«Вы довели страну до кризиса, какое вы имеете право учить детей жить?» Теперь учителю приходится отвечать и на такие вопросы. Школьники стали другими. А педагоги? Что вообще сегодня может предложить школа? Об этом говорили на IX съезде учителей Республики Карелия.
Первый съезд проходил в Карелии в год Победы, в 1945-м, последний – в 1987-м. Потом пауза затянулась на 18 лет. И вот в конце апреля учителя снова встретились в Петрозаводске. У Галины Разбивной, министра образования и по делам молодежи Карелии, были серьезные причины созыва съезда. «Решения Правительства России по отношению к детству говорят о потере политической морали. Надзирать стало главной функцией тех, кто допускает стратегические ошибки, – сказала она. – Происходит чудовищный дисбаланс между мощью контроля и слабостью поддержки системы образования, детей, подростков и юношества. К сожалению, под прикрытием бурных баталий о пересмотре социального законодательства разгромлен российский Закон «Об образовании», который был признан мировым сообществом в 1992 году самым прогрессивным и демократическим. Вот почему задача съезда – консолидировать усилия учителей – носителей вечных ценностей обучения, воспитания и развития растущего человека. Необходимо определить правила для школ Карелии, при которых должно улучшиться качество жизни ученика».
Слово «качество» на съезде стало ключевым. На секциях с позиции качества рассматривали образовательные цели и результаты, преподавание и условия образования, управление образованием и педагогическое образование. Все эти составляющие легли в основу региональной доктрины и программы «Качество образования» Республики Карелия.
Здоровье на три балла
На съезд приехали 256 делегатов, в школах их избирали тайным голосованием. А те, чей стаж уже превысил 30-40 лет, могли привезти с собой наследника – молодого учителя из своего педагогического коллектива. В перерывах между заседаниями учителя заполняли анкеты, и в итоге у Министерства образования получилось целое исследование о быте и здоровье современного карельского педагога.
«Трудно было ожидать других результатов, – говорит министр Галина Разбивная. – К сожалению, государство все делает для того, чтобы держать в напряжении учителя. Ликвидация льгот, реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов на школы и их закрытие, тревога за сельских учителей и педагогов-ветеранов, которые в школе уже не работают. В итоге 70% делегатов с тревогой думают о завтрашнем дне. А когда учитель имеет такие тревожные сигналы, он о воспитании детей думать не может. Потому что не знает, будет ли завтра работать его школа».
Вот данные исследования по здоровью. Его состояние педагоги в целом оценивают на три балла, 6,3 процента – как хуже некуда, и только 0,6 процента считают, что у них отличное здоровье. 25 процентов винят в резком ухудшении здоровья работу, часто чувствуют недомогание почти 50 процентов. Каждые три месяца болеют, не выходя на больничный, 15 процентов. 20 процентов учителей лечатся сами. Другого выхода у них нет, потому как необходимые специалисты по месту жительства отсутствуют. В итоге 60 процентов вынуждены выезжать куда-либо за получением медицинской помощи.
Не легче и бытовая жизнь учителя. На вопрос, кто реально решает проблемы жилищно-бытового устройства в вашем населенном пункте, 54 процента ответили, что сами жители. Только половине учителей хватает денег на еду и одежду, при этом на крупные покупки приходится откладывать – 55 процентов. Материальное положение по сравнению с прошлым годом улучшилось лишь у 26 процентов.
Свой отпуск педагоги в основном проводят в собственных огородах, на российском курорте по путевке отдыхал только один из 256 делегатов съезда. 21 процент учительских детей также никуда не выезжает.
А главные проблемы, которые наиболее остро стоят перед учителями Карелии, распределились так: высокие и постоянно растущие цены на продукты и товары – 45 процентов, низкая зарплата – 30 процентов, неопределенность своего будущего и будущего своих родных и близких – 29 процентов, проблемы здоровья – 28 процентов, кризис морали, культуры и нравственности – 25 процентов.
Немножко воспитатель
О насущных проблемах учителя писали не только в анкетах, но и говорили в кулуарах съезда. Директору сегодня прежде всего приходится добывать деньги. «За три года, что я руковожу школой, у меня даже характер изменился, – грустно улыбается Валентина Голобородько, директор 10-й петрозаводской школы имени Пушкина с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля. – Не по моему характеру ходить с протянутой рукой, но приходится. Понимаешь, что если не искать спонсоров, школе придется трудно. Сегодня мы можем выбирать учебный план, реализовывать международные проекты, но в то же время у школы много контролеров, которые сверяют реальное положение дел…с идеальными документами. Многие требования пожарных и СЭС выполнить просто невозможно. Здание у нас старое, проводку не меняли 50 лет, а средств у муниципалитета, чтобы обеспечить надлежащую безопасность, нет. Краску, стекла – все добываем сами. Выручает активный родительский совет».
«А у нас даже вывести детей в город проблема, – говорит Алла Епихова, директор средней школы поселка Идель Сегежского района. – От города Сегежа мы удалены всего на 70 километров, но муниципальные автобусы к нам не ходят, даже чтобы выехать к врачу, приходится договариваться с частниками. Средства на автобус и выезд удается найти с трудом. А на поездах теперь детей не вывезешь, мимо нас ходят три поезда, и те без общих вагонов. Выйти в мир через интернет тоже пока не получается – плохая связь. Школьные проблемы помогают решить родительско-попечительский фонд и ученический комитет. В этом году деньги от продажи картофеля с пришкольного участка ребята решили потратить на подарки первоклассникам и выпускникам. Только вот количество учащихся с каждым годом уменьшается, сейчас у нас 100 учеников, и я боюсь, что школу могут закрыть. Ну и, конечно, постоянная головная боль – кадры. Молодые на село не едут, а распределения сегодня нет. Английский язык не ведется второй год. Физик два месяца отработал, чтобы улизнуть от армии, и был таков – уехал в Петрозаводск. Я понимаю, что низкой зарплатой его не удержать. Даже специалист со стажем на ставку со всеми «северными» получает 4 тысячи рублей, с нагрузкой больше ставки – 5 – 6 тысяч. Молодому специалисту полагается около трех. На что этого хватит?»
Для вечерних школ, как оказалось, самые большие проблемы – отсутствие учебников и компьютеров. «Сельские и городские школы по специальным программам укомплектовали компьютерными классами, а в нашей школе только один компьютер, – вздыхает директор Сегежской вечерней школы Людмила Лучинина.
Конечно, в перерывах съезда педагоги говорили не только о бедах материальных. Многие обеспокоены тем, что в школах сокращаются ставки психологов. Правда, самые активные все-таки сумели их отстоять.
Подготовку современного учителя считает главной сегодняшней задачей Ия Денисарова, заслуженный учитель Карелии и России, 42 года посвятившая повышению квалификации учителей республики. «Учителя хорошо готовят как дидакта и слабо как воспитателя. В то время как само содержание образования нужно сделать средством воспитания, развития ученика, формирования у него убеждений, нравственных качеств, норм поведения».
Взрослые и дети
Разговор, каким должен быть современный учитель развернулся на пленарном заседании съезда, когда на трибуну вышел школьник. За всю ученическую братию слово держал Максим Николаевский, ученик 40-го петрозаводского лицея.
«Ученики ждут от учителя, что он будет высказывать свое собственное мнение, а не только сформулированное в учебнике, нам интересны не трансляторы знаний, а учителя-личности. Но сегодня педагоги настолько «заперты» в рамки программы, что не могут по своему усмотрению дать больше времени на самые интересные для учеников темы и тратят несколько часов на материал, который можно пройти за десять минут».
От лица карельских школьников говорил Максим и о том, о чем взрослые знают, но менять ничего не спешат. Слаба детская надежда, что решится наконец проблема перегрузки, и каждый учитель перестанет считать свой предмет самым главным. Школа упорно делает акцент на количество знаний, а не на их качество. «Но ведь охватить все существующие на сегодняшний день знания по предмету нельзя, – убеждал Максим делегатов съезда, – вот и нужны учителя, которые могут свободно обращаться с материалом и обучать не только программе, но и добавлять что-то от себя». Интеллигентно умолчал Максим Николаевский, что многие педагоги отстают сегодня от учеников в использовании информационных технологий. Только попросил следить за новостями в науке. «Например, в биологии постоянно происходит что-то новое, а учитель рассказывает ученикам вчерашний день».
Впрочем, взрослые идут правильным путем. И если только педагогов не собьют с него очередные правительственные законы и постановления, если, несмотря на воз школьных проблем, дойдут-таки они до конца дороги, учиться детям будет одно удовольствие.
А время действительно требует другого учителя. Об этом говорила на съезде Надежда Андрющенкова, заместитель директора 1-го петрозаводского лицея.
«Учитель XXI века – яркая, сильная, амбициозная личность, способная решать жизненные проблемы, ставить и достигать цели и научить этому ребенка. Это воспитатель-профессионал, он предвидит результат, конструирует воспитательный процесс, организует глубинное межчеловеческое взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, владеет коммуникативной культурой, настроен на диалог, открыт, владеет технологиями эффективного сотрудничества, информационными технологиями. У учителя XXI века должна быть новая методическая культура, он рефлексирует свою деятельность, владеет технологиями проектирования, обоснования, экспертизы, методами научного исследования.
Сегодняшнему миру созвучен самостоятельный, инициативный человек, способный брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении. А в обществе важно умение слышать и принимать друг друга. Все это требует коренным образом изменить взгляд учителя на модель образовательного процесса.
Российское учительство – золотой фонд нации, душа и мозг отечественной школы, нам нужна только точка опоры, которая заключается в доверии к учителю, в его публичном признании, наличии свободного времени для творчества, современной системе повышения квалификации, возможности поддержки педагогических инициатив».
Обещанного три года ждут
Доказано на практике, как бы ни были задавлены проблемами учителя, как только они встречаются на конкурсах, фестивалях или съездах – сила тяжести теряет над ними власть. У них вырастают крылья, повышается настроение, они общаются без умолку, уже через пару дней начинают скучать по детям и мечтают вернуться в родную школу. Так было и на карельском съезде. Анкетное исследование, что провела министр Галина Разбивная, это снова подтвердило. На вопрос, какие высказывания больше всего соответствуют вашему сегодняшнему состоянию, почти 65 процентов учителей ответили, что «хотя все не так хорошо, как хотелось бы, трудности удается преодолевать».
Конечно, съезд не решил в одночасье всех проблем, но педагоги ощутили благодарность за свой труд. Каждому делегату было приятно получить на память от главы республики Сергея Катанандова чайный сервиз, а от министра образования – медаль общественного признания «Профессионал России». Надолго запомнится и другой подарок – концерт Государственного оркестра народных инструментов в Карельской филармонии, когда люди в зале не стыдились ни своих слез, ни своего не совсем идеального голоса и просто пели любимые песни военных лет…
Многие учителя, не получившие слова на съезде, смогли сказать о самом сокровенном в «Открытом учебнике», специальном пособии для студентов карельских педагогических вузов и колледжей, изданном накануне съезда. От имени сельских педагогов к главе республики через «Открытый учебник» обратилась Вера Батищева, учитель физики, математики и информатики Юшкозерской средней школы. «Делая большую политику и создавая большую экономику, не забывайте, пожалуйста, о детях, – написала она. – Все начинается с колыбели, с матери, семьи. Нельзя разрушать то хорошее, что достигнуто. Дети должны как можно дольше жить в семье, а не скитаться по интернатам. Защитите небольшие сельские школы!» И, завершая съезд, Сергей Катанандов заверил, что высказанные на съезде предложения лягут в основу деятельности правительства, а еще пообещал: «Будем держаться за сельскую школу до последнего!» Что ж, обещание можно будет проверить уже через три года. Следующий съезд намечен на 2008 год.
Петрозаводск, Карелия
Из обращения к делегатам съезда
Доктрина качества образования может и должна стать основой для достижения новых образовательных результатов, формирования региональной программы «Качество образования» в Республике Карелия, составной частью которой для каждой школы являются:
формирование образовательных программ и программы развития как комплексного механизма достижения нового качества образования;
«обучение качеству» всех участников образовательного процесса как условие овладения новыми способами и средствами реализации программы;
формирование нового уклада школы, общеобразовательной среды, сотрудничества на демократических принципах с соблюдением прав всех участников образовательного процесса;
создание новой системы оценки качества образовательных результатов.
Цели школьного образования
Научить учиться – развить способности использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности.
Научить решать стандартные жизненные ситуации и проблемы.
Научить не описывать, а объяснять явления действительности.
Научить ориентироваться в мире ценностей.
Подготовить учащихся к профессиональному выбору и жизни в меняющемся обществе.
Достижение образовательных результатов как цели деятельности возможно не любыми средствами и способами, а лишь в условиях свободы – соблюдения прав всех участников образовательного процесса, сохранения здоровья и обеспечения физической, психической и психологической безопасности.
Комментарии