Елену КОЗЛОВУ легко представить преподавательницей вуза: настолько она серьезна и основательна. Она считает, что математика – наука всех наук и что развить математические способности в разной степени можно у всех детей. Эти принципы Елена Геннадьевна применяет на уроках в начальной школе. Ее четвероклашек от других отличают не только отличное знание объемных тел и призовые места на олимпиадах. Они умеют уважать других и твердо знают, что они – личности. Их первая учительница внушала им это с первого класса. В ее классе можно спорить, что маленькие вундеркинды и делают с удовольствием. Иногда «либерализм» Козловой даже вызывает непонимание у ее коллег. К счастью, тех, кто оценил педагогическое мастерство Елены Геннадьевны, оказалось гораздо больше: сначала ее признали учителем года-2003 в родном Мурманске, затем лучшим педагогом Мурманской области за 2004 год. Так Елена стала финалистом общероссийского конкурса «Учитель года-2004».
Елена Козлова – учитель-традиционалист. Не в ругательном смысле: дескать, ретроград, а в том плане, как это понимала еще дореволюционная школа: педантичный в преподавании, воспитывающий учеников на гуманистических ценностях.
Свое призвание педагога поняла еще в первом классе. Свои первые уроки Лена давала дома, старательно пересказывая услышанное в школе родителям. Так что хотя официальный педагогический стаж Елены Геннадьевны – 8 лет, реальный – гораздо больше.
Она поступила в педагогическое училище в родном Мурманске, которое закончила с красным дипломом. Но поскольку Козлова – типичная отличница (хотя она может и не согласиться – а как же физика, которая давалась в школе с трудом?) и ею всю жизнь движет жажда самосовершенствования, то она поступила в Мурманский государственный пединститут (ныне университет), а после его окончания – в аспирантуру по специальности, «Общая педагогика».
Пример Елены Козловой лишний раз подтверждает, что хорошие учителя получаются из хороших учеников. Ее математическая одержимость – родом из детства, ведь она закончила среднюю математическую школу № 46, в которую и пришла затем преподавать. И хотя сейчас ее альма-матер именуется гимназией № 4, она сохраняет свою направленность на точные науки.
Елену Геннадьевну не смущает, что она говорит о сложных абстрактных понятиях с малышами. Напротив, учитель подводит психологическую базу под свою методику: в конце первой четверти психологи провели у ее первоклашек обследование, которое показало, что приблизительно у 40% учащихся есть природные задатки к изучению математики. Примерно 20% из них имеют повышенную склонность к изучению математики. Как же быть с остальными? Козлова считает, что трудности в изучении математики у 30% детей связаны с низким уровнем развития основных мыслительных операций. А мышление как раз лучше всего развивают точные науки! К тому же математические способности относятся к числу ранних.
– Обучение в начальной школе должно опираться на возрастные и индивидуальные особенности ребенка, – пояснила Елена Геннадьевна. – А поскольку у него в этот период лучше всего развито образное мышление, то и объяснять ему нужно через образы, применяя наглядные пособия.
При этом она против примитивно понимаемой наглядности – рисованных «зайчиков-корабликов», которые часто используют ее коллеги.
– Я склонна к графической наглядности. Например, показываю пространственную модель оси симметрии, на которой наглядно видно положение оси в пространстве и расположение точек на ней. Ребята могут забыть словесное описание правила, но образ они запомнят.
Развитие пространственного мышления – вообще большой блок в работе Елены Козловой. Здесь она затрагивает уже область геометрии, изучение которой пока не входит в программу начальных классов. Но, поскольку одни математические понятия дополняют другие, Елена Геннадьевна проводит в своем классе факультатив «Наглядная геометрия». Чем, между прочим, существенно облегчает задачу другим педагогам-математикам в старших классах, а своим ученикам – усвоение материала в будущем.
Чтобы поощрить творческое отношение к изучаемому материалу, Козлова приводит примеры из жизни. В частности, свидетельствующие о красоте симметрии-асимметрии в архитектурных сооружениях. Так, Елена Геннадьевна показывает фотографию старинных ворот в японском городе Никко, где в изумительно красивом рисунке некоторые мелкие детали изображены вверх ногами, в остальном же рисунок полностью симметричен. Объяснение этому находится в легенде. Она гласит, что все симметричное божественно, а ошибка в рисунке была сделана специально, чтобы не вызвать зависти и гнева богов, которые могли бы заподозрить человека в совершенстве. Японцы вообще считают, что для того, чтобы оценить красоту симметрии, нужно увидеть асимметрию, и тогда ты осознаешь мощь и человеческого разума, и божественной красоты.
В общем, я не удивлюсь, если из учеников Козловой вырастут не только математики, но и философы с художниками… Но именно математику Елена Геннадьевна считает универсальной наукой, принципы которой применимы абсолютно во всех областях знания. Козлова любит цитировать Николая Гумилева, писавшего, что «все оттенки смысла умное число передает».
– Возьмем, к примеру, русский язык, – развивает свою мысль учитель. – Это один из самых сложных языков мира, и развитое мышление при его изучении просто необходимо. Те же правила невозможно усвоить, если ты их не проанализируешь, не подведешь частное под общее и наоборот. Здесь тоже работают математические законы, алгоритмы. Например, в написании безударного падежного окончания. Ты действуешь пошагово, как в математике, только теперь решая орфографическую задачу: сначала анализируешь, с какой частью речи будешь работать, потом определяешь, в какой части слова находится орфограмма, потом думаешь, какое правило здесь будет работать. Да и литературное произведение ребенок не сможет понять, если не владеет анализом, синтезом, обобщением. По-моему, это очевидно!
И глядя на мое недоверие гуманитария приводит веское доказательство:
– У меня в классе есть мальчик с математическими способностями, который не очень любит русский язык, и правописание ему не так легко дается. Тем не менее он занимает высокие места в олимпиадах по русскому языку, поскольку при выполнении заданий задействует логику.
Но, слава Богу, на уроках Елены Геннадьевны находится место не только чистому и холодному разуму. Наша героиня не прочь пошутить, когда это к месту. Скажем, детей веселит, когда они узнают, что слово «капуста» произошло от латинского «капут» – голова. Зато в дальнейшем они пишут это слово безошибочно. Кроме того, через интерес и удивление учитель повышает мотивацию детей к учебе.
Использует Елена Геннадьевна на уроках (особенно в первом классе) и игровой подход, обосновывая его психологическими особенностями детей этого возраста. Однако и в играх она остается верна себе – это игры дидактические, интеллектуальной направленности. Вроде «Наборщика», в котором дети из букв заданного учителем слова должны составить как можно больше других слов.
Самое удивительное – как Козлова сочетает свой в хорошем смысле педантичный подход к обучению с демократичной концепцией воспитания. Она всячески подчеркивает, что каждый ученик – личность и имеет право на свое мнение и свободу поведения. Правда, всегда подчеркивает при этом, что свобода одного заканчивается там, где она мешает интересам другого. С буйными шалунами она справляется мягко – положив руку на плечо и посмотрев в глаза. В начальной школе это помогает – поэтому, в силу большей доверительности отношений, Елена Геннадьевна и пошла в начальную школу. А вот спорить по делу и аргументированно позволяет всегда.
Иногда учителю приходится нелегко. Например, при обсуждении рассказа Пантелеева «Честное слово». Современным детям оказался непонятен поступок главного героя рассказа: подумаешь, он дал честное слово стоять на посту, но ведь уже темно и его ждут родители! Ребята доказывали педагогу, что мальчик должен был уйти. Кто-то даже привел пример: у него одолжили санки, дали слово вернуть и не отдали.
– Пришлось мне внести коррективы в свою позицию, – признается Елена Геннадьевна. – Мы вышли на непростой разговор о том, что сейчас нужно быть осторожным, знать, кому ты даешь вещь, и, к сожалению, доверять можно не всем.
Хотя сугубо прагматичными Елена Геннадьевна своих учеников не считает.
– Они доверчивые, открытые, и я не перестаю у них этому учиться, – улыбается Лена. – Так, у одной моей ученицы, Ани, мама устроилась работать в центр реабилитации детей-инвалидов. Аня стала помогать маме, а потом поделилась своим удивлением с классом: «Я не понимаю, почему их называют людьми с ограниченными возможностями? Они такие же, как мы!».
Такие вот личности вырастают у Елены Козловой. В серьезности своих убеждений похожие на свою учительницу.
Комментарии