Колокольчик был необычный. Хрустальный. Безмолвным стоял он на столе и ждал своего часа. Точнее, минуты, когда победитель прошлого конкурса «Самый классный классный» Елена Колотушкина передаст его, словно эстафетную палочку, нынешним участникам.
Их за недолгую историю этого конкурса в Нижнем Новгороде становится все больше и больше. В 2001-м, когда начинали, было всего около двух десятков смельчаков, спустя три года в районных отборах приняли участие 510 классных руководителей. И это лишь десятая часть вторых «мам» и «пап» Нижнего Новгорода. Но запевала этого первого в России конкурса руководитель городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи Надежда Белик мечтает о большем, хотя судить такое состязание неимоверно сложно. Какую оценку поставить за любовь к детям, за доброту к ним, за ответственность за них? Кого выделить в число победителей за выдумку, творческий подход к рутине ежедневного процесса воспитания? Как определить критерий необходимого уровня развития личности ребенка, действенности избранной воспитательной системы, которая выдаст свои плоды лишь годы спустя? Не потому ли организаторы конкурса победителями признают всех участников финала? Таковых в этом году оказалось семь.
Воспитательная система «Мир начинается с меня», которую придумала для своего класса учитель немецкого языка школы №181 Елена Молодцова, рассчитана на два учебных года. Эта программа, по ее мнению, является важным шагом для создания единого коллектива: нынешних одиннадцатиклассников, их родителей и учителей. В школе Елена Александровна работает пять лет. Ее педагогическая философия – быть с ребятами, но чуть впереди. Главное, считает педагог, – разглядеть, не пропустить лучшее, что есть в ее воспитанниках.
Светлана Кашина отдала школе 16 лет, и сейчас она учит третьеклассников в нижегородской 115-й. Ее «Гармония» как баланс между различными частями «Я», где приоритетными направлениями стали здоровье физическое и психологическое, интеллект, общение, семья, культурный досуг, гражданское воспитание. Прошедший учебный год показал, насколько эффективна работа по этой воспитательной системе. С 38 процентов до 11 снизилась заболеваемость в классе, а познавательная активность возросла у 70 процентов детей. Первые помощники – родители, которые активно участвуют и в педагогическом всеобуче, и в «Презентации моей семьи», и в совместном отдыхе. Вместе начали создавать и летопись классной жизни.
Идею программы Александре Шульпиной подсказала специфика образовательного учреждения, где она работает. В гимназии № 1 Александра Борисовна – учитель иностранного языка и классный руководитель уже седьмого класса. Путешествие по эпохам русской и немецкой культур «Дорога без начала и конца» она начала еще в пятом классе со сказки, где, как известно, очень ярко прослеживаются нравственные принципы. В шестом классе на примерах поэзии вели разговор о любви и дружбе. А в седьмом приоритетом станет воспитание гражданской позиции. Например, анализируя произведения отечественной и немецкой прозы, ребята видят, что русские богатыри в отличие от европейских рыцарей славы не искали, а защищали свою Родину. Увидят в буквальном смысле слова, потому что программа Шульпиной реализуется посредством театральных постановок с участием детей и родителей. Главное правило классного руководителя, а теперь и ее воспитанников – не ждать развлечений, а делать их самим. А учителя, работающие в этом классе, отметили, что улучшилась успеваемость, да и потенциал ученического коллектива стал намного выше, чем прежде. «Что может быть лучше сказки!» – решили «Самые классные» прошлых конкурсов и наградили Александру Шульпину своим специальным призом.
В 2002 году школа №58 радовалась за своего классного руководителя Любовь Гончар, занявшую второе место на городском конкурсе. Теперь финалистом стала учитель словесности Ольга Вдюмаева. Главным уроком в школе она считает общение, основанное на взаимоуважении. «Еще в античной Греции, – говорит она, – основой воспитания была беседа, дружба старшего с молодым, менее знающим, менее опытным. Со своими одиннадцатиклассниками на примерах жизненных и лучших литературных произведений мы познаем жизнь, учимся любви, патриотизму».
В отличие от предыдущей коллеги и тезки Ольга Глухова ведет своих девятиклассников с пятого класса. В школе № 141 она с 1999 года – начинала воспитателем группы продленного дня, теперь учитель русского языка и литературы. Теоретическая основа созданной ею воспитательной системы – «Педагогика общей заботы» Игоря Иванова. Но всех, даже видавших виды специалистов Нижегородского института развития образования, потряс оригинальный подход Ольги Алексеевны. Основной проблемой поначалу была учеба, и в пятом классе создается… партия «Охотники за двойками», которая и помогла мальчишкам объединиться в борьбе за успеваемость. А девчонки создали свой клуб «Леди». И те, и другие сами участвовали в разработке девиза, эмблемы, программы действий. Но опытные педагоги, безусловно, понимают, что без умелого руководства «классной мамы» тут не обошлось. К началу третьего этапа – 7 – 8-й классы – мальчишки и девчонки объединились, и у организации появилось новое название – «Охотники за четверками». А в девятом классе работа в учебной деятельности видоизменяется, и у ребят теперь новая партия – «Вперед к знаниям», а значит, и новые цели. Об успешности взятого Ольгой Глуховой курса в воспитательной работе с классом говорит и тот факт, что из ее учеников именно мальчики два года подряд выходили в победители городских конкурсов «Милой мамочки (бабушки) портрет». «Моя семья – чудесное место для жизни», – считает Ольга, и это одно из основных направлений ее программы «Вырастим человека вместе». Здесь и фотоальбом о жизни класса создают все вместе – дети, родители, педагоги.
Марине Костиной, учителю русского языка и литературы школы № 45, было, наверное, труднее всех. Во-первых, потому, что ей выпал жребий открывать нынешний конкурс. Во-вторых, филолог Марина Валерьевна – классный руководитель математического класса, где из 28 учеников 18 мальчиков. Но она свято верит, что в человеке все должно быть прекрасно. Это, как вы догадались, из Чехова, а в математике любимое число – 7. Говорит, что магия семерки пережила века, потому и в свою воспитательную систему «СемьЯ» объединила семь принципов: я – часть коллектива; член семьи; гражданин России; здоровый ребенок; творческая личность; познаю мир; на пороге будущего. Нынешние восьмиклассники станут ее третьим выпуском, и расставаться с этими детьми, вероятно, будет сложнее, чем с предыдущими, – ведь первый праздник, который их объединил, был днем рождения класса. А вот такие замечательные часы в виде домика будут теперь напоминать Марине Костиной о городском конкурсе классных руководителей 2004 года, о ее классе и об «Учительской газете». Потому что это подарок нашей редакции «самому классному классному».
А хрустальный колокольчик зазвенел в руках Галины Степиховой. Выпускница Горьковской государственной консерватории местом своей работы избрала школу. Ее педагогическое кредо – помочь ребенку открыть что-то новое в самом себе, и Галина Викторовна успешно делает это вместе со своими семиклашками из 185-й. Они и нам, зрителям этого действа, помогли открыть для себя – симфония значит согласие.
Нижний Новгород
Комментарии