На репетицию ребятишки села Сосновского бегут сразу после школы. Откуда в обычных сельских детях такое стремление к музыке, знает только Николай Дмитриевич Плещев. Он заслуженный работник культуры РФ, а главное – педагог, настоящий, умеющий уважать и самого маленького, и самого большого. Репетицию начинает с того, что здоровается с каждым за руку – в это время замечает настроение, самочувствие. Стас сегодня веселый, значит, его больной маме лучше. Иван в глаза не смотрит – двоек нахватал. У Игоря дома неладно, не им заняты родители.
– Умеет переживать – уже хорошо. Будем работать дальше! – считает Николай Дмитриевич, оптимист, верящий в силу музыки и в своих учеников, каждый из которых для него – подарок. Почти всех в оркестр привел сам. Почти всех – случайно. Саша Слободченков, возвращаясь из школы, пел, когда руководитель оркестра шел мимо. Слова «Снова стою одна…» мальчик выводил ровненько, попадая в ноты. Так Саша стал оркестрантом. Да не простым – главным.- У меня самый лучший инструмент, – хвастается Саша. – Простой и красивый. Звучит каждый раз удивительно.Впрочем, главные в оркестре все. Николай Дмитриевич убежден: каждый должен знать, что он необходим. Потому и внушил Саше, что его инструмент – тарелки, кроме прочего, еще и самый дорогой.- Чистая правда, – улыбается он.Тарелки куплены за 25 тысяч рублей. По общим меркам сумма, может, и небольшая, по сельским – огромная. После пожара в местном Доме культуры в 2011 году от оркестра с пятидесятилетней историей остались только люди. Но коллективу отвели новое место обитания – актовый зал школы, и взрослые как-то сами собой отсеялись. Оркестр стал новым и юным. Инструменты собирали где могли: помогли клубы района, люди, меценаты.Николай Дмитриевич говорит:- С маленькими интересно. Приятно видеть, как они растут, меняются, как становятся большими людьми.Строитель будущегоСоздавать оркестровые коллективы Плещеву не впервой. Тут он мастер. Первый духовой сбил в ремесленном училище в 1960 году, куда пошел сразу после окончания семилетки. Жили с бабушкой. Отца и не помнит: был иль не был. Мама, родив мальчика в победном году, его судьбой не интересовалась. Педагогическое училище окончил с отличием и благодарностью за приобщение товарищей к искусству. В колонии для несовершеннолетних Саратовской области молодой педагог учил музыке малолетних преступников. Осужденные пацаны с израненными душами и больной психикой вдруг вспоминали, что они дети. Кто-то поднимал голову, сопротивляясь обстоятельствам. Кто-то стал человечнее.- Это не я, это музыка, – уверяет Плещев.Сломать систему в одиночку начинающий педагог не смог – ушел. Слесарь, сварщик, арматурщик – многое пришлось освоить Плещеву. Очередной объект – птицефабрика в Таврическом Омской области. Закончив стройку, понял, что уехать не может – тут его судьба по имени Лидия. Живут Плещевы без малого 40 лет. Директор будущего процветающего Сосновского совхоза Григорий Вирич в 1978 году ездил по стране, собирая лучшее: опыт, идеи, людей. Удивился, когда совсем рядом, в райцентре, обнаружился человек, умеющий делать сложную музыку доступной каждому.Играли тогда в духовом оркестре Плещева все: механизаторы, животноводы, студенты училища, специалисты хозяйства. Многих из них Николай Дмитриевич помнит по сей день. Про судьбу каждого знает. Не так давно по приглашению выросшего ученика был во Владивостоке. Посмотрел город и… получил в благодарность автомобиль, на котором теперь и передвигается. Жалеет об одном – всех оркестрантов в нем не разместишь, они и не в каждый-то автобус входят: три десятка мальчишек.- В оркестре чем людей больше, тем лучше, – Николай Дмитриевич мечтательно прикрывает глаза. – Нынче на Параде Победы полторы тысячи оркестрантов было.В каждом звуке – эпохаУ Сосновского оркестра уже немало побед. В 1987 году стал лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества. Через два года сосновцы отправились в Москву представлять культуру области на ВДНХ.- Память хранит самые трудные победы, – говорит руководитель.Многие конкурсы трудны не столько в исполнении, сколько в дороге к ним. Причем в буквальном смысле слова. Регулярные приглашения на российские и международные фестивали сосновцы отвергают: вывезти большую группу детей в другой город, страну накладно. Родителям в большинстве своем не потянуть, отделу культуры не справиться. И вдруг везение – в этом году международный конкурс «Сто друзей» проходил в Омске. Однако близкая дорога легкой не была. Отдел культуры выделил автобус, который… сломался перед самым выездом. Шофер, видя растерянные лица ребятишек, четыре часа упорно ремонтировал непослушную технику. Сосновцы успели… в пустой зал. Зрителей уже не было, артисты разбрелись в ожидании итогового слова жюри. Плещев еле упросил выступить. Собрал своих на два слова:- Парни, наш час настал.Пацаны играли так, как будто и не было нервных часов ожидания, урчащих желудков, помятых костюмов, усталости и страха не успеть.Члены жюри встали… Не для того чтобы наконец выйти из зала, а чтобы аплодировать им – маленьким, но сильным музыкантам, играющим настоящую музыку. Сосновский духовой оркестр стал лауреатом 1-й степени.Плещев до сих пор помнит, как четвероклассником в далеком 1968-м, забежав в ДК имени Лобкова, остолбенел, услышав вживую «Прощание славянки». Месяц ходил на репетиции к взрослым, надеясь, что позволят быть с ними. Усатый дирижер духового эстрадного оркестра сжалился над белобрысым мальчишкой в потертой рубахе и вручил старую трубу: «Дуй. Научишься – приходи».Плещев научился и пришел. Как сейчас приходят к нему его ученики, его друзья, его пацаны – каждый своим путем.У каждого свой путьСамый старший в оркестре Дима Антонов, ему уже 17. Мысли о будущих экзаменах терзают регулярно, но на искусство парень время находит. Андрей Бойко увлекался соцсетями. На форуме увидел, что товарищи, бросив игру в онлайне, пошли играть на музыкальных инструментах. Отправился и он. Его похвалили: «Молодец, что пришел». Виталий Коляда кинулся на выручку, когда оркестр срочно нуждался в ударнике. Обойдя все кружки и секции, остался в оркестре – виртуозно исполняет свою партию на треугольнике. Моисей Березин – барабанщик. Вес его музыкального инструмента почти восемь килограммов, а уж размер… Но Моисей справляется:- Дома сидел и даже не представлял, что духовая музыка может так звучать. Прямо до пяток достает!Родион Амитов занимается в коллективе пять лет. Пришел со старшим братом Артуром. Тот теперь студент Сельхозакадемии и по-прежнему играет на трубе. Антон Гетман – рекордсмен: музицирует седьмой год. К имени Тимура Хусаинова в коллективе прилагается прозвище Шутник. Серьезным бывает только на выступлении, когда все его родственники, включая омских теть и дядь, приходят послушать племянника. Никита Еременко нашел себя только в оркестре:- Ничем раньше не увлекался. Теперь играю на кларнете, Николай Дмитриевич хвалит.Роман Мамыкин два года назад попался на глаза Плещеву – в одиночку гонял по улице мяч. В оркестре у него головокружительная карьера: малый барабан, большой, труба и, наконец, альт – почти скрипка.Давно подросшие пацаны тоже оркестр не забывают. Величая Плещева по-простому Дмитрич или привычно Батя, приходят и играют. Пожалуй, чаще других – 45-летний Вячеслав Засорин, работник железной дороги. Его сыновья уже университеты окончили, а он дует с сегодняшними мальчишками на самых ответственных выступлениях.Сосновцы гастролируют по области, регулярно бывают в областном центре. Ни одно сколько-нибудь важное мероприятие района не обходится без образцового коллектива, звание которого уже новым составом они подтвердили в 2014 году. После выступления на Дне города вместе с духовыми оркестрами Сибири и Кузбасса мальчишкам вручили пригласительные на празднование 300-летия Омска.- Сегодня я счастлив, – говорит Николай Дмитриевич. – Рядом со мной мои дети и дело, которому мы служим, – музыка…Омская область
Комментарии