Цель: Показать учащимся значение символов Российского государства как атрибутов государственной власти и суверенитета.
Задачи: Объяснить назначение государственных символов; раскрыть смысл герба, гимна и флага Российской Федерации.
Материалы к уроку: Изображения государственных флагов Франции, России, Нидерландов.
Изображения гербов России, Германии, США. Запись гимна РФ (муз. Александрова), цветные значки для команд.
Самодельные значки «Знатоку геральдики» для награждения победившей команды.
Урок строится в форме игры. Это требует предварительной подготовки учащихся. Организовываются три группы «арбитров», в них включаются наиболее подготовленные ребята. «Арбитры» с помощью учителя находят материал об истории государственных символов Российской Федерации – гербе, флаге и гимне, приносят аудиозапись гимна РФ. Остальные ученики делятся на команды (назвать их можно по цветам – синий, зеленый, красный). Их задача – также собрать материал о государственной символике России и изготовить цветные значки – бирки для своей команды.
Игра «Символы России»
Первый этап
Учитель объясняет значение слова «геральдика» – все ученики записывают это определение в тетрадь (геральдика – это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся составлением, истолкованием и изучением гербов).
Учитель вызывает по одному участнику от команды. Предлагается определить, какой из трех гербов, изображающих орла, является российским (могут быть использованы гербы США, Германии, Албании). При выборе правильного ответа представитель команды может советоваться со своими товарищами. Правильный ответ приносит команде по 10 очков. Другие вопросы, задаваемые представителям команд:
Когда двуглавый орел стал использоваться в государственной символике России?
Что держал в своих лапах двуглавый орел до 1917 г.?
Почему в современной России, являющейся республикой, элементами государственного герба являются императорская корона, жезл и скипетр?
«Арбитры» из первой группы зачитывают историческую справку о гербе России.
Второй этап
Учитель объясняет значение слова «флаг». Все ученики записывают это определение в тетрадь (флаг – это отличительный знак государства, который представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой).
Учитель вызывает по одному участнику от команды. Они должны определить, какой из предложенных флагов российский. (Можно использовать флаги Франции, Нидерландов и России, которые имеют одинаковые цвета, но разное расположение полос). Правильный ответ приносит команде по 10 очков. Другие вопросы, приносящие по 10 очков команде:
Под каким стягом сражался Дмитрий Донской в Куликовской битве?
Какой флаг был водружен над Рейхстагом в 1945 году?
Под каким стягом Иван IV Грозный завоевал Казанское ханство?
«Арбитры» из второй группы зачитывают историческую справку о трех цветах российского флага:
«Флаг (знамя) в древности играл роль символа защиты воинов, шедших в сражение (например, орел римских легионов – знак покровительства Зевса-Юпитера). Его изображение на ткани появилось у римлян уже в первые века нашей эры.
С принятием христианства… его величайшая святыня – Крест Господень – также появилась на знаменах… На знаменах – стягах Киевской Руси – после принятия христианства появились лики Иисуса Христа, изображения Богоматери. Фактически это иконы, нанесенные на ткань. Дмитрий Донской в 1380 г. накануне Куликовской битвы молился изображению Спаса на великокняжеском стяге. Русь удерживала знамя-икону вплоть до конца ХVII в.
Лишь в 1667 г. появился военно-морской флаг царя Алексея Михайловича, изготовленный для корабля «Орел», – синий крест, делящий поле на четыре красных и белых четверти, созданный по образцу стрелецких полковых знамен и западноевропейских военно-морских флагов.
В 1699 г. Петр I создает военно-морской флаг, состоящий из трех равных по ширине горизонтальных полос. Собственноручно Петр пишет на чертеже обозначение цветов: «белое, синее, красное».
Почему же именно такое расположение полос и что значат эти цвета? Горизонтальное расположение полос явно заимствовано у голландцев, но цвета флага никакого отношения к ним не имеют, это устойчивая легенда, не более того; в голландском флаге присутствует не красный, а оранжевый цвет – родовой цвет принцев Оранских, потомков Вильгельма Оранского, первого штатгальтера независимых Нидерландов.
Что означают эти цвета? Ответ кроется в дате учреждения флага. В «Письмах и бумагах Петра Великого» указано, что флаг был нарисован после 8 октября. А 1 октября Православная церковь отмечает один из важнейших праздников – Покров Божией Матери.
Цвета флага соответствуют установившейся к концу ХVII в. традиции изображения цветов одежды Богородицы: темно-вишневый омофор превращается постепенно в красный, а с ХVIII в. этот цвет уже доминирует. Синий – это цвет платья, белый – это плат запоясный. Матерь Божия оберегает, по мысли Петра Великого, флот российский, одновременно и царя московского и его царство.
После появления в 1700-1701 гг. Андреевского флага Петр делает бело-сине-красный флаг коммерческим, роль же государственного знамени играет царский, а позднее – императорский штандарт. В 1858 г. появляется государственный бело-желто-черный флаг, а бело-сине-красный объявлен гражданским. В 1883 г. Александр III в ответ на запрос о цветах государственного флага для декорирования Москвы ко дню его коронации указывает, что цвета эти – белый, синий и красный. Так бело-сине-красный флаг становится государственным флагом Российской империи и остается таковым до конца 1917 г.
В 1990-1991 гг. этот флаг снова появился на улицах российских городов».
Третий этап
Учитель объясняет значение слова «гимн» – ученики записывают это определение в тетрадь (гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного единства).
Учитель вызывает по одному представителю от каждой команды. Игроки должны определить, какая из трех мелодий является современным гимном нашей страны (можно использовать гимн Глинки, советский и современный гимн). За правильный выбор ответа – 10 баллов команде.
Другие вопросы представителя команд:
Назвать первые строки современного российского гимна.
Какая революционная песня стала гимном Французской Республики?
Назовите авторов текста и музыки современного российского гимна.
«Арбитры» дают историческую справку о гимне.
В заключение урока подводятся итоги игры. Команда, набравшая больше всего баллов, награждается значками «Знатоку геральдики», и ее представители получают более высокие оценки.
Домашнее задание
Ответить на вопросы:
Почему с древних времен люди стремятся иметь различные символы?
Почему символ фашистского государства Германии и нацистской партии – свастика – вызывает отвращение у всех нормальных людей?
А.ПАНУС, учитель граждановедения, Тверь
Комментарии