Издательство «Дрофа» начинает выпуск серии «Внеклассная работа в начальной школе», в которую войдут пособия, предназначенные для организации кружковой и факультативной работы с младшими школьниками. Открывают новую серию «Рабочие тетради». О необходимости создания и их содержании рассказывает автор, доктор педагогических наук профессор кафедры дошкольного и начального образования Мурманского педагогического университета Анна Витальевна БЕЛОШИСТАЯ.
Вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ученика приобретает в настоящее время особенную остроту по нескольким причинам. Это и появление новых учебников развивающей направленности по различным предметам, которые требуют от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания, и активное внедрение курса «Информатика» как в начальном, так и в среднем звене школы. Все это требует усиления логической подготовки учеников младших классов.
Практически все вновь появившиеся учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения, цель которых – формирование и развитие так называемых логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Однако их количества в учебниках совершенно недостаточно, чтобы учитель мог проводить эту работу в системе. А система необходима, поскольку многие психологи и педагоги отмечают, что отсутствие системы в данной работе оказывает самое пагубное влияние на процесс развития и формирования этих мыслительных умений.
Опыт сегодняшней школьной действительности показывает, что при проведении входного тестирования будущих первоклассников их, как правило, проверяют на уровень развития логического мышления уже в процессе приема в первый класс. Низкий уровень этого развития закономерно ведет к отказу в приеме этого ребенка в классы с насыщенными программами обучения, в гимназические классы. Причина в том, что недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в течение первого года обучения создадут ему большие трудности в обучении, и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут увеличиваться (поскольку материал будет усложняться).
С другой стороны, на практике оказывается, что должный уровень развития логического мышления у ребенка позволяет ему сохранить хорошую успеваемость даже в тех случаях, когда у него по каким-то причинам образовались пробелы в знаниях. Отдельные пробелы в этом случае зачастую не мешают пониманию следующих разделов. Более того, пробелы могут восстанавливаться у ребенка как бы сами по себе по косвенным сведениям из другого материала, содержащимся в последующих темах. Успеваемость (и успешность) ребенка при этом будет, конечно, неровной, но ученик не будет нуждаться в дополнительной помощи учителя или родителей для продолжения обучения (он сам справляется с ситуацией).
Таким образом, специальная работа учителя над развитием логической составляющей мышления ребенка младшего школьного возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень его способностей к обучению в дальнейшем. Многочисленные психологические исследования показали, что тот тип интеллекта, который складывается к 7-8 классу, качественно изменить уже практически невозможно. Те интеллектуальные способности, которые не достигли к этому возрасту определенного уровня развития (хотя бы среднего уровня), не будут в дальнейшем развиваться сами по себе (по мере взросления школьника), а постепенно окончательно угаснут. В более старшем возрасте никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека уже не возникает. Это означает, что если в младшем школьном возрасте не организовать специальную работу по стимуляции и развитию логического мышления, то компенсировать это отсутствие в дальнейшем практически невозможно.
Имеется также ряд педагогических исследований, доказывающих, что при организации систематического педагогического влияния на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте, и при этом не наносится никакого ущерба здоровью ребенка, не происходит ущемления его детства (нарушения психического и эмоционального состояния). Наоборот, становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно-поисковой, формирует творческое и оптимистически-деятельностное отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.
В целом психологи достаточно единодушны: ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, с развитыми интеллектуальными (логическими) операциями, и они не созревают сами по себе по мере взросления.
Сформировать и развить эти специфические особенности мышления (логические операции) у ребенка можно только в процессе систематического целенаправленного обучения (причем не всякого обучения, а обучения, специально направленного на развитие логического мышления).
Мы считаем, что если построить развивающую работу с младшими школьниками в области развития логического мышления на основе учета общей специфики их мышления и в соответствии с целенаправленной установкой на формирование и развитие интеллектуальных (логических) умений, то эта работа достигнет значимых успехов, т.е. возможно достижение хорошего уровня сформированности соответствующих операционных систем уже в младшем школьном возрасте. Кроме того, это будет способствовать повышению уровня интеллектуальных способностей младших школьников, что в свою очередь стимулирует их обучаемость и улучшение качества образовательной подготовки в целом как в данном образовательном звене, так и в дальнейшем обучении ребенка.
Нами была разработана и апробирована система специальных заданий, направленных на развитие логического мышления младших школьников, учитывающая все особенности мышления детей этого возраста. Эта система может быть использована в учебном процессе в практике работы учителей начальных классов (независимо от учебных пособий, по которым происходит обучение), а также при индивидуальной работе с учащимися. Система представляет собой тетради на печатной основе (с 1 по 4 класс), каждая тетрадь содержит больше сотни заданий, имеющих целью развитие логического мышления младшего школьника. Задания представлены в визуально воспринимаемой форме, так что даже нечитающий ребенок понимает, что ему предлагается сделать. Этому способствует визуально-графическое оформление текста задания. Сами задания выглядят как забавные картинки, работа с ними воспринимается ребенком как интересная игра. Но эта игра является прекрасным средством развития логического мышления младшего школьника. Безусловно, в основе подбора и структурирования заданий имеется специальная система (она кратко описана в предисловии для учителя), а сами задания расположены по возрастанию уровня сложности.
Поскольку тетради содержат большое количество заданий, их вполне достаточно, чтобы выполнять по одному заданию каждый день в течение всего учебного года на уроке математики (или любом другом уроке). При желании учитель может использовать тетради для проведения кружковой работы или факультатива, а также для занятий во второй половине дня (в школе полного дня).
Однако следует заметить, что мы считаем работу над развитием логического мышления младшего школьника залогом его интеллектуального развития и поэтому уверены, что она необходима всем детям в классе. Мы считаем особо важным, чтобы учитель не думал, что развивать логическое мышление нужно только у способных к математике детей. Как раз наоборот, это необходимо более всего тем, кто мало успешен в учебном процессе. В наших исследованиях соответствующие занятия проводились даже с детьми специальных коррекционно-развивающих классов, и результат показал, что наибольших сдвигов в уровне развития логического мышления следует ждать от тех учеников, у которых он исходно был совсем низким. Конечно, способные дети тоже улучшают качество развития логического мышления, но в данном случае мы полагаем, что учителю будет намного полезнее в работе то, что даже совсем слабые дети при систематической работе по материалам этих тетрадей значительно улучшают свои результаты, что, конечно, отражается на их учебных успехах. Проще говоря, они начинают лучше соображать и поэтому лучше воспринимают и усваивают материал.
Условие одно: это работа не одного дня и не двух-трех месяцев. Именно поэтому при отсутствии специально разработанных методических материалов, соответствующих типу мышления младшего школьника, учителю было так трудно проводить ее в системе (слишком трудоемким был поиск нужных заданий, не говоря уже об их оформлении на карточки для раздачи детям). Мы полагаем, что наши тетради будут как раз той долго ожидаемой учителями помощью в области развития логического мышления младших школьников, которая сделает для учителя эту работу легкой и приятой, а для ученика интересной и полезной.
Комментарии