На вопрос о том, что такое осень, разные творческие люди отвечали и отвечают по-своему. Я, наверное, со многими из них соглашусь. С Александром Сергеевичем в конце сентября, когда леса пылают золотыми и багряными красками. С Юрием Шевчуком в октябре, когда эти же листья, поблекшие и потерявшие пестрое очарование, намокают под дождем и тяжелым ковром собираются под ногами, а в воздухе стоит сильный терпкий запах сырой свежести, и маленькие, мокрые лиловые хризантемы на даче пахнут так, что плакать хочется.
Осень в который раз лишает нас покоя, и она снова права. Но приходит ноябрь, и ветви уже голы, а вода в реке из ярко-синей превратилась в свинцовую, загустевшую, и вспоминаются бунинские строки о жизни, которая умерла до весны. Тоска. А если еще и любимый человек уходит…
Стихотворение называется «Одиночество» и заканчивается своеобразным рецептом от одинокой осенней хандры: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить». Вот тут-то для обычного учителя и кроется настоящий подвох. Камин – это хорошо, собака в принципе кому как, но насчет пития – однозначно сложно, потому что завтра опять к восьми на работу, и вокруг опять дети, дети, дети. Да и вообще разве это выход, тем более для женщины, которых в наших школах большинство, и никто этого не отменял.
Так что же делать? Как избавиться от пустоты и тоски необъяснимой, которые изводят, делают нас все более раздражительными, плаксивыми или обозленными. Ну ведь правда, словно все из рук валится, и ты сама себе кажешься никчемной, одинокой и никому не нужной. А если на горизонте замаячит реальная причина такого состояния, например, муж решит жить по-новому и заведет себе новую жену – молодую и неучительницу, тогда вообще все? Одиноких женщин среди педагогов очень много, к сожалению. А тут еще эта осень, от которой не спрятаться и не скрыться.
– Может, съесть что-нибудь или попить? – спросила я педагога-психолога воронежской школы №83 Ольгу Вязникову. Ольга Владимировна моему вопросу сначала рассмеялась, а потом сказала, что так многие спрашивают:
– Как ни покажется странным, такой вопрос психологам задают традиционно. Что-то особое есть, особое пить… На самом деле кое-что действительно помогает, вот видите, у меня на столе лежит. – На блюдце действительно лежали… два апельсина. – Их даже не только есть, но и просто разложить по квартире в тех местах, куда чаще всего падает взгляд.
Я сразу прямо к делу перешла, к конкретным советам. А вообще наша осенняя грусть-тоска возникает из-за того, что осень – это время подведения итогов. Лето прошло, в природе что-то выросло, урожай надо убирать. Человек с природой очень тесно связан, и поэтому природные механизмы на его жизни тоже отражаются. Можно сказать, что осенью у нас происходит подведение итогов нашей душевной работы. Человек часто это даже не осознает, но чувствует тоску, одиночество и начинает убегать от этого: традиционно в телевизор или в алкогольные напитки, количество увеселительных мероприятий растет, причем вне дома – одним словом, только бы не оставаться наедине с самим собой.
– Надо итоги подводить, а они, увы, не всегда радуют, так?
– Да. А в школе все еще усугубляется тем, что профессия учителя сама по себе затратная, по чувствам, по эмоциям и энергетике. Учителя много отдают. Более фундаментальную профессию, чем учитель, подобрать трудно, может быть, только врач. Но учитель все равно впереди, потому что он ведет ребенка в самые главные годы жизни, от семи до семнадцати лет.
Осень – пора подведения итогов, для учителя еще и начало нового учебного года, то есть нагрузка вдвойне. А если он за лето не отдохнул как следует, многие ведь подрабатывают, учительская профессия все равно остается малооплачиваемой, то человеку очень трудно. Не все могут позволить себе полноценно отдохнуть, и обиды накапливаются как снежный ком.
Дети сегодня тоже стали другие, они совершенно не те, какие были даже десять лет назад. Современные дети привыкают манипулировать и используют слова для манипуляции кем бы то ни было – сверстником, родителем, учителем. Если наше поколение использовало слова для большей интимности и душевности, то у них – для общения и для того, чтобы получить что-то от данного человека. Ты – мне, я – тебе, вот такая конструкция. Наши подростки вбирают настроения современного общества – общества потребления. Бери от жизни все, потребляй больше! И они реализуют это буквально. Душевность уходит на второй план. Современным детям больше приятно общаться с компьютером, с мобильным телефоном, через цифровые технологии. Здесь они как рыба в воде. А в общении они больше настроены на то, чтобы взять, а не отдать назад. Учителя это обижает.
Я в этих случаях говорю так. Вот вы можете увидеть своими глазами свои руки, свои ноги, свое тело, а свою голову вы своими глазами увидеть не можете. Зато ее все время видят те, кто смотрит на вас. То есть когда ты приходишь в класс, ты видишь отражение своего лица в глазах, которые смотрят на тебя. Ты о себе одного мнения, а тебя видят по-другому. Некоторые учителя не умеют вовремя выйти в позицию наблюдателя, свое собственное мнение остается на первом месте и часто не совпадает с мнением класса. И, конечно, многое зависит от настроения, с которым входишь в класс. А оно связано с погодой, и опять мы возвращаемся к осени.
– А кто более зависим от настроения и соответственно от погоды – мужчины или женщины? Или разницы нет?
– Не так все просто. Изначально женщина более эмоциональна, и на ее состояние влияет возраст. Более восприимчивыми оказываются молодые и начинающие, а также женщины в возрасте 40-50 лет. Хотя те немногие молодые девушки, которые сегодня приходят в школу по окончании университета, оказываются более устойчивыми и менее эмоциональными. А чем больше опыта, тем сильнее реагируют. Если говорить о мужчинах, они часто не показывают ни то, как им плохо, ни то, как одолевает их тоска или бессмысленность бытия. Накапливается ощущение, что все время ты как белка в колесе, что все одно и то же, а чего-то главного нет, и уже не понимаешь, зачем оно все нужно. Спасаясь от таких мыслей, мужчины предпочитают посидеть с друзьями и поменьше общаться с женой, если она начинает приставать с расспросами. Женщине проще, она может поплакать. Мужчина согласно существующим в нашем социуме стереотипам этого себе не позволяет. Хотя им тоже нужно хотя бы иногда разрешать себе плакать. Слезы выводят гормон стресса.
– А почему так уязвимы женщины после сорока? Может быть, не только потому, что происходит перестройка организма, но и потому, что очень много одиноких женщин в этом возрасте? Я недавно стала вспоминать своих знакомых учителей, и получилось, что примерно каждая четвертая замужем, а три – одинокие. И все с детьми.
– Тут еще и в том вопрос, что не только развод этому виной. Многие, к сожалению, становятся вдовами, и тогда еще тяжелее все переживается. Дети в таком случае единственное спасение. А иногда ведь и детей нет, совсем одинокие. Все это откладывает отпечаток на состояние женщины. В итоге средство спасения только одно – добавить в свою жизнь радость! Любыми способами и в хорошем количестве.
– Вот об этом, пожалуйста, поподробнее!
– Во-первых, впустите в свою жизнь как можно больше света. Улучшите освещенность жилища, классной комнаты. Чтобы с самого утра дома, а потом и на работе вас окружало обилие света. Пусть будет больше желтого, оранжевого. Я ведь не просто так держу эти апельсины на столе, они – как солнышки, такие же яркие, круглые, на них даже просто посмотришь, и уже станет радостнее.
Еще важно понять, что радость в жизни может быть даже от самой простой мелочи, надо только уметь радоваться. Например, ты встал утром и сварил себе кофе. А перед этим купил замечательную турку. И с удовольствием сварил кофе, и уже от этого поднимается настроение. Ведь радость – она везде! Даже если ты посмотрел на небо, а оно серое и хмурое, настроение уже улучшается. Ведь обычный взгляд на небо – это взгляд в бесконечность, человек смотрит в небо и вспоминает, что у него самого внутри бесконечность и он большой.
И конечно, еще один хороший способ избавиться от осенней хандры – это смех. Можно смеяться и над самим собой, и даже над своим состоянием. В жизни на самом деле очень много смешного. Психиатры шутят, что психически больной человек – это крайне серьезный человек, который все воспринимает как трагедию и «зависает» в этом состоянии. Если мне наступили на ногу, я обижусь на весь свет, и это на несколько дней! Если мне начальник сделал замечание, то это опять на неделю. Если жена поругала, я опять подумаю, что моя жизнь не сложилась. Вот это и есть «зависание». Выход – постараться стать легче, взглянуть на себя с позиции наблюдателя, понять, что свою голову мы на самом деле не видим своими глазами, и тогда на какой-то момент станет полегче. Каждый день надо воспринимать как самый счастливый день уже хотя бы потому, что мы не знаем, что нас ждет завтра.
Еще помогает аутотренинг, потому что учителям надо быть уверенными в собственных силах и уметь расслабляться. Важно, чтобы в жизни была не только школа, но и хобби, увлечение. Не надо роль учителя переносить в домашнюю, семейную жизнь. И постарайтесь не сгорать на работе. Ведь синдром профессионального выгорания – это серьезно.
Воронеж
Комментарии