“Правление народа без общедоступной информации или без средств ее получения – это пролог к фарсу или трагедии, а возможно, к тому и другому. Знание всегда будет править неведением, и народ, который стремится к самоуправлению, должен овладеть силой, которую предоставляет знание╩.
Джеймс Мэдисон
В становлении правового государства и гражданского общества важная, а порой решающая роль отводится средствам массовой информации. Конституция РФ в статье 29 части 4 утверждает право граждан на свободный поиск, получение и распространение информации на территории России, а также на свободную передачу и производство ее любым законным способом.
Современное общество действует наилучшим образом лишь тогда, когда народ получает всю информацию, допустимую национальной безопасностью. Демократический процесс в своем развитии может опираться только на информированного гражданина. Поэтому значение СМИ несоизмеримо возрастает по мере утверждения и распространения демократических преобразований в стране. Газеты, журналы, радио, телевидение призваны удовлетворять потребностям человека познавать новое и неизведанное, способствовать желанию знать все, что происходит в мире, отвечать на законный интерес иметь максимально полную информацию о вариантах в любой ситуации жизненного выбора.
Уроки, на которых анализируются публикации, телевизионные передачи, занимают особое место в образовательном процессе. Преподаватели и учащиеся должны понимать, какую роль СМИ и информация играют в развитии демократии, уметь выделять позитивные и негативные ее аспекты, научиться противостоять манипулированию со стороны прессы и использовать ее для развития гражданского диалога, общественной дискуссии.
Будущие граждане должны научиться выделять наиболее значимые функции СМИ, давать им характеристику.
Принято выделять следующие значимые функции средств массовой информации:
1). передача информации;
2). создание условий и возможностей для общественного диалога;
3). отражение демократических процессов;
4). утверждение общечеловеческих ценностей;
5). средство ограничения власти;
6). источник власти.
Все функции СМИ тесно связаны и дополняют друг друга, а также имеют существенное влияние на процессы современного общества.
Граждане нуждаются в полной и достоверной информации о политике, экономике, культуре, о международных событиях и делах местного сообщества. Сложно определить достаточный объем информации, которая должна быть доступна для граждан, но она должна включать в себя не только обмен мнениями на злободневные темы, но и факты с комментариями специалистов по общественно важным вопросам.
Публичная сфера деятельности для современного человека имеет важное значение. Именно в печати формируются основные подходы, создаются перспективы, которые ложатся в основу наиболее значимых решений и действий власти и выполняют социальный заказ. Во время избирательной кампании и других политических процессов граждане и их объединения получают наиболее важные общественные идеи и сведения, обсуждают их, а затем принимают взвешенные, ответственные решения. Самые жизнестойкие гражданские позиции получают поддержку, широко расходятся и тиражируются СМИ, и таким образом создается позитивное общественное мнение, влияющее на жизнь страны, мирового сообщества.
Демократические процессы, протекающие в современном обществе и в самих СМИ, приковывают внимание наиболее активной части населения. Сбои, дефекты политических, экономических, правовых и других социальных механизмов становятся объектом пристального общественного исследования. Газеты, радио и телевидение наполняют смыслом повседневную деятельность людей.
Граждане, используя средства массовой информации, обсуждают фундаментальные общечеловеческие ценности, дают оценку не только положительным примерам, но и негативным образцам поведения, обращают внимание на высокое значение человеческих поступков.
Печать и телевидение, собирая и распространяя сведения о решениях и действиях властей и позиции граждан по данным вопросам, служат действенным ограничителем власти. Они, как место для общественной дискуссии, формируют и активизируют общественное мнение, а значит, и существенно влияют на власть, и таким образом повышается возможность для эффективного управления обществом, проведения ожидаемых и предсказуемых реформ.
В современной системе управления обществом СМИ являются одним из важнейших центров власти, причем наиболее независимым, доступ к которому открыт одинаково для всех. Высказывая личную позицию, суждение, оценку по поводу тех или иных общественно значимых вопросов, каждый гражданин становится носителем и источником власти, которая реально влияет на социальную практику, деятельность государственных служащих, политику страны.
Влияние СМИ на демократические процессы чрезвычайно велико, и, для того чтобы оно было позитивным, следует отметить значимые характерные особенности, которыми они должны обладать: свобода, независимость, разнообразие, честность, профессионализм, целостность, доступность и уважение к человеку.
Для того чтобы газеты, радио, телевидение стали источником достоверной и объективной информации об общественной жизни, они должны быть независимыми и не ограничены в выборе объекта своего исследования, какую бы область общественных интересов это ни затрагивало, будь то экономика, политика или идеология.
Цензура недопустима, так как она искажает информацию, делает ее неполной и неадекватной. Демократические процессы могут протекать только в атмосфере точной и достоверной информации.
Цензура резко ограничивает свободу, несмотря на различия источников ее происхождения. Устанавливается ли она из высоких соображений, учреждает ее государство или различные социальные группы (религиозные, идеологические, этнические) или даже организации, занимающиеся сбором и распространением информации. Зачастую злоупотребления властью лежат в плоскости выбора информации, что может быть предано гласности, а что нет, а также в способе представления, то есть в каком виде информация будет преподнесена обществу. Цензура резко сужает широту и глубину общественного диалога.
При демократии должна быть возможность выбора идей и перспектив, которые будут положены в основу формирования общественной политики. Чем шире выбор, тем большая реальность создания ответственного, взвешенного позитивного решения. Выбор представляет разнообразие мнений, позиций, идей, суждений граждан по важнейшим проблемам общества.
Качество информации должно быть высокого уровня, что в первую очередь зависит от точности информационных деталей и достоверности фактов. Но органы печати и телевидения служат не только для передачи информации, но и для ее интерпретации: отбора, обработки, интеграции данных, что должно являться результатом глубокого, беспристрастного, а подчас и мужественного исследования политических, экономических и других значимых процессов, протекающих в обществе.
Необходимо облегчить доступ гражданам к средствам массовой информации, независимо от того, облечены они властью или нет, все должны иметь одинаковую возможность предать общественной огласке свои взгляды, поделиться идеями. Для развития демократии необходим актуальный информационный материал, который без задержек поступал бы в информационный оборот. Пока население не научится соучаствовать в распространении и получении текущей значимой информации, их способности и возможности самоуправления будут ограничены.
Информационные материалы СМИ должны быть пронизаны уважением к личности, к ее чести и достоинству, что позволит существенно расширить и углубить проблематику общественной дискуссии, сосредоточиться на идеях, их содержании, сделать процесс разрешения важных проблем продуктивным и гуманным, не опускаться до взаимных обвинений и препирательств, не превращать публичную политику в бесплодное пустословие.
Средства массовой информации довольно часто демонстрируют негативные влияния, которые искажают и деформируют демократические процессы. Учащиеся должны уметь выявлять факторы, которые отрицательно влияют на качество информации и снижают роль прессы в утверждении демократических отношений.
Резко ограничивает широту и глубину информационного потока монополизация или близкий к тотальному контроль над СМИ со стороны государства, частного собственника или какой-либо социальной группы. Это не позволяет гражданам получить достаточное количество информации, сужает их кругозор, ограничивает выбор перспектив.
Газеты и телевидение в последнее время уделяют большое внимание негативным сторонам человеческой жизни – скандалам, преступлениям, коррупции, дискриминациям различного рода, что очень сильно искажает восприятие людей общественной жизни. Вселяет сомнение в человеческие способности, недоверие к политическим, экономическим и другим социальным институтам и возможностям самоуправления. Когда СМИ посвящают свои страницы, эфир и телеэкраны в основном теме развлечения, то они не выполняют свою обязанность информировать население о происходящем в обществе. Зачастую СМИ стараются воздействовать на сильные эмоции, пощекотать нервы у массовой аудитории, представляя ей информацию соответствующего содержания, предпочитая изображать человеческую природу в темных красках, убеждая публику в том, что страх, насилие и унижение являются неотъемлемыми спутниками жизни человека. Тем самым они сеют в обществе глубокое недоверие к демократии и роли права в стране.
Органы печати и телевидения также могут чрезвычайно возвышать некоторые малозначительные общественные вопросы, приковывают к ним внимание граждан, что в общем снижает уровень общественного диалога, упрощает его проблематику. Более того, позволяя тривиальным темам доминировать в информационном пространстве, СМИ обедняют его, приводят к мысли, что арена общественной деятельности незначительна и недостойна для приложения усилий граждан, а потребности, стремления людей являются лишь их частным делом.
И даже если некоторые проблемы общества имеют большое значение, излишняя концентрация на них может привести к нарушению сбалансированной картины общественной жизни, при которой аргументы одной стороны или позиции будут представлены в выгодном свете, в то время как аргументы другой могут замалчиваться или подаваться недостаточно объективно или неполно. Очень часто внимание общественности фокусируется на определенных личностях или только на проблемах регионального, национального или даже международного уровня, что приводит к искаженному видению перспектив развития и становится существенным препятствием эффективного влияния на социальные и особенно политические процессы.
Качество СМИ зависит от профессиональных стандартов, существующих в сообществе журналистов, и от уровня экспертной оценки общественной проблематики, на которую направлен интерес граждан. Если деятельность журналистов не соответствует высоким общепринятым нормам профессиональной этики, то результатом их работы будет неточная, недостоверная информация, а пристрастная экспертная оценка и отсутствие глубокого знания в области журналистского исследования приведут к поверхностному анализу материала и безответственным выводам. Люди, получающие низкого качества информацию, лишенную глубокого знания проблемы и ее тщательного исследования, едва ли имеют возможность полноценно участвовать в демократическом процессе.
Искажения в процессе передачи информации могут принимать самые различные формы, которые следует научиться выделять и различать:
1) избирательный отбор некоторых фактов и умышленное игнорирование других;
2) подбор данных, при котором одно возможное решение получает предпочтение перед другим;
3) создание поверхностных обобщений, которые хотя и состоят из точных фактов, но они неполные, что в конце концов приводит к неверным выводам;
4) использование эмоционально насыщенного языка, который мешает разумному, рациональному исследованию информации и уводит от интеллектуального рассмотрения проблемы;
5) опора на стереотипы, предрассудки, предубеждения, которые подсказывают выводы, основанные не на тщательном изучении фактов, а на ожидании “чудесного╩, простого и легкого решения;
6) использование подхода в работе с общественной проблематикой, в основе которой упрощение сложных социальных вопросов, комплексные проблемы требуют комплексных решений.
Доступность средств массовой информации для граждан есть еще одна проблема, которую следует принять во внимание. К СМИ как к “трибуну общественных интересов╩ далеко не всегда может быть свободным доступ. Государство, собственники СМИ, общественные группы могут стать серьезным препятствием для граждан в проведении значимого общественного обсуждения, резко сузить возможности публичной дискуссии, что приводит к игнорированию важных позиций, аргументов, проблем, и повлиять на качество решений в области социальной политики.
Новое тысячелетие принесло в мир большое количество разнообразных, очень сложных проблем, которые касаются каждого человека, что требует более взвешенных, сбалансированных подходов от людей, общества и всего мирового сообщества. При этом СМИ играют решающую роль, особенно при принятии общественно важных решений. Школа должна помочь учащимся стать информированными и ответственными гражданами, творцами высокоэффективных демократических отношений, которые сделают Россию одним из лидеров мирового сообщества.
Юрий АНТЮХОВ,
учитель граждановедения
Орел
Комментарии