search
main
0

Синквейн

Учимся рассуждать и делать выводы

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

Иоганн Песталоцци

 

Большинство современных детей, как показала наша педагогическая практика, не умеют связно выражать свои мысли. Однако имеется эффективный методический прием решения этой проблемы – синквейн, который мы успешно применяем в образовательном процессе начальной школы.

В переводе с французского языка слово «синквейн» означает «стихотворение из пяти строк». В этом стихотворении нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн можно использовать на любом уроке, можно работать в парах или группами. Так, ученики нашей школы с удовольствием составляют синквейны на уроках литературного чтения, когда необходимо дать характеристику литературному герою. Ребята работают с текстом, находят главные слова или фразы, высказывают свои мысли, обобщают сказанное и делают выводы. Можно предложить детям составить небольшой рассказ на основе уже написанного синквейна. При этом учитель экономит время, проверяет знание текста и оценивает, правильно ли ученик понял смысл прочитанного, насколько глубоко.

На уроках русского языка использование синквейна помогает поставить тему урока, обобщить и закрепить изученный материал, а также проверить домашнее задание. В начале урока при постановке темы дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой, по содержанию других четырех строк они пытаются сформулировать тему синквейна и находят тему урока.

Однажды мы использовали этот прием в словарной работе. На доске был написан готовый синквейн, но слово было спрятано. С каким интересом ребята отгадывали его, как загадку! Словарная работа удалась на славу.

А каким увлекательным и необычным был урок окружающего мира во 2‑м классе, на котором ученики знакомились с животными жарких стран! Ребятам так понравилось составлять синквейны, что эту работу они продолжили дома. Такие домашние задания дети выполняют с удовольствием. Приведем пример:

  1. Верблюд.
  2. Большой, выносливый.
  3. Перевозит, плюется, ходит.
  4. Верблюд может прожить без воды 10 дней.
  5. Помощник.

Составление синквейна – отличный прием на таком этапе урока, как рефлексия. Это творческий процесс, а все, что связано с творчеством, очень увлекает. В это время ребята и учатся, и играют, и даже рисуют. Такую форму работы можно вполне использовать и во внеурочной деятельности. Например, ребята составляли синквейн о себе во время классного часа, посвященного дружбе. Было интересно слушать, что они думают друг о друге.

Можно привести много примеров использования синквейна в учебном процессе. Мы все вместе ежедневно поднимаемся по лесенке успеха, где каждая ступенька имеет свое значение:

На первой – изучаем.
На второй – размышляем.
На третьей – думаем.
На четвертой – творим.
На пятой – и… красиво говорим!

Марина РАТНИКОВА, Татьяна МУРАВЕЙНИКОВА, учителя начальных классов школы №2051

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте