Если ученик в поисках самореализации хочет определиться с будущей профессией и попробовать себя в науке, ему стоит обратить внимание на Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ. Победа в нем обеспечивает в числе прочего и участие в смене «Большие вызовы» центра «Сириус».
На Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ школьникам предлагается придумать и подготовить проект по одному из двух треков, каждый из которых подразделен на направления. Ребята с 7‑го по 11‑й класс могут участвовать в соревновании как самостоятельно, так и в командах. Фантазии учеников есть где развернуться, важно только, чтобы работа была оригинальной.
Первый трек, городской, проводился в 2021‑2022 учебном году по социогуманитарным направлениям. Ребята рассматривали роль и эффективность контекстной рекламы в современном обществе, синдром упущенной выгоды как инструмент в маркетинге, разрабатывали браслет для людей с проблемами со здоровьем, аудиопутеводитель по архитектурным достопримечательностям на иностранном языке и производство здоровых перекусов. В финале жюри оценивало 140 проектов.
В рамках второго трека проходит региональный отбор на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус». Победители и призеры в этом направлении рекомендуются к участию в научно-образовательной смене в Сочи. Этим ребятам нужно не только защитить свою работу, но и выполнить задания экспертной комиссии, пройти индивидуальное собеседование. Лучшие из лучших отправляются в «Сириус», где весь июль проводят, работая над заданиями от ведущих российских компаний.
В этом году отбор на «Большие вызовы» проходили 154 московских школьника. Их работы охватывали такие темы, как повышение городской и межгородской мобильности при помощи левитационного транспорта, профилактика железодефицитной анемии у детей раннего возраста, таймер для тренировки памяти незрячих учащихся, сравнение эффективности использования различных сорбентов для сбора нефти и нефтепродуктов и др.
Ксения САТАРОВА
Комментарии
Леонид ДЕВЯТОВ, ученик школы №354 имени Д.М.Карбышева:
– Мой проект является дополнением к белой трости – приспособлению, с помощью которого ориентируются незрячие люди. Идея пришла ко мне на спектакле в театре, где была незрячая девушка. Я понял, что такому человеку может быть сложно существовать в современном мире, поскольку опасностей много, а мы большую часть информации воспринимаем через зрение. Я разобрался в этой теме, поговорил с незрячими людьми, связался со Всероссийским обществом слепых и пришел к идее своего проекта, который в итоге представил на конкурс.
Мое устройство подключается к смартфону и по факту работает как поводырь, навигатор. То есть человек идет с белой тростью по своему обычному маршруту, но, если ему нужно повернуть, трость вибрирует, направляя человека. Также у нее есть функция «общения» со светофорами. Эта идея пока что реализована не масштабно. По моей задумке, гаджет издает вибрационный сигнал, когда человек находится на светофоре. В Москве большинство из них оснащены специальной кнопкой, которую необходимо нажать, чтобы перейти дорогу. Изначально все эти кнопки должны были быть расположены на одинаковой высоте именно для удобства незрячих людей. Но проблема заключается в том, что такие нормы не везде соблюдаются. Поэтому я предложил следующее решение: незрячий человек подходит к светофору, нажимает кнопку на трости, и этот сигнал передается светофору. Таким образом, будет также понятно, что перехода ждет человек с ограниченными возможностями здоровья.
На подготовку проекта ушло достаточно много времени. Я работал в одиночку, но под руководством тренеров. Показывал свои разработки в Обществе незрячих, получил советы и отзывы и решил, что продолжу развивать эту идею в дальнейшем. Пока планирую изменить и добавить некоторые функции.
В «Сириус» я попал впервые, и мне очень понравилось. Раньше я часто ездил в лагеря для подготовки к различным соревнованиям технической направленности. «Большие вызовы» – это что-то подобное, но на целый месяц, с классными условиями и командой единомышленников со всей страны. Все это время мы готовили проект. Обычно я всегда занимаюсь механикой, делаю 3D-модели, печатаю корпусы, работаю руками, то есть не отвечаю за программную часть. Но в «Сириусе» так вышло, что я занимался обеими частями, что дало мне много новых знаний и навыков в области программирования. И этот опыт мотивировал меня в следующем году снова попробовать попасть на программу.
На «Больших вызовах» я работал над метеостанцией для компании «СИБУР». Нужно было разработать систему мониторинга воздуха на предприятиях. В итоге мы подготовили два экземпляра продукта, которые работали вместе, пересылали информацию на сервер и выводили эти данные в формате карты, на которой располагались станция и значения с нее. Мы также сделали Telegram-бот, который в ответ на запрос отправляет данные с датчиков.
У меня уже был опыт работы в команде, потому что до МГК я делал проект для WRO, робототехнической олимпиады. Работая не в одиночку, важно понять характер, психологию своих напарников, чтобы не было конфликтов. На «Больших вызовах» у меня это получилось, мы все нашли общий язык. Такая работа позволяет прокачать навыки общения с людьми, дает новые знакомства. И если мне в будущем понадобится какая-то помощь с проектами, я знаю, что смогу обратиться к кому-то из тех ребят, с кем работал сейчас.
Варвара КИРИЛЛОВА, ученица школы №2083:
– Мы все пользуемся такими гаджетами, как телевизор, смартфон, планшет, ноутбук, и в каждом из них есть дисплей. Они делаются на основе квантовых точек – это те пиксели, которые можно разглядеть, приблизившись к экрану. Эти квантовые точки в свою очередь сделаны на основе очень токсичного материала – селенида кадмия. Он непрактичен и служит не очень долго. Моей целью была разработка суспензии для дисплеев, квантовых точек, на основе кремния. Это второй по добываемости материал в мире, он дешевый. Изучив его оптические и электронные свойства, я убедилась в том, что внедрять его в дисплеи будет намного дешевле. Кроме того, это позволит увеличить срок службы экрана и повысить его качество.
Работа состояла из двух этапов. Сначала нужно было изучить большой объем информации, ознакомиться с исследованиями, которые проводились до меня, чтобы понимать, что я могу предложить нового в этой сфере. А дальше собственные исследования проводила в лаборатории на базе МГУ имени М.В.Ломоносова. Я изучала кремний, рассматривала его свойства в оптическом электронном микроскопе.
Программа «Большие вызовы» была очень важна для меня. Я мечтала туда попасть и для этого серьезно работала над проектом, проходила непростой отбор в «Сириусе». С каждым новым этапом становилось и тяжелее, и радостнее от того, что все получается.
Как вообще проходит отбор? Осенью «Сириус» открывает прием заявок на программу. Ты описываешь свой проект и выбираешь направление из 13 предложенных. Дальше свою работу нужно защитить, я это делала в рамках МГК, но также ребята могли пройти отбор на платформе «Сириуса». На МГК я стала победителем, пройдя на следующий этап – тестирование. Он стал для меня самым сложным и волнительным. Ты получаешь 14 заданий и в качестве вспомогательных материалов можешь использовать только свой проект. По итогам тестирования я набрала даже больше баллов, чем нужно для прохождения. Задания были сложными и профильными, охватывали химию, физику и нанотехнологии. Затем было собеседование с экспертной комиссией. Тут уже было все просто, потому что тебя спрашивают о твоем проекте. Но раз ты работал над ним, то все про него знаешь!
Непосредственно на программе в нашем направлении было около 30 человек. Я выбрала проект, связанный и с нанотехнологиями, и немного с космосом, – «Разработка и создание научно-исследовательского комплекса для экспериментов в космосе в области нано в общероссийском формате». В нашей команде было шесть человек и три руководителя. Мы занимались проектом 24 дня, и это принесло невероятные эмоции, воспоминания и действительно ценный научный опыт. В рамках проекта мы работали на разных микроскопах и с плазменной установкой, воздействовали на образцы вольфрамом. Отдельно я хочу отметить, что было приятно трудиться в команде, преподаватели нас очень поддерживали. В итоге работа была результативной, при этом все происходило в дружеской, приятной атмосфере, где не было никакого напряжения.
Комментарии