Недавно монтессори-педагогика отметила вековой юбилей.
Основатель системы Мария Монтессори родилась в маленьком итальянском городке. Занимаясь воспитанием детей с ограниченными возможностями, она убедилась, что их проблемы скорее педагогические, чем медицинские, и их можно решить, подобрав индивидуальные формы обучения. Это сегодня подобные взгляды привычны и кажутся естественными, но в начале
XX века они выглядели революционными. Мария Монтессори решила на практике доказать, что неспособных детей нет – есть не очень способные учителя.
В 1907 году открылся первый дом ребенка, который действовал на принципах Монтессори. Основу системы представлял специальный сенсорный материал. Абстрактные знания дети с первых лет получали через конкретные ощущения. Это оказалось очень эффективным, и система начала триумфальное шествие по миру. В разных странах Мария Монтессори демонстрировала свой метод в специальном классе за стеклом.
Перед Второй мировой войной начались преследования взглядов, развивающих индивидуальность, – наступало время всеобщего коллективизма и подавления личности. Мария Монтессори вынужденно жила в Индии, где ее поддерживал сын. Когда основательница системы умерла в 1952 году в Голландии, он возглавил Международную Монтессори-ассоциацию, которой сейчас управляет внучка Марии.
Годом возрождения интереса к монтессори-педагогике в России считается 1991-й. Многие крупные города имеют школы и дошкольные учреждения или специализированные центры, действующие на принципах Монтессори.
Заповеди Марии Монтессори
Никогда не трогай ребенка, пока он к тебе не обратится.
Никогда не говори плохо о ребенке ни с ним, ни без него.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке.
Будь активен в поддержке среды, помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней.
Всегда отвечай ребенку, который обращается к тебе.
Уважай ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать.
Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказался. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Комментарии