search
main
0

Система есть, но ей нужна поддержка

Сергей СЕМЕНОВ, директор лицея №1303: – Наш лицей, который я возглавляю уже17 лет, как основную задачу для себя определил развитие школьников, которые серьезно увлечены химией и проявляют в изучении этого предмета незаурядные способности. Уже в седьмом классе есть учащиеся, что прошли всю школьную программу, превратили свой дом в домашнюю лабораторию, и, очевидно, к ним нужны другие подходы.

Мы умеем работать с такими школьниками. В нашей школе много учеников – победителей предметных олимпиад различного уровня. На международных олимпиадах и на всемирных олимпиадах по химии за последние пять лет у нас было 12 победителей. Но наша заслуга, честно говоря, не так уж велика, ведь это очень талантливые дети. А вот что касается исследовательских работ и проектов, то сами, без поддержки лицея, они выполнить их и стать победителями не смогли бы. В 2007 году двое наших ребят поехали представлять Россию на Всемирном конкурсе исследовательских работ. По результатам этих работ (я как-то раньше не придавал этому значения, а сейчас узнал и горжусь) имена наших учеников присвоены трем малым планетам. Я обратил на это внимание, когда прочитал в газетах, что именем ректора Московского технического университета назвали малую планету. Читая это, я вспомнил, что именами моих учеников тоже назвали три малые планеты за исключительные достижения, выявленные международной системой на Всемирном конкурсе по химии.

Пока дети учатся в школе, все нормально, но дальше возникают проблемы. В школе они успешны, они победители конкурсов и олимпиад, звезды. Но в дальнейшем во время обучения в вузе, несмотря на то что они поступают в самые престижные вузы, у ребят возникают проблемы, связанные с тем, что в своей успешности они не дотягивают до уровня профессиональной деятельности. Как помочь этим школьникам?

У нас в лицее есть своя система, которую можно назвать детско-взрослым сообществом. Можно назвать и по-другому, но ее сущность от названия вряд ли изменится. В чем суть системы, которая обеспечивает нашим ученикам достижение высоких результатов, причем не только на школьном уровне, но и на уровне профессиональной деятельности?

Школа должна вводить ребенка в мир науки, но очевидно, что в школе нет таких учителей, которые могли бы делать это успешно. Я думаю, что таких учителей в школе и не должно быть, ведь такие педагоги работают в вузах. Но возникает проблема обеспечения высокого уровня обучения и приобщения к науке наших мотивированных и способных учеников.

Мы обратились к потребителям, к тем, кто заинтересован в подготовке квалифицированных специалистов, в талантливых людях. Это прежде всего научные коллективы Российской академии наук. Мы обратились прежде всего к успешным коллективам, а успешный коллектив – тот, что в сегодняшних непростых условиях, несмотря на то что нынче в науке не все так просто, находит возможность вести исследования и проводить их на самом высоком уровне, который в силу этого может строить долговременные планы.

Чего не хватает такому успешному коллективу? Он не может существовать без пополнения молодыми кадрами, он в этом жизненно заинтересован. Поэтому мы пошли на этот необычный контакт, пошли на поиски форм этого контакта, которые бы позволили сохранить успешность наших юных дарований на уровне профессиональной деятельности.

Формы этого стали следующими. Мы готовим наших школьников к контактам с учеными и вводим их в научные коллективы. Научные коллективы воспринимают школьника как будущего преемника его научной школы и начинают работать с ним не два часа, не три часа, а столько, сколько требуется, потому что они работают прежде всего для себя. Эффективность такой работы получается совершенно иного порядка.

Когда мы запускали эту систему, то не думали, что она будет работать столь успешно, мы даже не могли предположить такого эффекта. В настоящий момент система работает, и более того, она стала воспроизводить себя, и сегодня я уже не могу обеспечить учениками все те коллективы, которые запрашивают у меня школьников, которые готовы с ними работать, поскольку возникают устойчивые пары «учитель – ученик» и на стадии обучения в школе, и на стадии обучения в вузе, и на стадии обучения в аспирантуре, а дальше ребята остаются в этих научных коллективах. А ведь существует серьезная проблема – среднестатистический выпускник химического вуза в большинстве случаев покидает химию сразу. Человек, покинувший химию, не сможет вернуться туда никогда, а это значит, что профильное образование не сработает. Есть проблема «утечки мозгов», «химический канал» утечки очень мощный: наши хорошо подготовленные ребята получают приглашения за границу и там работают.

Реализации нашей системы в лицее позволяет получить такой результат: подавляющее большинство наших выпускников остаются в Москве, в научно-исследовательских учреждениях, за рубеж уезжают единицы, причем не самые лучшие.

Несмотря на то что мы признаем: система работает, конечно, она требует определенной поддержки. Да, научные коллективы имеют уникальные лаборатории, проходя через них школьник имеет возможность и доступ к современным приборам. Школа не может себе это позволить иначе, чем через это взаимодействие с наукой. Но, с другой стороны, есть какие-то элементы, которые и в ней нужно поддерживать. Нужно обновлять в лицее компьютерную базу, потому что это все не так-то просто, к этому контакту с современной наукой ребенка необходимо подготовить. За счет средств, полученных нами после победы в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование», мы смогли приобрести оборудование, это важно и для учебного процесса, и для поддержания педагогического коллектива, и для того, чтобы наша система продолжала работать на полную мощность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте