Ольга СОБОЛЕВА, победитель конкурса «Учитель года Москвы-1993», руководитель профсоюзной организации Южного округа:
День учителя – это общий праздник, поскольку все мы в этой жизни – ученики и у каждого из нас есть любимый Учитель – терпеливый, понимающий, дарящий тепло и заботу. Лев Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь два качества – большие знания и большое сердце. И какое это счастье – встретить в своей жизни такого Учителя, и какое это счастье быть таким Учителем!Я от всей души поздравляю наших умных, талантливых педагогов с Днем учителя и желаю успешных учеников, внимательных глаз, красивых уроков, любви и терпения!Одна из актуальных задач профсоюза сегодня – помочь педагогу сориентироваться во всех процессах, которые будут происходить в системе образования в ближайшем будущем, а также не допустить роста социальной напряженности в трудовых коллективах.Колоссальное количество изменений в законах, отсутствие порой достоверной информации и нормативных локальных актов рождает опасение: а не будет ли хуже? Ведь определенная стабильность в московском образовании в последние несколько лет так всех устраивала.Среди педагогов бытует мнение: мол, получать мы больше все равно не будем, а работать придется намного интенсивнее. Люди обеспокоены, поэтому в трудовых коллективах на первых порах необходима большая разъяснительная работа, в том числе со стороны профсоюза. Профсоюз – это общественная организация, и мы ежедневно имеем дело не с цифрами и статистикой, а с конкретными людьми – будь то профсоюзный активист или рядовой сотрудник учреждения.Внедрение новой системы оплаты труда, недостаточная мотивация к повышению качества работы, изменение нормативной базы аттестации педагогических кадров, введение новых квалификационных характеристик, аттестация рабочих мест – широкое поле совместной деятельности администрации и профсоюза.Очень важно в сложившейся ситуации осознавать, что профсоюз для руководителя не противодействующая сила, не оппозиция, что он действует только в интересах общего дела, что в лице членов профсоюзного комитета руководитель должен иметь партнеров, с которыми можно совместно решать сложные производственные и социальные вопросы, чтобы, как говорится, и дело ладилось, и люди не только зарабатывали, но и получали удовлетворение от своей работы. Когда работник понимает, что с его мнением считаются, его слышат, он чувствует сопричастность к происходящим переменам в системе, то и отдача от него будет гораздо больше.Любое дело удастся, если есть команда единомышленников. Понятно, что, если каждый в одиночку отстаивает свои права, толку мало. А когда проблема общая, то и решение общее, и совместный поиск этого решения сплачивает коллектив. Профсоюз должен оказать реальную помощь руководителям в разработке Положения о введении новой системы оплаты труда в учреждении, а также в разработке соответствующих дополнений к коллективному договору.Участие профсоюза необходимо в формировании критериальной базы оценки деятельности работников, так как это действительно сложно – измерить качество работы педагога. Очень важно, чтобы эта процедура была открытой и прозрачной, потому что недостаток информации может породить негатив, недоверие к руководству. Работник почувствует свою отстраненность от общих дел, отключенность от решения общих задач, ощутит себя малозначащим винтиком.Профсоюз должен участвовать в обеспечении учета мнения трудового коллектива при разработке программы развития учреждения, в проведении аттестации рабочих мест, не допуская тем самым ущемления трудовых гарантий работников. Нас также волнует проблема преемственности учебной нагрузки и распределения отпусков.И конечно, профсоюз бдительно следит за процессом реструктуризации учреждений, который часто протекает очень болезненно, так как напрямую затрагивает интересы конкретных людей – их заработок, условия труда, учебную и эмоциональную нагрузку. В ближайшее время эта тенденция сохранится, а значит, профсоюз не должен оставаться в стороне, так как мы не можем допустить неправомерного ущемления интересов работников, необоснованного сокращения штатов или бюджетных мест.Постоянная забота профсоюза – содержание и развитие социального партнерства, главного инструмента регулирования социально-экономических и трудовых отношений, фундамента стабильности коллектива. Однако социальным партнерам необходимо понимать, что за развитие партнерства в соответствии с законодательством они несут равную ответственность с профсоюзом и что подписанный коллективный договор – это еще не партнерство, а только его начало. Главное в социальном партнерстве – взаимоуважение и совместный поиск компромиссных решений по всем проблемам. Решения могут быть тяжелыми, идущими иногда вразрез с чьими-то интересами, но они должны быть совместными, согласованными. На то и «партнерство».В последнее время происходят изменения в возрастном составе председателей первичных профсоюзных организаций и окружного комитета профсоюза. Молодые педагоги проявляют инициативу, вносят в работу новые веяния и позитив. Складывается впечатление, что профсоюз сейчас для молодежи то же, что для нас когда-то был комсомол. Но это только в тех организациях, где работа поставлена хорошо. А кто ее обязан поставить? Мы должны себе честно признаться, что там, где профсоюзное членство составляет меньше 50% работающих, профком и его председатель не хотят или не умеют работать. Нам необходимо добиваться вдумчивости и серьезности в выборе новых профсоюзных лидеров, чтобы председателями и членами профсоюзных комитетов становились люди, уважаемые коллективом, способные находить новые подходы и нестандартные решения в соответствии с постоянно меняющимися условиями жизни.В Южном округе год от года повышается активность первичных организаций в профсоюзных конкурсах и спортивных соревнованиях. Это еще раз доказывает то, что не только механическое повышение зарплаты влияет на улучшение социального самочувствия педагогов. Огромное положительное воздействие на него оказывает возможность реализовать свои способности как в рамках учреждения, так и на уровне округа, ощутить свою значимость и просто пообщаться с коллегами из других школ. Среди прочих позитивных тенденций работы профсоюза Южного округа – освоение первичными организациями новых направлений и форм деятельности: многие открыли профсоюзную страничку на сайте своего учреждения, а некоторые – свой собственный профсоюзный сайт. У территориальной организации тоже с этого года появился свой сайт, на котором работает профсоюзный форум, проводится правовое консультирование педагогов, опытные юристы и психологи отвечают на вопросы педагогических работников округа.Нельзя не отметить роль руководителя учреждения. Это первое лицо, и именно от него зависит, на какой стадии развития находится профсоюз, как он работает, стал ли он надежной опорой или бесполезным балластом в работе.Я бесконечно благодарна начальнику Южного окружного управления образования Нине Минько, поскольку она постоянно содействует нашей работе, повышает авторитет профсоюза, прислушивается к нашему мнению. Сильный руководитель всегда заинтересован в сильной профсоюзной организации. Только массовый, авторитетный профсоюз, способный отстаивать свою точку зрения, никогда не подведет, а опираться, как известно, можно только на то, что сопротивляется.Информация к сведению2009-2010 учебный год для окружной профсоюзной организации ЮАО стал очень ответственным, поскольку прошла отчетно-выборная кампания: были подведены итоги работы за последние пять лет, выработана стратегия дальнейшего развития, выбраны председатели первичных профсоюзных организаций.В результате выборов наполовину изменился состав территориального профсоюзного комитета, активизировало свою работу «молодежное крыло», особенно в самодеятельных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. В этом году на базе Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов, высших профсоюзных курсов на станции «Правда» прошли обучение более 200 человек по программе «Профсоюзный менеджмент», по вопросам охраны труда и другим правовым вопросам. Продолжила свою работу Школа профсоюзного актива округа.В течение года работа строилась на основе плана и соглашения, заключенного между Южным управлением образования и Комитетом профсоюза. Основные усилия были направлены на защиту трудовых и социально-экономических прав работников образования, контроль за соблюдением законодательства в области трудовых отношений и охраны труда, социальное партнерство, содействие улучшению жилищных условий, организацию досуга и здравоохранения работников отрасли.В 2009-2010 учебном году заселены 45 квартир, выделенных Департаментом образования, из них по договору социального найма – 11 квартир общей площадью 614,9 кв.м.В настоящее время идет заселение 219 квартир по договору социального найма для очередников округа в новом доме по адресу: ул. Днепропетровская, д. 25, к. 1, общей площадью 11667,9 кв.м.С этого года был изменен порядок организации и обеспечения отдыха, оздоровления детей в Москве. Уполномоченным органом исполнительной власти по организации выездного отдыха и оздоровления детей стал Департамент семейной и молодежной политики, но профсоюз не остался в стороне: были закуплены путевки в подмосковный лагерь «Звездный», санатории им. Н.К.Крупской, «Искра», «Смена» (Евпатория). 250 детей из учительских семей отдохнули летом, оплатив всего 30% стоимости путевки. Кроме того, 35 педагогов округа стали участниками традиционного семинара молодых специалистов в Анапе.В 2009-2010 учебном году ТПО продолжила сотрудничество с кредитным союзом «Радуга», сотрудники образовательных учреждений имеют возможность при необходимости получить заем на оздоровление, отдых, обучение детей, приобретение мебели, техники, жилой площади.Выявить талантливых профсоюзных организаторов, обобщить и распространить опыт их работы, стимулировать активность председателей первичных профсоюзных организаций помог в этом году окружной конкурс «Профлидер». В конкурсе приняли участие 23 председателя ППО. Среди дошкольных образовательных учреждений I место заняла председатель ППО ДОУ №2593 Татьяна Карпюк; среди общих образовательных учреждений абсолютными победителями стали председатель ППО ЦДиК «Южный» Алла Павлова и председатель ППО школы №987 Екатерина Трофимова. На базе кадетской школы №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» были проведены соревнования по стрельбе, посвященные 64-й годовщине битвы под Москвой, в них участвовали 167 образовательных учреждений Южного округа, из них 80 ДОУ и 87 школ. В соревнованиях по волейболу 2009-2010 гг. приняли участие 38 команд, награждены 12 команд-победительниц. Грамотами были отмечены все команды – участницы соревнований. Прошли соревнования по настольному теннису, в которых участвовали 88 команд (201 человек): 50 команд общеобразовательных учреждений, 38 команд дошкольных учреждений), награждены 42 участника. В «Веселых стартах» приняли участие 111 учреждений.С большим успехом прошли творческие конкурсы «Минута славы», «Шумный девичник», различные концерты, массовые посещения театров.
Комментарии