search
main
0

Симфония жизни

Начиная рассказывать о себе, о выборе профессии музыканта, я представила себя маленькой девочкой, спешащей в музыкальную школу под дождем. Дождь капает по лужам, стучит свою музыку по моему зонтику, а я под тихий шум дождя начинаю мурлыкать себе под нос любимую мелодию.

Музыка в педагогике… Игра на струнах душВ сольном исполнении, в оркестре…Звучит сюита или туш?Исполняй же музыку, маэстро!Дети – как чуткий инструмент:Ты сфальшивишь – и не отзовутся…Так умрет мелодия. В моментПонимания струны оборвутся!Когда мне было шесть лет, родители привезли пианино, и, наверное, уже тогда, в далеком детстве, я выбрала свой профессиональный путь.Сверстники играли во дворе, а я учила гаммы и этюды. Хотела стать «Светланой Васильевной», которая была музыкальным руководителем в нашем детском саду и замечательно играла на фортепиано.Мы выбираем друзей, профессию, испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека.Прошли годы, недавно я побывала в гостях у своего педагога в Полтавской области, где сама училась и выросла. Говорят, нас по жизни ведет незримый ангел. Мне кажется, что Светлана Васильевна и есть мой ангел. Уходя от любимого учителя, я услышала напутственные слова: «Не останавливайся! Твори! Добивайся! Дерзай!».Найти рецепт успеха – мечта любого педагога. Но одного рецепта для всех не существует. А составляющие моего рецепта: доброта, искренность, честность, достоинство, профессионализм. Я глубоко убеждена, что музыкант – великая профессия. Музыка – это удивительный творческий процесс, который приносит радость и окружающим людям, и самому музыканту. Я счастлива от того, что могу подарить людям красоту и хоть на миг заставляю их забыть о своих проблемах. Мне очень нравятся слова известного музыковеда, педагога Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».Я счастлива, что работаю с малышами, души которых чисты, как белые листы. И выбор профессии был осознанным, потому как я считаю свою профессию очень важной. Для меня очень значимо помочь маленькому человеку увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в нем природой. И уже неважно, какую дорогу выберет каждый из них, повзрослев, главное – не погасить его внутреннюю искорку в настоящем. В этом и заключается профессионализм педагога. От результатов моей работы зависит и то, как будет развиваться общество завтра. А значит, и от меня зависит будущее. Поэтому и к самой себе я предъявляю особые требования.Профессия музыканта, выбранная мною, – это процесс, от которого можно ожидать чего угодно: похвалы, признания, одобрения и полного разгрома. Музыкальный руководитель зависим от мнения зрителей, критиков, которые могут не принять его творчества. В своей работе я переживаю подобные моменты. Задаю себе вопрос, сомневаясь: смогу ли я передать то, что чувствую, знаю, донесу ли я то самое важное, что должно остаться в душе ребенка.Желание выразить себя и опасения быть непонятой – чувства, которые заставляют меня совершенствоваться, искать новые подходы в воспитании малышей. Для меня это нескончаемый процесс творчества, к которому я причастна, я могу чувствовать изменения и вносить свои оттенки в жизнь. Ведь чтобы стать педагогом с большой буквы, необходимо всегда стремиться к новому, идти по пути познания и самосовершенствования. А педагоги-музыканты – это особая категория. Это всегда люди творческие, активные, любознательные, открытые для всего нового. Я стараюсь никогда не останавливаться на достигнутых результатах. Звучит произведение… Рассказываю детям о композиторе, читаю стихи, на экране слайды – репродукция картины русского художника… На меня смотрят глаза ребенка, который сосредоточенно вслушивается в звуки музыки. Для меня это момент истины! Передать восхищение музыкой моим воспитанникам – вот моя главная задача как музыкального руководителя. Музыка открывает человеку разнообразный удивительный мир и самого себя в этом мире. Как точно раскрыл эту мысль В.А.Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».Кто же, если не мы, будет развивать в детях творческое начало, воспитывать уважение к старшим, развивать чувство гордости за свою Родину, любовь к труду? А еще умение выступать перед зрителем на сцене, читать стихи, участвовать в постановках музыкальных спектаклей? В общении с детьми педагог раскрывает и себя. Творческий процесс – создание спектакля, представления, любое общее дело – доставляет мне и моим детям огромное наслаждение. В эти минуты я и артист, и постановщик, и психолог, и художник, и вдохновитель…Когда вокруг меня дети и мы увлечены общим делом, я чувствую, что счастлива, что все не зря! Дети идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно! Чтобы зажечь других, ты должен сам не тлеть, а гореть!Как прожить так, чтобы не иссякла энергия творчества? Терзают вопросы: интересна ли я ребятам, что могу дать им полезного?Я постоянно стремлюсь к приобретению все новых знаний и умений. Вызываю у своих воспитанников волну личных стараний, раскрываю их творческие способности, внутреннюю активность. В своей работе учитываю ту социальную и этнокультурную ситуацию, в которой развивается ребенок. Успешное решение данных задач требует от педагога сформированной эмпатии, то есть способности видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего воспитанника и пережить чувства, которые я хочу вызвать у своих детей с помощью музыки.Прививая детям любовь к музыке, я получаю право осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученные мной когда-то от своих уважаемых педагогов.Я радуюсь и удивляюсь вместе с детьми, поддерживаю их в каждом новом открытии! Это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств. Одним из важных для меня качеств является ДОБРОТА – способность проникнуться чувствами ребенка, погрузиться в его мир. «Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему» – утверждал американский философ Генри Торо. И я думаю, что если человек наделен добротой, к нему тянутся, перед ним раскрываются детские души. Нет для меня большего счастья, чем видеть пытливые и задумчивые, озорные и серьезные детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Душа ребенка и есть целый мир! Мир, еще не познанный им самим. И взрослый, находящийся рядом, может и должен сделать его добрее, открыть перед ребенком красоту окружающего мира через искусство – музыку, живопись, поэзию….Наступит новый день, и снова в путь – наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать новые таланты. Это мое предназначение и счастье как педагога, музыканта и человека.Не знаю, кем станет каждый из моих воспитанников в будущем, но для меня главное – дать им раскрыться в настоящем. Пусть многие из них не будут музыкантами, выберут профессии, далекие от искусства. Однако каждому придется сочинять самое важное неповторимое произведение – симфонию своей жизни. И я очень хочу помочь им сделать эту симфонию легкой, яркой, гармоничной!Галина МАЙДАНОВА, музыкальный руководитель детского сада комбинированного вида №48Амурск, Хабаровский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте