Социальное проектирование помогает ребятам понять свою значимость. Не всякий директор убежден, что в будущем ученикам его школы место у государственного руля. Алла Пейчева, в отличие от тех, кто сомневается в жизненной боеспособности своих воспитанников, более чем уверена: ее «социальщики» – бесспорные лидеры, поскольку хотят и умеют претворять в жизнь задуманное.
Мало того, им однажды под силу оказалось невозможное – поймать Синюю птицу.
Началось же все с того, что три года назад петербургская школа №230 с углубленным изучением химии и биологии вступила в Межрегиональную ассоциацию «За гражданское образование» и благодаря этому стала федеральной экспериментальной площадкой.
– Мы давно стремились к объединению детского и педагогического коллективов одной, важной для всех идеей, – рассказывает Алла Васильевна. – Поскольку мы – специализированная школа, наш круг интересов несколько сужен, но ведь не каждый ребенок хочет стать врачом. Поэтому нашей задачей стало занять всех общим делом. «Дело» определилось в воспитании у школьников гражданской позиции. Одной из форм работы явилось социальное проектирование, когда находится проблема, анализируется, рассматривается со всех сторон и в результате предлагаются пути ее решения. За три года присутствия в МА «За гражданское образование» мы защитили три проекта, причем два последних стали победителями не только в городском, но и во всероссийском масштабе. Первый социальный проект был посвящен экологии. Он назывался «Я и мое здоровье». Социальная группа из нескольких школьников занималась исследованиями этой проблемы. Ребята изучали школьное расписание, ездили в СЭС, сравнивая нормативы и реальную статистику, нагрузку, делали выводы.
– И каковы они?
– Таковы, что нам пришлось переделывать расписание. И это факт в истории школы, когда ребята, обосновав, подтвердив каждое свое заявление, заставили администрацию внять серьезным доводам. Кроме того, здесь была разработана и внедрена собственная программа «Здоровье школьника», открыт стадион, а для малышей выделено время для принятия кислородного коктейля.
– Это похоже на чудо!
– За этим «чудом» стоит огромная работа! И прежде всего – самих ребят. Это они писали все документы, сами ходили в роно, к депутатам. Сами решали, каким должен быть результат их деятельности. Сами защищали проект перед строгим жюри.
Второй наш проект совпал по времени с трудностями, возникшими в связи со сменой руководства в петербургском зоопарке. Мы оказались первой школой, усыновившей одного из его обитателей – Синюю птицу. И опять же ребята сами ездили в зоопарк, в мэрию, составляли бумаги, советовались с орнитологами. Но тот, кто думает, что смысл этого только в соответствующей табличке на клетке, сильно заблуждается. Чтобы содержать свою питомицу, наши дети зарабатывают деньги: собирают макулатуру, проводят ярмарки микрорайона, где выставляют на продажу изделия ребят из кружка «Мягкая игрушка». Ребята сделали ей домик. Мы прошли по другим школам, и, что замечательно, несмотря на то, что усыновителями обычно становятся материально благополучные организации, вслед за нами школы города усыновили еще пятнадцать животных. В основном – белок, ежей. Кстати, за победу в проекте «Синяя птица» (руководитель – Г.М.Барановская) ребята были награждены поездкой в «Орленок».
– Синяя птица принесла им счастье.
– Не только им – всей школе. Мы ее считаем эмблемой, символом, своим имиджем.
– Алла Васильевна, третий проект, наверное, после двух предыдущих требовал более глобального замысла?
– Да, он назывался «Труд во имя будущего» и был посвящен учителю – человеку, чей труд столь значителен, необходим и в то же время столь не престижен сегодня. В первую очередь ребята изучили проблему.
– Кто-то из ребят изъявил желание стать после окончания школы педагогом?
– От многих мы услышали: да, хочу быть учителем. Это очень обнадеживает, но еще больше нам хочется, чтобы проект поддержали, за ним пошли, чтобы в других школах дети посмотрели на своих учителей немного иным, более внимательным взглядом.
Санкт-Петербург
Комментарии