search
main
0

Синдром упущенной выгоды и аудиопутеводитель

От школьного проекта до работы с ведущими компаниями страны

Если ученик в поисках самореализации хочет определиться с будущей профессией и попробовать себя в науке, ему стоит обратить внимание на Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ. Победа в нем обеспечивает в числе прочего и участие в смене «Большие вызовы» центра «Сириус».

 

На Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ школьникам предлагается придумать и подготовить проект по одному из двух треков, каждый из которых подразделен на направления. Ребята с 7‑го по 11‑й класс могут участвовать в соревновании как самостоятельно, так и в командах. Фантазии учеников есть где развернуться, важно только, чтобы работа была оригинальной.

Первый трек, городской, проводился в 2021‑2022 учебном году по социогуманитарным направлениям. Ребята рассматривали роль и эффективность контекстной рекламы в современном обществе, синдром упущенной выгоды как инструмент в маркетинге, разрабатывали браслет для людей с проблемами со здоровьем, аудиопутеводитель по архитектурным достопримечательностям на иностранном языке и производство здоровых перекусов. В финале жюри оценивало 140 проектов.

В рамках второго трека проходит региональный отбор на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус». Победители и призеры в этом направлении рекомендуются к участию в научно-образовательной смене в Сочи. Этим ребятам нужно не только защитить свою работу, но и выполнить задания экспертной комиссии, пройти индивидуальное собеседование. Лучшие из лучших отправляются в «Сириус», где весь июль проводят, работая над заданиями от ведущих российских компаний.

В этом году отбор на «Большие вызовы» проходили 154 московских школьника. Их работы охватывали такие темы, как повышение городской и межгородской мобильности при помощи левитационного транспорта, профилактика железодефицитной анемии у детей раннего возраста, таймер для тренировки памяти незрячих учащихся, сравнение эффективности использования различных сорбентов для сбора нефти и нефтепродуктов и др.

Ксения САТАРОВА

 

Комментарии

Леонид ДЕВЯТОВ, ученик школы №354 имени Д.М.Карбышева:

– Мой проект является дополнением к белой трости – приспособлению, с помощью которого ориентируются незрячие люди. Идея пришла ко мне на спектакле в театре, где была незрячая девушка. Я понял, что такому человеку может быть сложно существовать в современном мире, поскольку опасностей много, а мы большую часть информации воспринимаем через зрение. Я разобрался в этой теме, поговорил с незрячими людьми, связался со Всероссийским обществом слепых и пришел к идее своего проекта, который в итоге представил на конкурс.

Мое устройство подключается к смартфону и по факту работает как поводырь, навигатор. То есть человек идет с белой тростью по своему обычному маршруту, но, если ему нужно повернуть, трость вибрирует, направляя человека. Также у нее есть функция «общения» со светофорами. Эта идея пока что реализована не масштабно. По моей задумке, гаджет издает вибрационный сигнал, когда человек находится на светофоре. В Москве большинство из них оснащены специальной кнопкой, которую необходимо нажать, чтобы перей­ти дорогу. Изначально все эти кнопки должны были быть расположены на одинаковой высоте именно для удобства незрячих людей. Но проблема заключается в том, что такие нормы не везде соблюдаются. Поэтому я предложил следующее решение: незрячий человек подходит к светофору, нажимает кнопку на трости, и этот сигнал передается светофору. Таким образом, будет также понятно, что перехода ждет человек с ограниченными возможностями здоровья.

На подготовку проекта ушло достаточно много времени. Я работал в одиночку, но под руководством тренеров. Показывал свои разработки в Обществе незрячих, получил советы и отзывы и решил, что продолжу развивать эту идею в дальнейшем. Пока планирую изменить и добавить некоторые функции.

В «Сириус» я попал впервые, и мне очень понравилось. Раньше я часто ездил в лагеря для подготовки к различным соревнованиям технической направленности. «Большие вызовы» – это что-то подобное, но на целый месяц, с классными условиями и командой единомышленников со всей страны. Все это время мы готовили проект. Обычно я всегда занимаюсь механикой, делаю 3D-модели, печатаю корпусы, работаю руками, то есть не отвечаю за программную часть. Но в «Сириусе» так вышло, что я занимался обеими частями, что дало мне много новых знаний и навыков в области программирования. И этот опыт мотивировал меня в следующем году снова попробовать попасть на программу.

На «Больших вызовах» я работал над метеостанцией для компании «СИБУР». Нужно было разработать систему мониторинга воздуха на предприятиях. В итоге мы подготовили два экземпляра продукта, которые работали вместе, пересылали информацию на сервер и выводили эти данные в формате карты, на которой располагались станция и значения с нее. Мы также сделали Telegram-бот, который в ответ на запрос отправляет данные с датчиков.

У меня уже был опыт работы в команде, потому что до МГК я делал проект для WRO, робототехнической олимпиады. Работая не в одиночку, важно понять характер, психологию своих напарников, чтобы не было конфликтов. На «Больших вызовах» у меня это получилось, мы все нашли общий язык. Такая работа позволяет прокачать навыки общения с людьми, дает новые знакомства. И если мне в будущем понадобится какая-то помощь с проектами, я знаю, что смогу обратиться к кому-то из тех ребят, с кем работал сейчас.

 

Варвара КИРИЛЛОВА, ученица школы №2083:

– Мы все пользуемся такими гаджетами, как телевизор, смартфон, планшет, ноутбук, и в каждом из них есть дисплей. Они делаются на основе квантовых точек – это те пиксели, которые можно разглядеть, приблизившись к экрану. Эти квантовые точки в свою очередь сделаны на основе очень токсичного материала – селенида кадмия. Он непрактичен и служит не очень долго. Моей целью была разработка суспензии для дисплеев, квантовых точек, на основе кремния. Это второй по добываемости материал в мире, он дешевый. Изучив его оптические и электронные свойства, я убедилась в том, что внедрять его в дисплеи будет намного дешевле. Кроме того, это позволит увеличить срок службы экрана и повысить его качество.

Работа состояла из двух этапов. Сначала нужно было изучить большой объем информации, ознакомиться с исследованиями, которые проводились до меня, чтобы понимать, что я могу предложить нового в этой сфере. А дальше собственные исследования проводила в лаборатории на базе МГУ имени М.В.Ломоносова. Я изучала кремний, рассматривала его свойства в оптическом электронном микроскопе.

Программа «Большие вызовы» была очень важна для меня. Я мечтала туда попасть и для этого серьезно работала над проектом, проходила непростой отбор в «Сириусе». С каждым новым этапом становилось и тяжелее, и радостнее от того, что все получается.

Как вообще проходит отбор? Осенью «Сириус» открывает прием заявок на программу. Ты описываешь свой проект и выбираешь направление из 13 предложенных. Дальше свою работу нужно защитить, я это делала в рамках МГК, но также ребята могли пройти отбор на платформе «Сириуса». На МГК я стала победителем, пройдя на следующий этап – тестирование. Он стал для меня самым сложным и волнительным. Ты получаешь 14 заданий и в качестве вспомогательных материалов можешь использовать только свой проект. По итогам тестирования я набрала даже больше баллов, чем нужно для прохождения. Задания были сложными и профильными, охватывали химию, физику и нанотехнологии. Затем было собеседование с экспертной комиссией. Тут уже было все просто, потому что тебя спрашивают о твоем проекте. Но раз ты работал над ним, то все про него знаешь!

Непосредственно на программе в нашем направлении было около 30 человек. Я выбрала проект, связанный и с нанотехнологиями, и немного с космосом, – «Разработка и создание научно-исследовательского комплекса для экспериментов в космосе в области нано в общероссийском формате». В нашей команде было шесть человек и три руководителя. Мы занимались проектом 24 дня, и это принесло невероятные эмоции, воспоминания и действительно ценный научный опыт. В рамках проекта мы работали на разных микроскопах и с плазменной установкой, воздействовали на образцы вольфрамом. Отдельно я хочу отметить, что было приятно трудиться в команде, преподаватели нас очень поддерживали. В итоге работа была результативной, при этом все происходило в дружеской, приятной атмосфере, где не было никакого напряжения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте