search
main
0

Симбиоз графики, звуков и анимации Модульный курс графики в развитии творческой активности учеников

Творчество – это всегда исследование. Человек, исследуя, познает окружающий мир. Поисковая творческая деятельность создает все материальные и духовные ценности. Элементы творчества присутствуют в самых разных видах деятельности человека: от приготовления пищи до создания новой техники и технологии.

Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет интеллектуальный кругозор школьника, усиливает креативные свойства личности, как-то творческая активность, воля к действию, настойчивость и изобретательность в преодолении трудностей. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями.
В нашей школе все ученики к окончанию 8-го класса владеют основными навыками использования компьютера в жизненных реалиях. Некоторым недостаточно полученных на уроках знаний, и они посещают факультативы или осваивают прикладные программы самостоятельно. Конечно, дети бывают разные. В 1999-2000 учебном году у нас была очень сильная параллель 9-х классов. В порядке эксперимента мною был прочитан для них модульный курс компьютерной графики.
Цель модульного курса компьютерной графики – применить ранее полученные знания композиции, рисунка и живописи в профессиональных компьютерных программах “Microsoft PowerPoint”, “Adobe Photoshop”, “Adobe PageMaker” и при верстке интернет-страниц на языке программирования HTML. Перед изучением каждого модуля программы ученики получали представление о практическом применении данной программы. Особое внимание уделялось межпредметным связям, а именно, в каких смежных дисциплинах применяются полученные знания. При объяснении учебного материала широко использовались технические средства обучения: демонстрировались учебные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, учебные плакаты, рисунки и живописные работы мастеров изобразительного искусства, работы школьников и т.п. (Сразу – несколько советов. Основные виды практических занятий – упражнения и графические работы. Одно из основополагающих требований: графические работы должны быть индивидуальными, выполнять их следует преимущественно в компьютерном классе. Практические занятия нужно подбирать с учетом специализации, вводя в их содержание элементы художественного творчества. На объяснение учебного материала целесообразно планировать не более трети учебных часов. Чтобы у школьников сложилось цельное впечатление о применении каждой программы, для изучения каждого модуля отводится в поурочном планировании не менее чем учебная четверть).
Чтобы поближе познакомиться с технологией мультимедиа, в 1-й четверти ученики изучали программу “Microsoft PowerPoint”. В этой компьютерной программе можно создавать слайд-шоу или презентации. Я предложила применять полученные знания с пользой для учебного процесса – текстовая часть презентации у каждого ученика создавалась в согласии с учителем-предметником (те самые межпредметные связи). Понятие “мульти” в слове “мультимедиа” подразумевает, что окончательное произведение – это симбиоз графики, звуков и анимации. Соответственно каждый творец – “…и швец, и жнец и на дуде игрец”. Интерес вызвало предложение объединить усилия и организовать творческие коллективы. Распределение обязанностей пошло по принципу – кому что более интересно, но каждый коллектив имел текстовика (“…найди хоть что-нибудь”), художника (“…сделай нам красиво”), координатора (“…кто-нибудь объяснит мне хоть что-нибудь”). Естественно, были ученики, которые долго искали себя хоть в какой-нибудь роли (не будем о грустном) и в итоге работали индивидуально. Реально интересные произведения получились у того, кто знал, что именно делает. На заключительном уроке был устроен просмотр всех работ. Рекомендуем – чрезвычайно полезное занятие! На просмотре наглядно было видно, кто на что способен, а кому просто не хватило времени завершить вовремя все задумки. Великолепные презентации были созданы о художниках русского авангарда 20-х годов, импрессионизма, сюрреализма, “граффити”. Когда были подведены итоги и выставлены оценки, от многих я услышала, что они получили бесценный опыт работы в группе в плане координации планов, отстаивания собственного “Я” и фактически – в работе на общую идею. И, что интересно, весь остальной год эти группы единомышленников в той или иной комплектации работали и создали оригинальные продукты.
При изучении во 2-й и 3-й четвертях программ “Adobe PageMaker” и “Adobe Photoshop” (на изучение каждого модуля потребовался объем часов не менее учебной четверти по 2 часа в неделю) акцент делался на решении реальных проблем обработки изображений и основ верстки. И как итог возникла идея сверстать буклет о школе. На собственном педагогическом опыте убедилась, что не все ученики склонны к скрупулезной работе. Верстка подразумевает дотошность. Лучшие результаты имели девочки. Увы, у некоторых все силы ушли на борьбу с непослушными шрифтами, которые сначала были некорректно установлены, а следовательно, не работали должным образом. Сказались и предновогоднее настроение, и усталость к концу четверти. Похвастаться нечем, достойный буклет не получился ни у кого.
Хорошим заключительным аккордом должна была стать верстка интернет-страниц на языке программирования HTML. Требования к текстовой части остались прежними. Страницу можно было делать о себе, о своих хобби (а их у тинэйджеров достаточно), о преподавателе и просто об интересном явлении жизни. Основная часть учеников достаточно формально отнеслась к задаче, ограничившись парой-тройкой страниц без особой графики и минимумом “наворотов” в части навигации. Такой результат закономерен, исходя из жизненных условий: ну не каждый человек Моцарт и Микеланджело.
Современным детям не хватает свежих, оригинальных идей. Основная “масса” заимствует идеи из телевизора, интернета, глянцевых журналов, а это вторично по своей сути. Единицы пытаются развить себя в общении с книгой, черпают вдохновение из природы и жизни во всем многообразии впечатлений. Таким детям скучно делать что-нибудь, их интересует не только конечный результат в виде оценки, но и качество выполнения, и практическое применение их интеллектуального продукта. С каждым ребенком интересно общаться, творческие способности присущи любому человеку, только нужно вовремя помочь их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении жизненных повседневных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности и самодостаточности личности. Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к субъективной и объективной оценке, видение и анализ проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Л.НАЗАРОВА,
учитель искусства и дизайна технологической
школы N 1299 при УВК N 326
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте