Сегодня все средства массовой информации вдруг, словно проснувшись, наперебой стали рассказывать нам о необходимости инноваций в важнейших отраслях промышленного производства. Не обходят вниманием и отличающуюся своей консервативностью область образования, где также много пишут и говорят о новых средствах и технологиях обучения.
Действительно, с каждым годом все заметнее проявляется противоречие между новыми задачами, стоящими перед образовательной средой, и возможностями традиционных средств обучения с устаревшими во многом формами и методиками преподавания. Безусловно и то, что эффективность применения новых средств обучения тесным образом связана с возможностями и квалификацией педагогических кадров, их способностями эти новые средства обучения использовать, создавая новые технологии и методики обучения.
И здесь, конечно, в первую очередь следует подробнее остановиться на таком важном средстве обучения, как школьный учебник. Основные изменения, которые произошли с учебником, касаются в значительной степени его общего вида, формата, веса и связаны в основном с возросшими возможностями и улучшением качества полиграфического исполнения. Содержание фактического материала и методического аппарата в целом осталось прежним. Многократное увеличение количества учебников за последние 15 лет, к сожалению, не оказывало существенного влияния на их качественные характеристики. Изменения коснулись структуры подачи учебного материала, объема информации. Значительно увеличилось количество учебных пособий, сопутствующих учебнику и входящих в учебно-методический комплект (УМК). Это в первую очередь методические пособия, рабочие тетради, задачники и сборники упражнений, дидактические материалы, в том числе и для контроля качества усвоения знаний.
Все изменилось с созданием новых цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Мультимедиа содержат колоссальные возможности и при их использовании в обучении способны действительно пробудить у учащихся интерес к познанию. Они дают возможность повысить эффективность обучения за счет нового качества иллюстраций, интерактива, анимации, системы самоконтроля и взаимоконтроля качества знаний. Но уже сейчас практика обучения показывает, что попытки использовать ЦОР вместе с традиционными УМК не дают нужных результатов. Электронное приложение к учебнику только увеличивает количество компонентов УМК (некоторые УМК включают до 8 различных компонентов), усложняя методику и снижая эффективность его комплексного использования на уроках. Для того чтобы использовать такого рода электронное приложение к учебнику, нужны специальные рабочие тетради, задачники, материалы в помощь учителю, помогающие учащимся и учителю задействовать весь многокомпонентный УМК.
Разрабатывая концепцию учебника-навигатора в издательстве «Дрофа», мы отказались от такого многокомпонентного УМК и постарались соединить традиционные и инновационные подходы в создании нового продукта. ЦОР были органически соединены с текстовой составляющей посредством системы навигации, расположенной в текстовой части. Часть содержания и методического обеспечения для более эффективного использования в электронном виде была отправлена на диск. Это большинство иллюстраций для организации интерактивной работы, статистический материал, который можно изобразить в виде изменяемых графиков и диаграмм, картограммы, система упражнений и заданий и т. д. Другими словами, в электронную часть учебника было переведено содержание, которое более эффективно усваивается учащимися именно при использовании возможностей мультимедиа.
По заключениям наших учителей-экспериментаторов, от работы с электронными ресурсами учащихся невозможно оторвать. Это вполне понятно, если сравнить изображение на странице школьного учебника с его трехмерным аналогом на экране и учесть возможность интерактивных действий по преобразованию этого изображения.
Новый учебник, созданный эволюционным путем в результате продуманной интеграции традиционного текста и инновационных электронных образовательных ресурсов, мы не случайно назвали учебником-навигатором. Действительно, этот учебник, состоящий из 2 органически взаимосвязанных частей, представляет собой совершенный навигатор в определенной области знаний с заранее дозированным объемом информации. Система навигации дает возможность учащимся проявлять больше самостоятельности в познании, превращает их из пассивных слушателей в активных исследователей. Меняются технологии обучения за счет увеличения доли самостоятельных и практических работ, увеличения доли экспериментальной и исследовательской деятельности.
Следует заметить, что многие учителя испытывают значительные трудности в методике использования ЦОР в учебном процессе, особенно если электронное приложение к учебнику мало связано с содержанием собственно учебника. В нашем же случае использование электронной составляющей проходит менее болезненно. Это достигается тесной взаимосвязью текста и электронных ресурсов. Привычка работать с текстом учебника служит для учителя надежной опорой и помогает при организации учебно-воспитательного процесса с использованием ЦОР.
Система навигации предусматривает своевременное переключение на работу с электронными ресурсами, которые в свою очередь строго дозированы. Возможность пополнения и углубления своих знаний самостоятельно для наиболее увлеченных и заинтересованных предметом учащихся предусматривается системой навигации через ресурсы Интернета.
Таким образом, слова «индивидуальная траектория обучения» превращаются из модной фразы в реальность, и эта самая траектория реально может быть реализована в процессе обучения по учебникам-навигаторам, созданным в издательстве «Дрофа». В настоящее время такие учебники уже выпускаются по биологии, по ним уже работают учителя, и эти учебники есть в продаже. Готовятся к изданию в ближайшее время учебники-навигаторы по географии и истории.
Хотелось бы обратить внимание – это чрезвычайно важно для учителя и ученика, – что в основе навигатора лежат тщательно проработанные и прошедшие экспертизу РАО и РАН тексты уже готовых линий традиционных учебников, включенных в Федеральный перечень. На наш взгляд, именно такой плавный переход от знакомого к новому, неизвестному и дает возможность эффективно использовать в учебном процессе современные учебники-навигаторы, а следовательно, и новые инновационные технологии, способствующие развитию учащихся и формированию у них необходимых в условиях информационного общества компетенций.
Владимир Сиротин, главный редактор издательства «Дрофа»
Комментарии