search
main
0

Синдром Данко. Учителя горят на работе

​Никто не будет спорить с тем, что учительский труд нелегок. Это и стрессы, и постоянное напряжение голосовых связок, и умение быть на виду 24 часа в сутки.

Тем не менее каждый год в школы по всей стране приходят новые учителя – выпускники педагогических институтов. Они прекрасно понимают, какой тяжелый труд ждет их на протяжении всей своей карьеры, но все равно входят в свой первый класс, глядя на учеников с трепетом и большой надеждой. Более того, если в Москве работа учителя хотя бы оплачивается достойно, в некоторых регионах на зарплату приходится выживать. В таком случае возникает вопрос, а зачем было столько учиться, зачем отдавать работе все свои физические и эмоциональные силы, если зарабатывать больше можно в любом другом месте, делая при этом на порядок меньше вещей. Очевидный и логичный вопрос, которым, конечно же, задаются наши коллеги из других регионов; задаются, а потом все равно идут преподавать, получается, что «вопреки всему», а не «потому что». Хотя одно банальное объяснение такого выбора все-таки есть: учитель – не профессия, а призвание. И многие люди действительно так считают, верят в это, живут, повторяя данную фразу, как мантру.Однако вряд ли на одном осознании собственной миссии можно проработать в таких условиях всю свою жизнь. Поэтому рано или поздно учителя начинают задумываться о правильности выбора своей профессии. Это происходит почти у всех, независимо от размера зарплаты, уровня жизни или даже нагрузки, эти факторы влияют скорее на сам ответ на вопрос: «Правильно ли я поступил, когда решил связать свою жизнь со школой?»Учитель априори человек любопытный, ищущий знания, новую информацию, поэтому, разобравшись в своих внутренних терзаниях, обязательно поинтересуется мнением своих коллег. Работники Профсоюза образования Москвы тоже страдают от профессионального любопытства, поэтому мы решили разработать целый опрос для учителей на данную тему. Впрочем, разумеется, мотивировало нас не только любопытство, но и желание помочь учителям, которые разочаровались в своей работе, опустили руки и хотят покинуть школу в поисках новой специальности. Кто-то усомнится: может ли профсоюз помочь в такой ситуации – а мы действительно можем. Например, организовав семинары по предотвращению профессионального выгорания. По сути, желание сменить специальность является крайней степенью выгорания, когда человеку в условиях затяжного экономического кризиса становится не страшно вновь оказаться на «бирже труда». Впрочем, наш профсоюз может работать и с различными причинами, из-за которых люди разочаровываются в выборе своей профессии. В рамках социального партнерства Московская городская организация Профсоюза образования регулярно взаимодействует с Департаментом образования города с целью улучшения условий работы учителей. Поэтому полученные в опросе данные важны не только, чтобы утолить собственное любопытство, но и чтобы наметить векторы деятельности нашей организации.Сам опрос «Правильную ли профессию я выбрал?» был размещен на сайте нашего профсоюза и в социальных сетях, а количество респондентов превысило 470 человек. Подавляющее большинство участников опроса – работники столичной системы образования (93,5 процента). Стоит отметить, что мы были приятно удивлены тем, что среди участников опроса оказалось много молодых учителей со стажем работы до 5 лет (29,9 процента и их опытных коллег, чей стаж превышает 16 лет (35,8 процента). Это показало не только актуальность самой проблемы оценки выбора профессии, но и ее важность для всех учителей независимо от их стажа. Впрочем, если вы дочитали статью до этого момента, то, наверное, хотите узнать статистику ответов на другой вопрос: «Вы счастливы оттого, что выбрали профессию учителя?» Положительно на этот вопрос ответили лишь 65,5 процента учителей. Да, большинство, но другие 34,5 процента ответили иначе, а это значит, что каждый третий учитель не может с абсолютной уверенностью сказать, что выбрал правильную профессию. Даже сейчас эта цифра выглядит красноречиво, однако у нас есть еще один аргумент, который заставит вас задуматься. Во многих странах подобные опросы уже проводились, поэтому давайте сравним наши «65,5» со статистикой ответов на тот же вопрос среди наших зарубежных коллег. Например, в Японии 88,3 процента учителей счастливы от своего профессионального выбора, в Китае цифра немного скромнее – 77,2 процента, абсолютным рекордсменом по «счастью» на этом фоне выглядят учителя Великобритании – 92,3 процента. Конечно, можно сказать, что русская душа склонна к самокопанию, однако настоящие причины мы с вами обнаружим в ответах на следующие вопросы.Вот, например, вопрос: «Испытываете ли вы хроническую усталость?» Ответили «да» 31,2 процента респондентов. Не кажется ли вам, что эта цифра коррелирует с той третью учителей, которые не смогли положительно ответить на предыдущий вопрос про счастье выбора профессии? Учителя иногда шутят, что на них можно повесить табличку «24», как на круглосуточный магазин. Семь-восемь уроков в школе, проверка домашних работ, подготовка к новым занятиям, методическая работа, повышение собственной квалификации – с такой нагрузкой в сутках может оказаться и больше двадцати четырех часов. Отметим, что помимо тех, кто честно признался, что испытывает хроническую усталость, были и те, кто ответили, что испытывают хроническую усталость периодически, – 52,1 процента. Это еще одна нерадостная цифра.Пользуясь случаем, мы не могли не задать нашим учителям еще один вопрос, который напрямую не связан с правильностью выбора профессии. Мы часто слышим, что авторитет профессии «учитель» постоянно падает. Лично я узнал об этой тенденции, когда был первоклассником. Прошло много лет, я окончил школу, университет, работаю и живу уже взрослой жизнью, а история с «падением» так и не закончилась. Поэтому каждый раз, когда слышу, что престижность профессии «учитель» все еще падает, у меня появляется вопрос: а есть ли вообще дно, или престижность учительской профессии падает в бездну? Тем не менее почти 65 процентов наших коллег посчитали, что авторитет педагога стремится вниз. Впрочем, учителя из других стран настроены даже более пессимистично: в Японии ощущают падение авторитета 88,8 процента педагогов, в Китае – 70,2 процента, в Великобритании и вовсе 96,5 процента. Заключительный вопрос, на который хотелось бы обратить внимание: «Хотели бы вы сменить профессию?» Ранее мы говорили, что ответ на него показывает количество жертв профессионального выгорания. Однако хочется начать с чего-то приятного. Например, что большинство наших учителей (почти 58 процентов) нашли свое место в жизни и не собираются уходить из профессии. И лишь 11 процентов заявили о том, что желают выбрать другой трудовой путь. Остальные опрошенные честно признались, что не могут однозначно ответить на заданный вопрос. И хотя 11 процентов не так уж и много, если мы попытаемся сделать из этих данных скандальный журналистский заголовок, у нас это легко получится: «Каждый десятый учитель Москвы хочет сменить профессию». Хотя, опять же, все познается в сравнении, например, в Японии сменить работу хотят почти 30 процентов учителей, в Китае 24 процента, а в Великобритании более 55 процентов! Согласитесь, на фоне этих цифр наши 11 процентов жертв профессионального выгорания уже не выглядят такой масштабной проблемой.Конечно же, плохая статистика у наших зарубежных коллег не дает права занять позицию «Пока у кого-то хуже, можно ничего не делать», поэтому в ближайшее время данные опроса будут переданы в Департамент образования Москвы, а наш профсоюз обратит особое внимание на мероприятия по предотвращению профессионального выгорания.Сергей ВЬЮНКОВ,главный специалист информационного отдела МГО профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте