В большинстве стран мира государственные флаги появились относительно поздно – в ХVIII и ХIХ вв. Кроме того, бывают торговые, партийные, ведомственные, флаги международных организаций – Красного Креста, Олимпийского комитета, «Знамя мира» великого русского просветителя Николая Рериха и др. Государственный флаг, как и герб, – символ достоинства нации. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести.
Различные стяги и знамена появились в глубокой древности. В битвах они указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов. Археологи, раскапывая курганы восточно-славянских племен середины Х века, нашли арабские монеты с изображением стягов. Цвет первых дохристианских стягов славян был, видимо, красным, т.к. этот цвет самый распространенный. Наиболее знаменитый и яркий, красный цвет повышал воинственность, побуждал к битве. Строй «червленых» (красных) русских щитов на поле брани современники сравнивали с зарей.
В 988 г. Русь приняла христианство. На багряном стяге огромных размеров теперь помещали лик Спасителя – Иисуса Христа – или другую христианскую символику. Перед боем воины на коленях молились о победе и спасении у освященного, как икона, стяга. Вкопанный древком в землю во время битвы, он указывал на ставку князя и центр боевого порядка. Упавший стяг означал поражение. Поэтому в сече на Куликовом поле в 1380 г. вокруг него разгорелась жестокая схватка. Один из древних символов Русского государства – красное знамя «Всемилостивейшего Спаса», бывшее с русским войском при штурме Казани в 1552 г., – хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
«Государевы большие знамена» ХVI-ХVII вв. площадью около 12 кв. м. Были алыми, белыми, лазоревыми или зелеными. Полковые знамена стрельцов соответствовали цвету их кафтанов – вишневые, брусничные, лимонные, светло-зеленые, фиолетовые. На этих полотнищах, обшитых широкой каймой, изображался прямой крест. Основными регальными цветами (цветами власти) великих князей московских и царей были красный, золотой и белый. В богатых золотых одеждах, в золотой шапке Мономаха и с золотым крестом на груди, под красным балдахином шествовали цари во время крестных ходов в центральный собор Русской земли – Успенский в Московском Кремле. Рынды (личная стража царей) были одеты в белые кафтаны, белые сапоги и держали на плечах парадные серебряные топорики. На белых или алых «гербовых» знаменах в ХVII в. изображался золотой (реже черный) двуглавый орел – герб царства. Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. Красный соотносился с храбростью, удалью, считался идеалом красивого (одним из значений этого слова было «красивый», «прекрасный»); в народной поэзии традиционно использовались выражения «красна девица», «красно солнышко». Русские крестьяне и казаки одевались в синие кафтаны и рубахи, подпоясывались красными кушаками. Свадебные наряды русских девушек были красными и белыми.
Во время походов на Азов в 1695-м и 1696 гг. и в первые годы тяжкой Северной войны 1700-1721 гг. Петр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. Расположение полос отражало древнерусское понимание строения мира: внизу – мир физический, красный; выше – небесный, голубой; еще выше – мир божественный, белый. Однако нельзя отрицать, что на внешний вид этого флага повлияли цвета знамени сильнейшей морской державы того времени – Нидерландов. В 1705 г., когда Петр I дал своему любимому детищу, военно-морскому флоту, Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле), флаг бело-сине-красный был передан торговым судам. При Петре I к регальным династическим цветам добавился черный. Государь заменил багряный (в византийских традициях) цвет знамени на золотой – как у императоров «Священной Римской империи германской нации» – и приказал выписывать на нем черного двуглавого орла. Такой – только небольшой по размеру – флаг стал именоваться ИМПЕРАТОРСКИМ ШТАНДАРТОМ. Вплоть до 1917 г. его поднимали везде, где появлялся монарх. Офицеры русской армии при Петре I продолжали носить частицу прежнего боевого флага – бело-сине-красные шарфы.
После смерти царя-преобразователя усилилось значение золотого и черного цветов в русской армии. Петр III вводит черные шляпные банты с желтыми полосками по краям, а Екатерина II придает ордену Святого Георгия, которым награждались воины исключительно за боевые подвиги, черно-оранжевую ленту, символизирующую «порох и огонь». В 1819 г. появляется первый батальонный черно-желто-белый флажок. Вместе с тем при открытии новых земель в начале ХIХ в. русские моряки поднимали бело-сине-красный и Андреевский флаги.
Расцветка русского бело-сине-красного флага стала образцом для угнетенных славянских народов Австро-Венгрии и Османской империи: сербов, хорватов, словенцев, словаков и чехов. Все они, даже самый «маленький» народ сербы-лужичане, проживавшие в Германии, – выбирали своими национальными цветами цвета флага великого славянского государства – России. Только болгары синюю полосу на своем знамени заменили зеленой. Недолго, с 1858-го по 1883 г., государственным флагом Российской империи был черно-желто-белый. «Коммерческие» бело-сине-красные цвета признаны государственными с 1883 г. Неофициально в ранг национального перешел и Андреевский военно-морской флаг.
С 1742 г. российский император имел также уникальное государственное знамя. На его желтом шелке черный двуглавый орел изображен в окружении гербов различных земель и областей империи.
В августе 1914 г. в верхнем углу бело-сине-красного флага появляется императорский штандарт. Это было последней реформой государственного символа старой России. В начале разгоравшейся в стране после Октябрьской революции гражданской войны, 8 апреля 1918 г., флагом России становится красное полотнище с буквами «РСФСР» в верхнем углу у древка. Позже буквы были заменены эмблемой союза рабочих и крестьян – золотыми серпом и молотом. 9 января 1954 г. вдоль древка флага РСФСР было решено поместить синюю полосу. 21 августа 1991 г. Верховный Совет России постановил считать «исторический флаг – полотнище из равновеликих горизонтальных – белой, лазоревой и алой – полос официальным национальным флагом Российской Федерации».
История Государственного
герба России
В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху средневековья. В конце ХV в. первый государь объединенной Руси Иван III «строит» (т.е. создает) общегосударственную печать. Грамота 1497 г. донесла до нашего времени ее красновосковой оттиск. На нее в свое время обратили внимание русские историки Василий Никитич Татищев и Николай Михайлович Карамзин. «В истории государства Российского» Карамзин отметил, что символика российского державного герба ведет начало от этой печати. На ней впервые соединяются и остаются неразрывными в течение нескольких последующих столетий изображения всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Однако, если в ХV в. на печати Ивана III обе эмблемы выступают как равнозначные, занимая каждая свою сторону, то уже в ХVI в. двуглавый орел завоевывает господствующее положение, а в ХVII в. он становится главной эмблемой российского государственного герба.
С ХVIII в. в исторической литературе существует следующая версия происхождения герба: великий князь московский Иван III, женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина ХI Палеолога, заимствовал герб некогда славной Византийской империи – двуглавого орла, соединив его с московским – всадником. Последующим поколениям историков и литераторов эта версия пришлась по душе, и авторы переносят ее из книги в книгу вплоть до настоящего времени. Однако некоторые отечественные исследователи скептически смотрели на «подарок из Византии». Например, известный во всем мире знаток византийских и русских печатей, историк Николай Петрович Лихачев считал, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела. Существовали только личные печати византийских императоров, и двуглавого орла на нем не было.
Откуда же «залетел» он в Россию? Двуглавый орел был хорошо известен народам древних цивилизаций – шумерам, хеттам. На рельефах, обнаруженных в Малой Азии, он изображен вместе с богами Хеттского царства. В ту эпоху двуглавый орел украшал ткани, печати, использовался в росписях стен. Как элемент культурного наследия, перешедшего к туркам-сельджукам от древних народов Передней Азии, двухголовая птица стала известна исламскому миру средневековья. Именно как с декоративной фигурой познакомились с ней европейцы во время крестовых походов. Постепенно двуглавый орел из мифологического существа и элемента декора превратился в политическую эмблему – в знак власти.
Начиная с ХIII в. его изображение можно увидеть на монетах и печатях правителей различных западноевропейских государств. С распространением в средневековой Европе гербов, возникших здесь в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров, двуглавый орел становится гербовой фигурой. Кое-где он приходит на смену одноглавому, так называемому римскому орлу, изображение которого было распространено в Древнем Риме; иногда обе эмблемы сосуществуют. Из Западной Европы двуглавый орел как эмблема высшей светской власти перешел к южным славянам. С ХIV в. болгарские цари и сербские правители помещали его на своих монетах и печатях.
Западноевропейские исследователи считают, что Византия, которая до крестоносцев не знала гербов, использовала двуглавого орла только как украшение, элемент орнамента. Доказательством этого служит отсутствие его изображения как официального знака на монетах и императорских печатях, надгробиях, щитах или одежде императорской охраны и т.д. Возможно, двуглавый орел был известен морейским деспотам (высшим византийским вельможам), один из которых был отцом Софьи Палеолог. Но являлся ли двуглавый орел гербом знатного византийского рода? Вряд ли, ибо прямой наследник византийских императоров, брат Софьи Андрей, продававший наследственные права на византийский престол нескольким государям и высокопоставленным лицам Европы, раздававший титулы и звания, нигде не упоминает о гербе, который как знак власти должен передаваться в первую очередь. Если допустить, что женитьба на греческой принцессе (1472 г.) действительно «принесла» Ивану III двуглавого орла, то весьма трудно понять, зачем ему понадобилось ждать четверть века (до 1497 г.), чтобы придать эмблеме государственный статус, заменив старую, еще отцовскую печать со львом, терзающим змею, на новую.
Двуглавый орел потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие ХV в. не случайно. К тому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы – императоров Священной Римской империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом – королевская, с двуглавым – императорская. Активный обмен посольствами, вручение грамот с печатями, на которых изображался знак императорской власти, убедили главу Московского государства в том, что именно двуглавый орел указывает на высокое положение западных императоров. К концу ХV в. Иван III, желая укрепить политический престиж молодого Московского государства и свой лично, предпринял ряд мер: выпустил золотую монету в подражание известнейшим в европейском денежном обращении венгерским дукатам, изменил придворный церемониал на европейский манер, провел несколько дипломатических акций, возвеличивающих его особу, венчал на великое княжение внука Дмитрия, тем самым подчеркивая свое право на титул кесаря (императора). Эти действия великого князя должны были продемонстрировать Европе его политическую силу и самостоятельность. Кроме того, русские книжники начали обдумывать, как доказать знатное происхождение династии московских государей – от римского императора Августа, – что ставило бы их в один ряд с другими европейскими монархами. Как символ знатного происхождения великого князя Ивана III на печати его государства утвердился двуглавый орел.
Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона, или «ездец», как его тогда называли. Близость всадника к образу популярного на Руси Святого Георгия – «змееборца» (Георгия Победоносца) побудила потомков начиная с ХVIII в. соединить эти образы в единое целое, хотя в ХVI-ХVII вв. в многочисленных документах встречается толкование изображения всадника как великого князя, царя, государя. В ХIV-ХV вв. образ этого святого воина, культ которого пришел из Византии в Древнюю Русь еще в Х в., был хорошо известен в Северо-Восточной Руси, колыбели единого русского государства. В литературе и искусстве он предстает в образе Георгия-«змееборца», в народном творчестве – как храбрый Егорий – воин, защитник от сил зла. Популярность культа святого Георгия как заступника и защитника объясняет, почему именно его московские князья изображали в качестве покровителя, а также для поддержания собственного авторитета. Они не только переносили на себя деяния святого воина, но и изображались, как и он, на коне и с копьем.
Все последующие русские государи использовали эти две эмблемы для своих печатей. Вошли они и в государственный герб. По мере укрепления царской власти к двуглавому орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты. В ХVII в. орел уже держал скипетр и державу – регалии королевской, императорской власти. Видоизменялся государственный герб России и при Петре I. После поднесения Петру в 1721 г. титула императора появляются новые символы власти – императорские, а также устанавливаются государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне. Изменения вводились и при Александре II, и при Александре III.
В 1917 г. вместе со старым миром уничтожились и зримые его образы, символы, а таким символом наряду с дворянскими гербами являлся герб Российской империи. Однако в течение многих месяцев после отречения от престола Николая II двуглавый орел, лишенный царственных атрибутов и без изображения святого Георгия, украшал печать Временного правительства (ее изображение принадлежит известному художнику Ивану Билибину).
Герб РСФСР – первый советский герб – был составлен в соответствии с геральдическими правилами, но содержал в себе абсолютно новые, отличные от прежних эмблемы. Его существование было законодательно закреплено Основным Законом РСФСР, в котором содержался раздел «О гербе и флаге», принятым на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. Указом Президента России 30 ноября 1993 г. введен новый государственный герб – двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи.
Информация, которую необходимо знать при подготовке к конкурсу «Символы нашей школы», посвященного 60-летию СОШ №12.
Основа герба – щит. Треугольный – норманнский. Овальный – итальянский. Квадратный с округлением внизу – испанский. Четырехугольный с заострением внизу – французский. Фигурный, вырезной формы – немецкий. С удлинением верхнего края и небольшим выступом – английский. Применялось ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Золото означает богатство, силу, верность, чистоту, постоянство. Серебро – невинность, белизну, девственность. Голубой цвет – величие, красоту, ясность. Красный – храбрость, мужество, неустрашимость. Зеленый – надежду, изобилие, свободу. Черный – скромность, образованность, печаль.
Лев – символ силы, мужества и великодушия. Кошка – символ независимости. Волк – злости, жадности. Собака – верности и преданности. Бабочка – символ ветрености, непостоянства. Помещение ее в гербе означало, что владелец герба победил врага с такими качествами.
Дуб – символ крепости и силы. Оливковое дерево – символ мира. Пальма – символ долговечности. Не чужды гербам цветы, травы, колосья. Из цветов чаще всего встречаются розы, лилии, трилистник, вереск.
Анкета для учащихся 7-8-х классов
1. Назови символы нашего государства. Где и когда они применяются?
2. Назови важнейшие даты (события) в истории нашего государства.
3. Какие личности, по-твоему, можно назвать гордостью России?
4. В году много разных праздников – светских и церковных. Какие из них ты считаешь самыми важными?
5. Как ты относишься к стране, в которой живешь? Что на благо Родины стремишься сделать?
Выдержки из ответов учащихся
7-х классов на вопросы анкеты
«Я горжусь своей страной. Я хорошо учусь».
Дима Дедов
«К своей Родине я отношусь с уважением. Во благо ее я учусь».
Анна Мальцева
«Хочу быть военным, как папа, чтобы защищать Родину».
Женя Булхов
«Я стремлюсь помочь людям, главные люди страны – это ветераны. Надо сделать так, чтобы их не забывали и всегда помнили о них».
Лена Шаповал
«Я люблю свою Родину, какая бы она ни была. Я ее люблю за красоту, за хороших людей, которые живут в ней и не унывают несмотря ни на что. На благо Родины я стремлюсь вместе со своим классом улучшить нашу школу».
Артур Дорцвейлер
«Я люблю свою Родину за то, что она очень благородная, красивая и большая. Я хочу, когда вырасту, стать милиционером, служить Родине. Защищать Отечество от воров и бандитов».
Илья Воробьев
Лидия ДОЛГУШИНА, учитель граждановедения, Петропавловск-Камчатский
Комментарии