Обновление мира начинается в школе.
Дмитрий Мендеелев
Дистанционное обучение в условиях пандемии вносит существенные изменения в условия, процесс и результаты образования. Я не сторонник разговоров в духе «Шеф, все пропало!», поэтому предлагаю посмотреть на ситуацию с точки зрения того, что мы, учителя, можем сделать для сохранения лучших традиций очного урока на основе оптимальных педагогических решений дистанта и грамотного использования выделенных на предмет учебных часов.
Любая идея вырастает из кризиса. Любопытно, что слово «кризис» в японском языке обозначается двумя иероглифами: «опасность» и «возможность». Когда отец, чтобы научить ребенка плавать, иногда на несколько секунд его оставляет, что это? Это опасность, это кризис. Но в то же время это возможность поплыть самому. А отец поддержит. По сути дела, наши ученики вместе с родителями оказались в ситуации кризиса: они не знают, как плыть.
Прежние педагогические механизмы («Оставлю переписывать после уроков», «Заберу работу, если увижу шпаргалку») в условиях дистанта не работают. И тут, как ни странно, ключевой становится фигура учителя, позитивно оценивающего все изменения, способного спокойно принять новую ситуацию, оценить риски, поддержать растерянного ученика и его тревожных родителей, показать направление движения. В рамках данной статьи мы обсудим, какой комплекс педагогических приемов можно использовать на уроках словесности. Уроки учителей словесности трудно уложить в рамки формата, каждый урок неповторим, он рождается как эмоциональный отклик детей на произведение литературы и искусства. Подчеркну, что речь пойдет не о каких-то технических новинках, я поделюсь теми приемами организации обучения, которые мне кажутся продуктивными и делают урок живым.
Будет ли урок интересен детям? Пожалуй, это главный вопрос, который каждый учитель задает себе, планируя занятие. Независимо от того, как он будет его проводить. Разумеется, дистанционный формат в широком смысле рассчитан на мотивированных, самостоятельных и увлеченных предметом учеников. Постараемся найти крючки, за которые можно зацепить всех наших ребят, поневоле оказавшихся заложниками ситуации.
Отталкиваясь от тезиса «урок должен быть интересен», подумаем, как сделать интересными дистанционные уроки.
На уроке интересно говорить
Наверное, именно с этим и связана главная проблема в организации любого урока. Как же детям хочется поболтать! А говорит почему-то учитель! Обидно ребятам. Вспомним: уроки словесности – это еще и уроки коммуникации. Любой творческий процесс на уроке литературы и русского языка (участие в дискуссии, написание сочинения, развернутый ответ на вопрос) предполагает публичность результатов, их обсуждение, оценку, ранжирование.
Коммуникационная составляющая в освоении этих предметов одна из главных.
Так, один из ключевых этапов каждого урока литературы – анализ художественного произведения. На очном уроке он выстраивается в форме беседы любого типа (эвристического, репродуктивного характера). Как меняется ее формат во время дистанционного урока? Я заранее готовлю опросники, которые накануне включаю в домашнее задание. Письменные ответы позволяют оценить умение ребят работать с источниками информации, а устные во время урока – готовность и желание взаимодействовать с одноклассниками в команде. Да, ребята отвечают на уроке, используя свои домашние записи, их ответы четкие, «умные», но я не вижу в этом ничего плохого: дети говорят. Нет, лучше так: говорят дети. Иногда они перебивают друг друга, спорят, часто повторяют одно и то же, но они говорят. Как это важно – почувствовать, что тебя, тринадцатилетнего подростка, слушают! Домашняя подготовка придает ребенку уверенность в правильности своих ответов. Да, эффект неожиданности, наверное, теряется, но при этом я вижу другие достоинства: в беседе с удовольствием принимают участие ученики, которые обычно молчат. Беседа превращается в дискуссию, на которой ребята учатся самостоятельно, связно, логично высказываться о прочитанном, словом, овладевают тем, что принято называть читательской культурой. Особо отмечу, что я не возражаю, если ребенок работает без камеры, но при этом активно отвечает. С психологической точки зрения стеснение подростка вполне объяснимо, более того, отсутствие взаимного зрительного контакта раскрепощает его. Вспомните, как часто ученики смущаются у доски! Дистанционный формат этот эмоциональный стресс снимает. Итог: ученики стараются выполнить задание качественно, чтобы принимать участие в обсуждении. Литература становится практически единственным уроком, где они говорят, а не только слушают и выполняют задания.
Учителем быть интересно
Почему я стала учителем? Мне всегда хотелось быть похожей на мою учительницу: проверять ученические работы и исправлять ошибки красной пастой. Может, если бы в школьном детстве мне дали проверить что-нибудь, моя педагогическая карьера ограничилась бы этим… Шучу, конечно, но о своем желании помню. Я прошу учеников 5‑7‑х классов в качестве бонуса иногда «поработать» учителем и проверить небольшие орфографические диктанты, разборы.
Еще один вариант – прием «ученик как учитель». Очень хорошо работает на уроках русского языка. Накануне все ученики получают задание – подготовить, например, орфографический диктант по актуальной изученной теме (слов 15‑20). Во время урока один из учеников выполняет функцию учителя – сам диктует свои слова и словосочетания. Это вносит эффект новизны и необходимого в условиях дистанта разнообразия, значительно повышает ответственность учеников при выполнении самостоятельной домашней работы.
Исправление ошибок
В старших классах эффективнее проходит анализ работ по развитию речи (ответ на проблемный вопрос, эссе, рецензия, сочинение, изложение). Я называю этот метод «творческая мастерская»: вместе с ребятами мы анализируем их работы, которые они предварительно выкладывают в свои папки на Google-диск. Технические возможности графической проверки у этого ресурса широки: во время урока ученики, работая вместе со мной в режиме совместного редактирования текста, находят ошибки и недочеты (стилевые, семантические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), исправляют их, корректируют, переписывают заново кусочки сочинения, предлагают собственные варианты. Обычно учитель приходит на урок, у него уже проверенная стопка сочинений… «Почему здесь ошибка? Я же вот это хотел сказать…» – демонстрационная проверка работы снимает все эти вопросы. Удивительно то, что ребята просят проанализировать именно их работу, коллективная проверка, по их мнению, более убедительна, позволяет им самим обнаружить логические, композиционные ошибки. Такая работа вызывает живой интерес учеников, рождает непосредственный отклик, требует вдумчивого осмысления.
Когда о тебе помнят
Обратная связь – важный вопрос в условиях дистанта. Мои ученики ведут систематические записи в тетради, выполняют необходимые графические разборы. В течение урока в режиме реального времени выборочно прошу учеников прислать мне фото или показать в камеру свои записи, конспекты, самостоятельно выполненные задания. После первого такого задания обнаружилось, что 5 из 7 человек не ведут записи. К этому учитель должен быть готов! В течение дня ребята высылали свои конспекты, и как отрадно было прочитать сообщение после фото: «Спасибо, вы дали мне хорошего пинка!» (Текст без изменений.)
Теперь этот ученик активно работает на каждом уроке. Да, это и контролирует, и мобилизует ребят, подтверждая, что о них помнят!
Точно так же мы проверяем и задания для самостоятельной работы. Ребята выкладывают фото каждой домашней работы в электронный журнал-дневник, я ее обязательно перед уроком просматриваю, а на уроке кто-то из нас (я или другой ученик, которому я передаю управление) в графическом редакторе исправляет ошибки.
Когда тебя оценивают
Отметка для ученика очень важна при всей широкой демократичности педагогической общественности в отношении к этому вопросу. В качестве проверочных и контрольных заданий я использую разнообразные задания МЭШ, а также Google-формы, которые создаю с учетом специфики и целей конкретного урока (повторение, обобщение и систематизация, контроль знаний). Как расширить тесное, увеличить малое, разнообразить похожее? Как провести оценивание объективно?
Здесь большое значение имеют два фактора. Первый – время на выполнение работы должно быть ограничено (по истечении определенного срока доступ к работе должен быть закрыт).
Если ребенок не смог технически ее выполнить вовремя, ему предлагается другая работа.
Второе – сами задания должны быть оригинальными, не имеющими аналогов в Интернете.
Выход я вижу тут один – придумывать задания самой. Так, например, я сочиняю небольшие тексты с изучаемыми орфограммами или пунктограммами и составляю к ним вопросы. Или же беру известный текст (например, из любимого детьми «Гарри Поттера»), но задания по типу ОГЭ к нему придумываю сама. И тот и другой варианты позволяют сделать объективный вывод о знаниях детей.
Человек устроен таким образом, что он работает на разных скоростях: минута концентрации, минута рассеянного внимания, минута расслабления. Поэтому каждые 7 минут на уроке должна быть смена ритма, то есть учитель должен все время «встряхивать» ученика. В условиях дистанта это тем более очевидно, что у ребенка больше отвлекающих факторов, отсутствует зрительный контакт с педагогом. Нужно следить за своей интонацией, за эмоциями, осознавая, что эффективная работа ученика напрямую связана с состоянием учителя, который чаще всего на уроке один в состоянии активного диалога.
Да, реальность такова, что профессия учителя все более становится стрессовой. Мы ежеминутно мобилизуем свои сознание и воображение, находимся в состоянии непрерывного колоссального эмоционального и умственного напряжения. И пусть в награду нам будет сознание того, что наша работа поможет ученикам и их родителям благополучно пережить сложный период пандемии, без потерь вернуться и к привычному жизненному укладу, и, конечно, в школу.
Галина КАПУСТИНА, учитель русского языка и литературы школы №1518, призер Всероссийского открытого конкурса «Педагогический старт в будущее»-2019
Комментарии