестве премий. В детском саду №1312 СВАО производили принудительный сбор денег с работников на оформление устава учреждения, на прохождение аттестации, на ремонт канализации. В детском саду №1271 ЮАО при проверке по жалобе работника на несправедливое распределение премиального фонда был подтвержден факт взаимосвязи между размерами выплаченных в 2011 году премий и наличием родственных связей с руководящими лицами ДОУ. Анализ премиальных выплат показал значительное превышение выплат родственникам заведующей и главного бухгалтера по сравнению с выплатой работникам, выполняющим основные функции в соответствии с целями учреждения – воспитателям. В результате в коллективах возникают конфликты, которые работодатели не желают разрешить справедливо и пытаются погасить угрозами и давлением, а работники начинают писать жалобы. Специалисты СФК провели проверку в детском саду №738 ЮАО по обращению работника ДОУ, она подтвердила все факты, изложенные в обращении: существующую в учреждении практику возврата наличными части денег заведующей, нарушения в оформлении трудовых отношений, включение в штат «мертвых душ» – работников, зачисление родственников заведующей и главного бухгалтера и выплату им повышенных вознаграждений. Материалы проверки СФК стали основанием для возбуждения против заведующей уголовного дела и позволили сохранить рабочее место заявительнице, которую администрация ДОУ активно выживала, сокращая ей нагрузку и угрожая увольнением по статье ТК РФ.Как известно, сегодня учреждения образования получают средства на основе принципа нормативно-подушевого финансирования. При этом некоторые руководители идут на всяческие ухищрения, для того чтобы получить как можно больше бюджетных средств. Ревизоры службы выявляют случаи преднамеренного завышения числа обучающихся и воспитанников ОУ, что влечет за собой увеличение финансирования. Например, при проверке школы №377 ВАО был установлен факт несоответствия списочной и фактической численности обучающихся. Должностные лица школы при формировании государственного задания на оказание государственных услуг подали искаженные данные о контингенте обучающихся – 357 человек, в то время как согласно данным классных журналов численность обучающихся составляла всего 309 человек. Кроме того, в классных журналах были сделаны приписки так называемых мертвых душ – учеников. В результате учреждение получило из бюджета излишнее финансирование на выполнение государственного задания в сумме около 2 млн рублей.Все эти действия – следствия прямого злоупотребления служебным положением руководителями этих учреждений, которые не принимают во внимание то, что акты злоупотреблений будут рано или поздно установлены, что это приведет к негативным последствиям для всего коллектива. За полтора года после проведения контрольных мероприятий с 35 руководителями учреждений системы МДО были расторгнуты трудовые отношения, с некоторыми руководителями – в ходе проверки (ДОУ №2119, школы №80 и 377).Да, нарушения есть, но мы с ними боремся, и эта борьба приносит свои плоды. Улучшается ситуация в системе Департамента образования, меньше становится грубых финансовых нарушений и злоупотреблений, изменяется отношение к нашей службе трудовых коллективов и родителей – люди понимают, что мы не только выявляем нарушения, но и помогаем их не допускать. Мы работаем именно для того, чтобы количество нарушений уменьшалось, чтобы руководители и иные должностные лица в образовательных учреждениях поняли: как раньше уже не будет, что нужно перестраиваться, адаптироваться к новым условиями работы. В настоящее время образовательным учреждениям созданы все условия для нормальной деятельности, для выплаты достойных вознаграждений педагогам и вспомогательному персоналу, а мы хотим помочь людям не делать ошибок.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте