search
main
0

Система ценностей

С чего начинается формирование представлений о том, что такое патриотизм и развитие нравственных качеств кадет? Мне видится, это зарождается с первых уроков истории, обществознания и литературы.

Для России одним из первых проявлений общероссийского патриотизма может являться поступок Сергия Радонежского. Благословив князя Дмитрия, он закрепил патриотический дух народа, поднимавшийся в ответ на монголо-татарское завоевание. «Этническое значение произошедшего на Куликовом поле было колоссальным: суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как жители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах», – писал историк Лев Гумилев. Мужественное самоотречение, основанное на нравственных ценностях, стояло у истоков русского патриотизма. Именно так автор (педагог истории) обычно заканчивает урок истории на тему «Куликовская битва» в кадетском классе.

Говоря о Петре I, мы вспоминаем его речь накануне Полтавского сражения, где он выразил идею служения Отчизне всех – от царя до последнего солдата. И каждый новый урок для педагога, как поиск нити из клубка Ариадны, которая будет вести кадет к пониманию глубокого смысла выражения «любить Родину». На уроках истории и обществознания в кадетском образовании начинает формироваться картина прошлого нашей страны, складываются образы исторических личностей, понимание структуры общества и государства, принципы их успешного функционирования. Формируется историческое сознание, видится связь прошлого и настоящего, закладывается база нравственных ценностей, ориентиров, жизненных векторов, которые побуждают и направляют позитивную активность ребят на участие в мероприятиях патриотического характера. Главной задачей учителя является поиск в изучаемом материале зерна, зарождающего в душе юного кадета волнение и чувство переживания. В итоге ребята приходят к выводу, что чувство патриотизма не приходит само по себе. Оно возникает в ответ на различные исторические вызовы, адресованные нынешнему обществу.

Создав базис, мы начинаем наблюдать за формированием у каждого кадета собственной внутренней системы ценностей. И вот чем это обусловлено. Дело в том, что составляющие патриотического воспитания элементы многообразны. Традиционными являются гражданственность, бескорыстное служение Отечеству, прославление своей страны, уважение к героическому прошлому. Так, Михаил Ломоносов невольно сблизил понятия «патриот» и «гражданин», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знаниям. Но патриотизм подразумевает еще и духовность, духовную цельность, закрепленную в традициях и вере, соборность, семью, труд, природу, верность, родное слово.

Идеи любви к ближнему, восхождения к нравственному совершенству находят проявление в волонтерстве, акциях помощи ветеранам. Здесь важно увидеть настоящий интерес и реализовать его в полезной деятельности. Тогда мы можем говорить о первичном завершении этапа формирования патриотических качеств и чувств.

При комплексном подходе патриотическое воспитание представляет собой синкретизм духовности, активной гражданской позиции, осознанного социального поведения, знаний, умений, которые в совокупности мотивируют юных кадет служить Отечеству.

Наталья ГРИМАКОВА, учитель истории школы №285 имени В.А.Молодцова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте