search
main
0

Сингапуру такое не снилось!

На уроках физики дети общаются, спорят и ищут решения, а педагог, подобно дирижеру, задает настроение их научному поиску

Так бывает: работает человек в своей профессии много лет, например больше тридцати, как Сергей Германович Юдаков, кандидат педагогических наук, учитель физики лицея №14 имени заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина города Тамбова, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2020. И все в его учительской жизни складывается неплохо, есть и уважение коллег, и любовь учеников, и удовольствие от работы, но наступает определенный момент, когда появляется желание что-то изменить в своей устоявшейся жизни. Изменить к лучшему, чтобы работалось еще интереснее, и не только тебе самому, но и твоим ученикам, и даже коллегам, с которыми встречаешься каждый день.

Неожиданный эффект

Таким переломным моментом в жизни Сергея Германовича стал конкурс «Учитель года России», точнее, курсы на подготовительном этапе в Тамбове, на которых рассказывали о различных методиках обучения, в том числе о сингапурской, и о работе в группах. Сначала он отнесся к этим рассказам скептически, казалось, что это очередные теории, которые в нашей, российской, действительности не приживутся. Потом, как сам говорит, что-то стало формироваться в голове, и со временем появилось твердое убеждение, что методика работы в группах – самое эффективное, что может быть в принципе. Он применял это даже во время дистанта тоже с очень хорошим результатом, и вот уже целый учебный год, с сентября 2020 по май 2021 года, все его классы работают в группах. Некоторые, например восьмой класс, делают это всегда, практически на каждом уроке.

Как делятся? Удобно. Восьмиклас­сников 32 человека, разделяются на четверки, сдвигают попарно столы и рассаживаются лицом друг к другу в своих группах, так намного удобнее взаимодействовать, а при желании можно сесть вшестером.

Как рассказывает учитель, в такой обстановке кардинально меняется принцип обучения. Например, одним из самых негативных моментов на уроке он считает молчание детей. Ребенку легче промолчать, чем сознаться в том, что он что-то не понял и нужны дополнительные объяснения. Остальные-то молчат! А он, получается, самый глупый, что ли? На такое никто не согласится. Поэтому чаще всего с вопросами к учителю обращаются уверенные в своих знаниях дети, те, кого в классе считают умными.

– А в группах, – объясняет Сергей Германович, – я им даю разные задания, например проверить домашнюю работу. И все они начинают общаться, разговаривать и задавать вопросы. Так можно даже изучать новую тему, выходит вообще бомбически! Сам все пишу на доске и прошу ребят повторить в группах друг другу то же самое. Вообще техник очень много, Сингапуру такое и не снилось! Там все сделано технологично, уроки получаются как бы роботизированные, и группы используются там по-другому. А я их использую по-своему. И получается здорово! Я за каждой группой наблюдаю и уже по результатам этих наблюдений могу сказать, кто сделал домашнюю работу, а кто – нет. Даже могу не спрашивать. Они общаются друг с другом, ты это слушаешь, и все становится понятно. Техник очень много, а главное в том, что дети начинают говорить, пусть не мне, а друг другу, но они говорят!

Есть тут и свои нюансы. Главное, по словам учителя, – не просто наблюдать, но и помогать, и делать выводы. Если группа сидит молча, надо срочно подойти и поговорить сразу со всей группой, объяснить непонятное, дать стимул к работе. Можно и время опроса сократить. Если спрашиваешь самого слабого в группе и видишь, что он показывает минимальные знания, значит, остальные из четверки на это способны. А если они перед этим обсуждали решение задачи, и самый слабый выходит и решает задачу у доски, значит, остальные из четверки все это тоже знают. Не надо спрашивать 32 человека.

Еще один плюс работы в группах – это удобная рассадка. Оказалось, что, если сдвинуть столы, свободного места в классе остается больше, во всяком случае в этом уверены и учитель, и ученики. Спрашиваю Сергея Германовича, как изменилась его роль, после того как началась активная работа с группами? Отвечает, что стал меньше говорить на уроке, и это очень хорошо!

Когда готовился к конкурсу «Учитель года», его главным критиком была супруга – тоже педагог, учитель немецкого языка. Именно она отметила, что он говорит на уроках больше всех, а надо, чтобы говорили дети. Теперь, после того как класс начал работать в группах, до 80 процентов времени урока говорят дети! Они общаются между собой, а учитель, словно дирижер, управляет процессом.

Так конкурс «Учитель года России» стал для Сергея Юдакова своеобразным этапом, новой точкой отсчета.

– Он изменил меня в двух ипостасях, – объясняет Сергей Германович. – Первое – в моей практике появилась групповая форма работы, которая стала основной, и теперь я знаю, что ее можно применять на самых разных уроках, причем это уже не сингапурские методики, а свои. А второе – этот конкурс позволил раскрепоститься мне как учителю.
Он теперь, как сам говорит, может давать уроки даже в Кремлевском дворце, надо лишь поставить четыре парты, посадить за них учеников, а остальное не важно: сколько вокруг присутствующих, кто они. Вот такую «прививку» раскрепощенности поставил конкурс «Учитель года».

В этом году они вместе с учителем английского языка начали воплощать новый проект – уроки физики с уклоном в английский язык. На практике это выглядит примерно так: дети приходят на урок, тема довольно сложная – «Электромагнетизм», на столах стоят приборы и лежат тексты на английском языке. Задача непростая, но интересная – сначала надо перевести тексты, и тогда станет понятно, что за приборы на столах, как с ними работать. За урок ученики переводят по 4‑5 текстов, потому что приборы меняются. А на русском языке обсуждают с учителем, что получается в процессе работы на этих приборах. Когда у ребят спросили, нравятся ли им такие уроки, они высказались положительно. Кстати, учитель постоянно интересуется их мнением, если что-то придумывает и меняет на уроке: «Если они говорят да – хорошо, а если нет – ищем, в чем дело, почему не нравится».

Рецепт молодости

Мне тоже удалось поговорить со старшеклассниками. Представляться они не захотели, но мнения свои высказали:
– Сергей Германович – самый лучший учитель, и у него очень интересные методики преподавания.

– Он понимающий, добрый и человечный!

– Он дает нам жизненные советы, как делать свой выбор, как жить дальше, как ошибок не делать. Или если сделал, как исправить, как не принимать близко к сердцу.

– Он учит нас всегда делать выбор, что в жизни важнее. Он соответствует нашему идеалу, таких, как он, больше нет!

Насчет последнего точно соглашусь, потому что есть у Сергея Германовича увлечения, которые в учительской среде встречаются нечасто. Шесть лет, как он увлекается спортом, точнее, разными видами спорта, посвящая им свое свободное время. Любит на стадионе побегать вместе с детьми, летом на великах покататься, зимой – на лыжах. У него четыре дочери и старший сын, одним словом, есть с кем спортом позаниматься в минуты отдыха. Сын, кстати, тоже учитель физики, уже работает в одной из школ Тамбова, только-только начинает. Но самое главное увлечение папы не столько спорт, сколько моржевание! Уже два года, как Сергей Германович через день купается в открытом водоеме независимо от погоды и времени года. Так и силы восполняет, и укрепляет здоровье. Когда ковид появился, даже не думал насчет него, потому что привык: если чувствует, что заболевает, идет и окунается в открытой холодной воде, и все проходит.

– Такой рецепт испытан мной неоднократно. Поэтому всем совет: если вы хотите в себе что-то круто поменять, сделать это несложно: начните через день купаться в открытом водоеме. Недолго, по 30 секунд, – зашли, вышли, окунаться лучше с головой, и так круглый год!

Мой собеседник любит пошутить. Вот и теперь, рассказывая о своем моржевании, описывает это так:

– Жена, когда впервые увидела своего мужа окунающимся в ледяную воду, подумала, что мужа потеряла! Но мне повезло: как только у нее эта мысль возникла, мы по телевизору увидели передачу доктора Мясникова, в которой был сюжет, как он тоже купается в ледяной воде зимой. Ну уж если он это делает, то мне точно можно!

Кстати, по словам Сергея Германовича, его супруга не совсем далека от увлечения мужа, даже частично его разделяет, когда окунается в январскую купель на Крещение Господне. Вот такие стойкие и закаленные во всех смыслах учителя живут в Тамбове! И если кто-то еще не знает, как бороться с усталостью и жалуется на профессиональное выгорание, попробуйте «потушить» его водой из открытого водоема, окунаясь туда через день секунд на 30. Только начинайте летом, даже если потом что-то не получится, вреда не будет.

Что важнее – душа или сознание?

Самое главное качество характера, которое Сергей Юдаков ценит в людях, – это честность: «Только это главное, из него все другое вытекает». На вопрос, нужна ли любовь учителя к ученику или лучше обойтись только уважением, отвечает так: «Любовь – это на уровне души. А уважение – на уровне сознания. И душа для учителя важнее!»

Когда я общалась с его учениками, спрашивала, о чем самом сложном и трудном говорил с ними учитель? Дети всегда остаются детьми и самым сложным называют самостоятельное изучение темы урока. Но потом вспоминают, что учитель говорил с ними об очень многих вещах. Про деньги, что они не важны! Про то, как детей воспитывать, и что это может быть самым важным в жизни! Еще говорил про православие, что это правильно. А еще про семейные традиции, потому что они обязательно должны быть в любой семье.

– Я им когда об этом говорил, – объясняет учитель, – думал, что все они будут создавать свои семьи. И пусть тогда вспомнят наш разговор, сами придумают что-нибудь и, может, заведут свою традицию.

Мы тоже, когда общались, вспомнили некоторые интересные случаи из жизни учителя. Правда, традициями их не назовешь, но знаковыми моментами – очень даже. Он до сих пор помнит, как трудно ему давалась математика до третьего класса. Даже задачку помнит из тех времен – что-то связанное с ростом, когда один больше другого, другой больше третьего, и надо определить рост. Решить не мог долго, как ни бился! А когда обратился к маме за помощью, та ответила, что помогать не будет, зато завтра утром разбудит пораньше – решай сам. Утром, только проснувшись, он решил трудную задачку в один момент, и все, с того волшебного утра математика стала одним из любимых предметов.

К физике интерес тоже из детства, точнее из книг, которые читал постоянно и очень любил фантастику! В десятом классе даже мечтал поступить в Казанский университет, чтобы изучать космологию. Но не захотел оставлять маму одну и поступил в Тамбовский педагогический институт, о профессии учителя тогда не думал, просто любил физику и математику. А потом оказалось, что это очень интересно – объяснять своим сокурсникам решение какой-нибудь сложной задачи. Ну а когда на третьем курсе началась педагогическая практика, понял, что столько слушателей, причем благодарных, как в его классе, он нигде не найдет! Даже не мог дождаться окончания института – на пятом курсе пришел работать в школу учителем физики. Сегодня каждый свой урок он начинает с чего-нибудь, не имеющего отношения к предмету. Это и внимание привлекает, и помогает обсудить насущные проблемы, становясь важным воспитательным моментом. Я высказываю свою точку зрения – дети решают сами, – определяет свою принципиальную позицию педагог.

Татьяна МАСЛИКОВА, Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте