search
main
0

Синдром самозванца

Павел Николаевич Новиков стоял в кабинете завуча. Сначала он был несколько напуган: обычно вызов к начальству не предвещал ничего хорошего. Но в этот раз Лариса Дмитриевна была в хорошем расположении духа.

 

– Павел Николаевич! Позвольте выразить вам сердечную благодарность от лица всей нашей школы!

– Благодарность? За что? – робко спросил учитель.

– Мне только что позвонили из управления. Сказали, что мы успешно прошли внеплановую проверку. И еще добавили, что комиссия особенно оценила ваш открытый урок! Методисты из управления были в восторге!

– Спасибо, очень приятно это слышать. Буду и дальше стараться в том же духе.

– Я в этом не сомневаюсь. Что ж, не буду вас задерживать, скорее бегите на урок, звонок через минуту.

Новиков повернулся лицом к выходу и увидел на двери коричневую табличку, на которой аккуратным золотистым курсивом была написана цитата Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе». Выйдя из кабинета, он быстрым шагом направился в класс, размышляя о произошедшем. В голове его была одна-единственная мысль: «Как же мне повезло!»

Надо сказать, что Павел Николаевич был человеком не просто скромным, а даже слишком скромным. За те два с половиной года, которые он работал в школе, ему ни разу не приходило в голову, что его успехи на педагогическом поприще – это результат упорной работы. Как будто кто-то внушил ему, что его старания не стоят выеденного яйца, работает он недостаточно усердно и вообще учитель он так себе. А каждое свое достижение он связывал то ли с удачей, то ли еще бог знает с чем. И каждый раз Новикову было стыдно принимать похвалу, ему казалось, что он ее не заслуживает. Вот и в этот раз Павел Николаевич подумал так же, несмотря на то что к открытому уроку готовился несколько дней и даже репетировал его перед зерка­лом.

На следующий день первый урок был в 5‑м «А» классе. Дети отвечали наизусть стихотворение «Бородино». Декламация оставляла желать лучшего: юные чтецы почти не готовились к выразительному чтению. Многие ученики забывали текст уже на четвертой строфе, читали монотонно и без всякого выражения. Только одна Света Мамонтова читала стихотворение хорошо, даже отлично. Она правильно расставила все смысловые ударения, подобрала интонацию ко всем предложениям и делала паузы там, где это было необходимо. «Наконец-то!» – подумал Павел Николаевич и с радостью на лице поставил Свете «5» в электронный журнал.

– Так, кто у нас следующий по списку? Виталий Мягков, к доске! – произнес учитель.

– Можно я отвечу после урока? – замялся мальчик. – Я стесняюсь отвечать на публике.

– Виталик, одна из важнейших целей этого мероприятия – помочь вам, школьникам, побороть страх публичного выступления. Поверь мне, это очень пригодится тебе в жизни. Смелее, не бойся. Тут все свои.

Виталик нехотя поднялся со стула и пошел к доске быстрым шагом, как будто хотел, чтобы это все поскорее закончилось.

– Гм… Кхм… «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» – начал Мягков твердым и уверенным голосом. И так он читал до четвертой строфы включительно.

Но потом произошло что-то странное: он замялся, застеснялся, стал часто запинаться, а потом и вовсе забыл текст.

– Что случилось, Мягков? Так хорошо все начиналось, – обратился Павел Николаевич к ученику.

– Не знаю. Наверное, плохо подготовился, – робко ответил Виталик. – Можно я сяду на место?

– Конечно, садись. Жаль, конечно, но придется поставить тройку. Начал за здравие, а закончил… Ну что ж, всякое бывает.

Неуверенность в себе – страшная штука. Многим талантливым людям именно эта проблема помешала достичь больших высот. Вот и Виталик Мягков получил тройку из-за нее. После уроков Новиков еще долго размышлял над тем, как помочь ученику побороть неуверенность. Но все попытки, по его мнению, были заранее обречены на провал, потому что сам Павел Николаевич в этом плане немногим отличался от ученика. Ведь все свои успехи он связывал с везением, инициативу проявлять боялся, а когда ему хотели поручить ответственное задание, всеми способами пытался от него отказаться. Конечно, были и исключения вроде открытого урока перед комиссией из управления, но здесь ключевую роль играло его неумение отказывать людям, заставлявшее его браться за те дела, которые он на самом деле выполнять не хотел. Однако упорный труд, тщательная подготовка и природное трудолюбие Павла Николаевича шли ему на пользу, и результат его работы обычно был выше всяких похвал. Но только сам Новиков категорически отказывался признавать свой профессионализм, он всегда объяснял это тем, что удача вновь оказалась на его стороне.

Через несколько дней во время урока русского языка в 5‑м «А» классе в кабинет зашла завуч, чтобы объявить о конкурсе чтецов, который пройдет через неделю.

– Ребята, это отличная возможность раскрыть свой талант и проявить творческие способности, – сказала Лариса Дмитриевна, обратившись к классу. – Принять участие могут все желающие, а победители поедут на городской этап. Павел Николаевич, может быть, вы кого-нибудь порекомендуете? Хотя бы одного или двух ребят?

– Света Мамонтова! – не задумываясь, сказал учитель. – Она отлично читает стихи. А вместе с ней может пойти…

Новиков задумался. Он хотел назвать кандидатуру Мягкова, но решил, что его страх перед публикой может сыграть злую шутку, он может растеряться и забыть текст, как на уроке. Но в какой-то момент учитель решил, что мальчику все-таки стоит попробовать выступить.

– Виталик Мягков. У него определенно есть талант, – сказал Новиков.

Завуч поблагодарила Павла Николаевича, после чего вышла из кабинета, оставив Виталика в некотором замешательстве.

На перемене Павел Николаевич подошел к Мягкову и сказал, чтобы тот не переживал из-за конкурса, пообещал лично заняться его подготовкой, которая началась в тот же день. Конкурс был приурочен к Дню Победы, так что стихотворение нужно было выбрать соответствующее. Остановились на «Балладе о борьбе» В.С.Высоцкого. У Виталика была хорошая память, так что текст он выучил за час, а все остальное время они потратили на репетиции. Павел Николаевич рассказал, где нужно ставить логические ударения, как правильно делать паузы, какая интонация требуется в одних предложениях, а какая – в других. Каждый день в течение недели Мягков репетировал в кабинете Новикова после уроков, и наконец настал день конкурса.

Виталик должен был выступать седьмым по счету, а Мамонтовой достался пятый номер. Свое стихотворение она прочитала безупречно, и из-за этого волнение Мягкова только усилилось. Наконец настал его черед. Он вышел на авансцену, перед ним за столами сидели члены жюри. Они глядели на него так, будто заранее знали, что победа в конкурсе ему явно не светит. Сердце мальчика бешено колотилось, его ладони вспотели, ком, подступивший к горлу, не давал ему говорить первые несколько секунд. Члены жюри в недоумении начали переглядываться, как вдруг Мягков твердым, звучным и выразительным голосом произнес: «Владимир Семенович Высоцкий, «Баллада о борьбе». После этого строки стихотворения начали вылетать из его уст четко, выразительно, ритмично, как барабанный бой. На восьмой строфе он ощутил настоящий восторг от собственной декламации и к концу стихотворения уже был вне себя от счастья: он по-настоящему гордился собой!

Улыбающиеся члены жюри восторженно зааплодировали Мягкову и стали что-то записывать в свои блокноты. Виталик подбежал к учителю и радостно закричал: «Вы видели? Вы видели?» Радостный Новиков только похвалил своего подопечного, похлопав его по плечу. Наконец-то настал тот момент, когда Павел Николаевич был доволен своей работой. Теперь он не считал, что удача вновь ему помогла, он знал, что его старания и педагогический талант принесли свои плоды. Воодушевленные очередной маленькой победой, они вышли из актового зала, не дожидаясь результатов конкурса, и стали обсуждать прошедшее выступление. Проходя мимо кабинета Ларисы Дмитриевны, Новиков увидел открытую дверь и ту самую коричневую табличку, на которой золотистыми буквами было написано: «Учитель и ученик растут вместе».

Алексей ПАРФЕНИЙ, учитель школы №1279 «Эврика», призер в номинации «Мастер педагогического приема» конкурса «Старт в педагогику»-2023

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте